Беседа – знакомство с художником «Удивительный мир Фриды Кало»

6 июля 2022 года исполнилось 115 лет со дня рождения мексиканской художницы Фриды Кало де Ривера (или Магдалены Кармен Фриды Кало Кальдерон)

Фрида Кало родилась в Мехико в 1907 году. Она третья дочь Гулермо и Матильды Кало. Отец — фотограф, по происхождению — еврей, родом из Германии. Мать — испанка, рождённая в Америке.

Двухлетняя Фрида 1909 год
Маленькая Фрида 1911 год

«Мои бабушки и дедушки, родители и я» — генеалогическое древо, созданное Фридой

В шесть лет Фрида заболела полиомиелитом, болезнь приковала задорную, непоседливую малышку на девять месяцев к постели.
Белые простыни, сменяющие друг друга медсестры, боль и лекарства стали постоянными спутниками её жизни.
Девочка поправилась, но из-за атрофированных мышц навсегда осталась хромой — за это местная детвора называла её «Фрида — деревянная нога».
А она наперекор всем плавала, играла с мальчишками в футбол и даже занималась боксом.
Отец взял на себя заботу о больной дочке. Он придумал для неё целый комплекс упражнений, который казался в то время немыслимым для девочки из уважаемой мексиканской семьи.
Она каталась на роликах и ездила на велосипеде, хотя эти виды спорта традиционно считались мужскими, а также занималась греблей и борьбой, играла в мяч.
Хромота со временем стала менее заметной, но нога оставалась очень худой. Фрида пыталась это скрыть, надевая несколько пар чулок под высокие сапоги, а позже носила брюки и мешковатую одежду.



Фрида — в центре. Она словно занимала место сына, которого не было у отца

Фрида выросла в царстве женщин, в красивом «Синем доме» с внутренним двориком, расположенным на углу улиц Лондрес и Альенде. Заправляла домом деспотичная и склонная к депрессиям мать, которую Фрида называла «шеф». Матильда (так звали мать Фриды) выросла в семье, где было одиннадцать детей. Она была самой старшей, присматривала за всеми и совсем не знала материнской ласки, поэтому ей нечего было предложить своим детям.

Жизнь великой мексиканской художницы Фриды Кало — это необыкновенная и яркая история о безумной любви, творчестве и постоянном преодолении физической боли.

Предлагаем вам видеоролик «Фрида Кало и её искусство»

Всю жизнь у неё было слабое здоровье — сначала Фрида переболела полиомиелитом, в подростковом возрасте попала в серьёзную автомобильную аварию, после которой пришлось перенести многочисленные операции, повлиявшие на всю её жизнь.
В 1929 году Фрида вышла замуж за художника Диего Риверу. Помимо общих интересов, их сблизило то, что оба поддерживали коммунистическую партию.

Фрида Кало и Диего Ривера

Диего Ривера — художник, работающий в стиле мексиканской монументальной живописи, — стал самой большой любовью Фриды.

Они с Фридой поженились 21 августа 1929 года. «Союз слона и голубки», с горечью прокомментировали рождение новой семьи близкие Фриды.

В годовщину независимости Мексики, 17 сентября 1925 года, автобус, на котором ехала Фрида врезался в трамвай. Тройной перелом позвоночника, перелом ключицы, ребер, вывих левого плеча… список травм поразил даже врачей. Они собирали Фриду буквально по частям.


Рисунок «Авария» Фрида сделала спустя год после выписки из больницы

О творчестве всемирно известной Фриды Кало вам расскажут книги:

Почему Фриду Кало знают во всём мире? Она жила в эпоху великих перемен, захлестнувших не только ее родную Мексику, но и другие страны. На ее долю выпало немало страданий, но она не прятала свою боль — она ее рисовала. В автопортретах Фриды, словно в зеркале, отражались переполнявшие ее мысли, чувства и образы.
Своими картинами она рассказывала людям и о себе, и о своей стране. Возможно, Фрида стала бы хорошим врачом, но страшная авария нарушила ее планы и навсегда изменила ее жизнь. Другой бы на ее месте сломался, но только не Фрида. Борьба с болезнью, личные переживания из-за предательства самых близких людей и революционные преобразования в Мексике стали темами ее творчества. Она пыталась донести мысль: никому не дано избежать тоски, боли и утрат, но мужество, надежда и любовь, которые живут в сердце, помогут справиться с любыми испытаниями судьбы.

Томас, Изабель. Маленькие истории о великих людях. Фрида Кало. – Москва. 2018. – 63 с. (в пер.).

Ими восхищались художники. Их воспевали поэты. Они царили в кино и блистали на сцене. Творили поэзию и вершили политику. Они определили лицо своей эпохи. Женское лицо XX века. Верность собственному призванию, внутреннее достоинство, недюжинная сила — этими женщинами нельзя не восхищаться. Редкая красота, выдающиеся таланты, поразительные судьбы — их нельзя не любить. Они гордость и слава XX столетия, по праву считающегося Женским Веком.

Вульф, Виталий Яковлевич. Великие женщины ХХ века. — Москва : Яуза : Эксмо, 2009. — 749 с. (в пер.).

Эта книга расскажет о 20-ти девочках, впоследствии ставших знаменитыми учёными, исследователями и деятелями искусств, чьи имена навсегда останутся в истории человечества. Какая женщина-палеонтолог ещё в детстве первой в мире нашла скелет ихтиозавра? Кто из кинодив способствовал появлению Wi-Fi? Какая исследовательница стала обладательницей сразу двух Нобелевских премий? Энциклопедия ответит на все эти и многие другие вопросы о необыкновенных девочках, изменивших мир.

Трояно, Розальба. 20 необыкновенных девочек, изменивших мир. — Москва : Эксмо, 2021. — 87 с. (в пер.).


Картины Фриды Кало висят в Лувре, Музее современного искусства в Нью-Йорке,
продаются за миллионы долларов.

Картина создана в 1944 году. Она написана маслом на мазоните и была создана вскоре после того, как Фрида перенесла операцию на позвоночнике, проведённую для решения проблем, возникших в результате серьёзной дорожной аварии, жертвой которой стала Фрида в возрасте 18 лет. Картина хранится в музее Долорес Ольмедо в Мехико.

Спустя год после аварии Фрида вновь слегла с болезнью. Она не могла встать, поэтому мать установила ей кровать с балдахином, повесила внутри небольшое зеркало и заказала специальный мольберт, а отец принёс коробку с красками. Ей оставалось лишь рисовать саму себя, вглядываясь в небольшое зеркало. Все, что ей было доступно для изучения, — это собственное лицо.

У Фриды было много разных автопортретов:
с обрезанными волосами, с мексиканской собачкой, обезьянкой, мужем Диего… Всю жизнь она изучала себя.

Так появились автопортреты художницы, которые она затем рисовала всю жизнь. Провокационные, чувственные, странные. В национальных платьях и мужских костюмах.
«Я пишу себя, потому что знаю эту тему лучше всего», — говорила Фрида.

Сегодня как никогда ранее, искусство Фриды привлекает внимание всех. Даже тех, кто далёк от увлечений живописью. Или вообще от искусства в целом. И благодаря фильму «Фрида» многие впервые узнали эту великую женщину. Именно теперь пик признания творчества Фриды! В искусстве, в моде, в литературе.

Фрида Кало стала одним из кумиров XX века. Впервые выставив напоказ все переживания, всю реальность своей жизни, она стала феминисткой ещё при жизни. И стала первой, кто отобразил в искусстве внутреннюю боль и остроту переживаний.

Картина «Две Фриды» создана в 1939 году. Она стала первой крупномасштабной работой, выполненной Кало, и считается одной из её самых значительных картин. Картина представляет собой двойной автопортрет, изображающий две версии Кало, сидящих вместе. Одна из них одета в белое викторианское платье европейского стиля, а другая — в традиционное платье из Техуаны.

Картина «Автопортрет с терновым ожерельем и колибри» создана в 1940 году. Кало написала автопортрет с чёрной кошкой и обезьяной после развода с Диего Риверой и завершения её романа с фотографом Николасом Мюреем.

Картина создана в 1946 году. Произведение передаёт физические и эмоциональные страдания, переживаемые Фридой, что отражает характерную для неё манеру подачи материала на протяжении всего творчества. «Маленький олень», в частности, был создан в конце жизни Кало, когда она переживала болезненное состояние. Кало сочетает в картине доколумбовые, буддийские и христианские символы, чтобы выразить широкий спектр влияний на её творчество убеждения.

Картина «Что дала мне вода» создана в 1938 году.

Она является автобиографичной, в ней отражено больше внутренней сути автора, чем в любой другой её работе.

Картина создана в 1940 году. Хотя она и была утеряна в 1955 году, три фотографии этой картины были сделаны между 1940 и 1944 годами. «Раненый стол» был впервые показан в январе 1940 года на Международной выставке сюрреализма в Галерее мексиканского искусства Инес Амор в Мехико, а её копия ныне хранится в Художественном музее Герке-Ремунд. Подлинник в последний раз выставлялся в Варшаве в 1955 году, после чего исчез и по-прежнему разыскивается.

«Любовное объятие Вселенной и Земли. Я, Диего и Ксолотль», 1949 год.

Подолгу разглядывая себя в зеркале и анализируя собственные физические и душевные страдания, Фрида переносила увиденное на холст.

«Автопортрет с обезьянкой», 1942 год.

1940 год. Фрида Кало проходит лечение в Сан-Франциско у лучшего врача по болезням позвоночника. Она истощена постоянными болями в спине, в раздробленной ноге и тазу. Поэтому в картинах воссоздает собственный уход. Так она передаёт свои мысли о суициде. Яркое воплощение этой идеи — картина «Сон, или Кровать». На ней изображена кровать с балдахином, в которой спит Фрида. Наверху скелет, овитый цветами и динамитом.

«Моисей» («Ядро Создания»), 1945 год

Воссоздать схему истории мира — такую дерзкую и масштабную задачу поставила перед собой Фрида Кало. Картина «Моисей» в деталях передает представление о мироустройстве ацтеков, адаптированное мексиканской художницей, чтобы продемонстрировать эволюцию человечества.
Картина поделена на четыре квадрата, каждый из которых населён историческими и мифологическими персонажами.
В нижних квадратах расположились персоны, с которыми ассоциируется развитие человечества и постигшие его войны и катаклизмы. Слева соседствуют египетский фараон, Карл Маркс, Будда и Чингисхан, Махатма Ганди и Зигмунд Фрейд. Справа расположились Иисус Христос, Наполеон, Эпикур и Парацельс, Гитлер и Нерон. Это земная юдоль человечества — его интеллектуальное и духовное развитие.

Верхнюю часть картины (небесную) — место жительства ацтекских, египетских, иудейских и христианских богов — отделяют скелеты, что символизируют переход человека из бренности земного существования в мир духов.

Единство всех миров обеспечивает солнце — энергия жизни, которая бесконечна и живительна. Она согревает мировое яйцо — человека в плаценте, ещё две яйцеклетки справа и слева не оплодотворены. Их касаются лучи, значит жизнь будет продолжаться.

Матка с ребёнком — символ бесконечности жизни на земле, перехода смерти в жизнь. Она орошает дождём-слезами корзину, в которой плывет маленький Моисей — духовный учитель и мудрец (у него есть третий глаз). Так Фрида Кало увидела бесконечность бытия, путь человечества из плена смерти в объятия духовного мира.

Последнее десятилетие жизни художницы принесло ей славу.
Проходит выставка в Нью-Йорке, к её ногам падает Париж. Эта удивительная и экстравагантная дама выражает в картинах то, о чём страшатся даже помыслить чопорные европейцы и американские пуритане. Диего Ривера сказал о Кало, что она смогла эмоционально, откровенно и свирепо рассказать о том, что мучит женщину.
Её боготворят, её картины покупают.

Однако 47-летняя художница очень страдает. Это физическая боль, которую некоторое время удавалось заглушать алкоголем, сигаретами и наркотиками, но вскоре она стала невыносимой.
Фриде Кало ампутируют по колено ногу, пораженную полиомиелитом, проводят девять операций на позвоночнике. Она практически не поднимается.

В это время в Мехико открывается её персональная выставка. Художницу приносят на носилках и укладывают на кровать, которую поставили в галерее. Она шутит, пьёт текилу и поёт сентиментальные песни.
На выставке представлена последняя работа, которую написала Фрида Кало.
Картина «Да здравствует жизнь» стала завершающим аккордом в драме страдания мексиканской сюрреалистки.

«Да здравствует жизнь» (1954 год)

Яркий натюрморт со сладкими арбузами отображает её отношение к жизни и смерти. Красные разрезанные плоды напоминают изрезанного человека, но они полны живительного сока, который утоляет жажду и продлевает кому-то жизнь, дарует наслаждение.
Поэтому на мякоти одного из них вырезано: «Да здравствует жизнь!» — девиз Фриды Кало.

Блистательная и неординарная Фрида Кало сделала знаменитой свою родину — Мексику. Её удивительный талант, смелость и дерзость в выражении человеческого страдания в художественных образах до сих пор завораживают людей. Картины художницы пронизаны болезненными, драматическими эмоциями. Они будоражат воображение и шокируют, но при этом не теряют своей актуальности.

Интерес к картинам Фриды возродился спустя десятилетия после её смерти — в начале XXI века. Биографию мексиканки с Сальмой Хайек в главной роли экранизировала голливудский режиссёр Джули Тэймор. В это же время предприниматели решили монетизировать имя художницы: появилась линия косметики, марка текилы, спортивная обувь, ювелирные изделия, керамика, нижнее бельё и даже пиво с именем Фриды Кало.

Сегодня картины Фриды продаются за рекордные для латиноамериканских авторов суммы, а её называют самой известной художницей в мире.

Спасибо за внимание!

Подготовила Сукрушева Л.А.