Час краеведения «Портрет донского казака»

По решению Исторического совета Всевеликого войска Донского наступивший год объявлен Годом единения казачества и 450-летия служения Донских казаков  Российскому государству.

Губернатор Ростовской области Василий Голубев пригласил главу государства в августе посетить регион и принять участие в торжествах по случаю 450-летия служения донских казаков Российскому государству.

VI Всемирный конгресс казаков, который должен был состояться в сентябре в Новочеркасске, из-за пандемии коронавируса перенесли на неопределённый срок. Планировалось, что в казачью столицу на это масштабное мероприятие, помимо российских казаков, приедут более 500 гостей из дальнего зарубежья, но Covid-19 внёс свои коррективы.

Однако это не значит, что все запланированные мероприятия отменяются. К празднику в казачью столицу приедут гости со всей России. Они примут участие в двух мероприятиях. 3 сентября в городе состоится совет атаманов всероссийского казачьего общества. Он пройдёт в Вознесенском патриаршем всеказачьем соборе.

На 4 сентября запланировано заседание совета по делам казачества при Президенте РФ. Ожидается приезд в Новочеркасск федеральных министров…

Итак, немного истории…

16 января (3 января по старому стилю) 450 лет назад царь Иван Васильевич отправил к жителям Дона грамоту с просьбой послужить российскому государству. С 1570 года и ведет свою историю донское казачество. На основании этого сохранившегося документа донское казачество считается самым старшим среди российских казаков.

Давайте, дорогие друзья, поговорим о том, хорошо ли мы сегодняшние жители Донского края понимаем, кто такие казаки, какие они, откуда взялись, как встроены в современное общество?

Об их происхождении до сих пор спорят историки. Неверным было бы считать, что казачество произошло от «иноверцев» – людей иной национальности, нежели доминирующий русский этнос, исповедующих какую-то другую религию. Дело в том, что история донского казачества неотделима от русской истории, и это обусловлено как единым этническим генотипом, так и христианской религией, которой всегда придерживались, живущие здесь люди.

Историческая область расселения донских казаков – это современные Приазовье, Волгоградская область, восточные части Украины. Именно здесь проживало этническое русское население еще с домонгольского периода, в годы существования Хазарии. По другой версии — во времена монголо-татарского ига исконное население, относившееся к русскому этносу, было уничтожено. В результате эти опустевшие земли начали заселять беженцы из тех областей, которые сегодня называются средней частью России. Или, например, версия, что казаки — это народность, которая образовалась в начале Новой эры как результат генетических связей между туранскими племенами скифского народа кос-сака (или ка-сака) и приазовских славян метео-кайсаров с некоторой примесью аланов. Имя казаков в разных вариациях — Коссахи, Касакос, Касаги, Касоги, Казяги, — встречается у греков, в русских летописях, в тюркских источниках и проч. «Коссахи» в переводе с языка скифов значит «белые Сахи», или «Белые Олени» (название скифского племени). Не случайно поэтому у казаков в гербе — белый олень, раненый стрелой.

Документальные источники до середины 16 столетия не упоминали о казаках. Лишь в 1550 году Юсуф, ордынский князь, пожаловался в письме Ивану Грозному на неких людей, подданных русского царя, которые не дают покоя татарским послам, отлавливают их на дорогах, возвращающихся домой с подарками самому Юсуфу, и бессовестно грабят. Судя по всему, уже в середине XVI века будущие донцы действовали активно и не слишком боялись наказания.

Через 20 лет, в 1570 году Иван Грозный направил донским «бродникам» грамоту, признав, таким образом, их как организованное сообщество и дав независимость. Именно этот год считается точкой отсчета официальной истории донских казаков.

Изначально Донское войско пользовалось своими привилегиями, данными грамотой. Однако постепенно из вольницы начало формироваться самостоятельное, но несколько ограниченное в решениях воинское формирование. Так, уже в 1584 году войско Донское присягнуло Феодору Блаженному (сыну и наследнику Ивана Грозного) на верность. Спустя 40 лет казаки принесли такую же присягу Михаилу Романову.

Это, однако, не мешало им иметь собственные взгляды на происходящее и самостоятельно решать, чью сторону поддержать в сложные периоды российской истории – например, во времена Смуты. Более того, донцы периодически умудрялись ещё и пиратствовать, отправляясь по морю в турецкие земли. В этих начинаниях Москва старалась их поддерживать, видя свою выгоду. Однако восстание Степана Разина многое изменило. После того как этот бунт был подавлен, полувоенную вольницу вынудили присягнуть Алексею Михайловичу. И донские казаки с 17 века все свои шаги в дальнейшем были обязаны согласовывать с правительственным гарнизоном, который разместился на Дону.

История донского казачества изобиловала самыми разными событиями. Уже одно перечисление их подтверждает то, насколько активно казаки принимали участие во всем, что происходило в стране. Это и:

  • Восстание Ивана Болотникова;
  • Поддержка поляков и Тушинского вора в Смутное время;
  • Азовский поход Петра Первого;
  • Русско-шведская война;
  • Восстание Кондратия Булавина;
  • Персидский поход Петра Первого;
  • Семилетняя война;
  • Русско-турецкие войны;
  • Восстание Емельяна Пугачева и его подавление;
  • Взятие турецкой крепости Измаил;
  • Итальянский поход Суворова;
  • Отечественная война 1812 года;
  • Первая мировая война;
  • Гражданская война на Дону.

Особенно сложным стал период Гражданской войны, которая длилась на территории Дона в 1917-1920 годах. Эту эпоху донского казачества Шолохов гениально описал в своем знаменитом романе. Многие донцы были вынуждены уехать в эмиграцию, но большинство осталось в Советской России.

Однако далеко не все казаки смирились с новой властью, что и привело к неприятному эпизоду в их истории. Далеко не каждому известно, что часть донских казаков в ВОВ перешла на сторону вермахта, а в Новочеркасске была 1-я казачья дивизия. Впоследствии из нее сформировали казачий корпус СС.

После окончания Второй мировой войны донские коллаборационисты были вынуждены скрываться в Европе, однако американцы и англичане выдали их руководству СССР. Во многом эта страница истории существенно подорвала отношение советской власти к донскому казачеству, в результате чего донцы длительное время оставались вне круга интереса и внимания со стороны государства. Тем не менее, отдельные казачьи части воевали против вермахта и на стороне Красной Армии.

Второй шанс донское казачество получило с началом перестройки. В настоящее время во многих городах страны, от Краснодара до Салехарда, имеются собственные казачьи подразделения. Но исконные донцы все же предпочитают оставаться на своей исторической территории, занимая твердую позицию поддержания государственной внешнеполитической линии.

Традиции казачества своеобразны. Они, несомненно, берут свое начало от тех полузабытых времен, когда вольница с Дона пользовалась свободой, дарованной Иваном Грозным. Именно в ту пору зарождался своеобразный казачий устав, который регламентировал принятие в казаки.

Нужно отметить, что казаки всегда гордились своим происхождением. В их кругу считалась доблестью не только служба, но и образ жизни. О том, что казаком надо родиться и стать, говорят и некоторая обособленность казачьего уклада, и дошедшие из старины некоторые обряды.

Так, настоящим казаком мог быть только тот, кто родился на Дону и имел свою генеалогию донского казачества. Однако вровень с ним мог стать и потомок в третьем колене человека, принятого на кругу в казаки и создавшего здесь собственную семью. Если казачья семья приезжала на Дон из других мест, можно было пройти обряд посвящения в донские казаки.

В этом ритуале принимали участие дети от 3 до 7 лет (из иногородних семей). Однако станичные дети также проходили такой же обряд посвящения, только возраст их начинался от 10 лет. Сначала мальчик должен был продемонстрировать, что отлично знает не только традиции, но и православные молитвы. Затем он целовал казачью шашку в знак присяги на верность войску Донскому. После этого казачку дарили Евангелие и фуражку, и с этого момента он считался полноправным казаком, вступившим на военную службу.

Стоит принять во внимание, что воспитание будущих воинов у донских казаков было довольно строгим. Драться юный казак должен был уметь, когда только начинал говорить. Мальчики учились рукопашному бою с 3-х лет. В том же возрасте начиналась учеба верховой езде. Стрелковое оружие преподавалось с 7-ми лет, а владение орудовать шашкой и нагайкой – с 10-ти. Казаки были не только прирожденными воинами, но и хорошими земледельцами, поэтому детвора работала в поле наравне со всеми уже с пяти лет.

Самобытность казаков отражается и в их культуре. Для того чтобы понять донскую душу, стоит прислушаться к старинным народным песням. Они являются ярким элементом казачьей культуры.

Песни донских казаков слушать нужно хотя бы для того, чтобы понять, насколько тесно эти традиции переплетены с фольклором малороссийских и южных русских регионов. Однако в этих песнях есть и уникальность, свойственная только донской культуре.

Народные казачьи песни исполняются всегда несколькими людьми, причем на фоне обязательных нижних голосов наблюдается высокий подголосок. Это придает песне особую эмоциональность.

Нужно отметить и еще один нюанс — старинные песни поют преимущественно мужчины. Возможно, причиной служит тематика такого фольклора, ведь песни казачьи, по большей части, рассказывают о военной службе. Кроме того, казаки не просто поют, но и с помощью вокала проигрывают, проживают любую песню. Наконец, особенностью является и длительность подобных песен. Считалось, что чем длиннее песня, тем лучше.

В целом песни донского казачества можно поделить на строевые и лирические. Первые отличаются ярко выраженным темпом и напоминают молодецкую скачку на лошадях. Лирические же песни, чаще всего, являются медленными, плавными, протяжными.

Есть у казаков песни, которые русские люди будут помнить и петь всегда.

Вот одна из них, давайте послушаем.

Культура донских казаков сформировалась на базе христианских ценностей. Следовало строго соблюдать 10 заповедей. Среди казачьих обычаев выделяется безоговорочное подчинение старшим, уважительное отношение к женщинам, гостям дома. Родители являлись для казаков основой мироздания, поэтому дети в казачьих семьях всегда обращались к отцу и матери исключительно на «Вы». А в присутствии человека, старшего по возрасту, запрещалось не только курить, но и сидеть.

Несмотря на то, что двор донских казаков всегда хлебосолен, а сами станичники очень позитивно относятся к застольям, пьянство в их среде строго осуждается. Вместе с тем, редко какой праздник у донцов обходится без угощения, танцев и песен. Обычай гулянья исключительно мужской компанией был связан с привычкой к долгим военным походам. В настоящее время эта традиция почти ушла в прошлое.

В 15 веке крестьяне, искавшие вольно жизни и нашедшие свою землю на берегах Дона, были практически все мужского пола. Неудивительно, что «женский вопрос» стоял очень остро. Отчасти поэтому частенько казаки устраивали набеги на соседей, в основном Турцию. В качестве трофеев нередко попадались красивые турчанки, их донцы брали в жены, образуя смешанные браки.

Во время атаки на турок в Таганрогском заливе в 1635 году донские казаки захватили в плен 1735 женщин, которых всех впоследствии взяли в жены. Турчанок они называли ясырками, а рожденных детей — болдырями. От этого то и пошла фамилия Болдырев.

Интересно, что жениться на русской или украинке у донских казаков было не в почете. Даже, когда на юг массово заселялись русские, донцы предпочитали дистанцироваться от близких контактов. Русских переселенцев, вероятнее всего, они воспринимали, как угрозу своей самобытности, боялись раствориться в их культуре и обычаях.

Казаки старались рано обзаводиться семьей, до 20 лет, чтобы успеть продолжить свой род до ухода на службу.

А как же донские казаки встроены в жизнь современного общества?

Всевеликое войско Донское внесено в государственный реестр казачьих обществ, координацию работы которых осуществляет Совет при Президенте РФ по делам казачества.

Общая численность казаков войска Донского, с учетом членов их семей, составляет около 170 тысяч.

Войсковые казачьи структуры решают вопросы обеспечения безопасности граждан, охраны культурного наследия, значимых объектов инфраструктуры области, рыбоохраны, военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи.

Давайте посмотрим небольшой видеоролик о донских казаках сегодня.

Наверное, все мы, живущие здесь на донской земле – немного казаки.

Давайте же, друзья, познакомимся с символами казачества.

С символами в самом широком смысле, не только с символикой и атрибутикой. Проверим себя – есть ли отклик в душе, симпатично ли всё это нам с вами, казаки ли мы? 🙂

СПАСИБО, ЧТО ДОЧИТАЛИ ДО КОНЦА!