Дневник искусств «Причуды воображения»

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес— испанский художник и гравёр,
один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.

В этом году мы отмечаем 275 лет со дня рождения художника.

Портрет Франсиско Гойи работы Висенте Лопеса Портании, 1826

Гойя происходил из семьи обедневших дворян-идальго. Он родился неподалеку от Сарагосы в 1746 году. Дворяне в Испании не имели права работать и отцу семейства пришлось отказаться от дворянского образа жизни; переехав в Сарагосу, он занялся ремеслом.

Уже ранние годы художника были пронизаны трагизмом и чередой неудач. Хорошего образования он не получил: его первый учитель, священник Хоакин, отдавал предпочтение слову божьему, а не обучению грамоте, поэтому до конца жизни Франсиско Гойя писал с ошибками.

Талант Гойи как художника раскрывается относительно поздно, во время обучения в иезуитском колледже в Сарагосе. Здесь у него появились первые заказы и первые покровители. Поверивший в своё призвание Гойя в возрасте семнадцати лет оправляется в Мадрид, где принимает участие в конкурсе, пытаясь попасть в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, однако терпит провал.

Франсиско Гойя не мог похвастаться привлекательной внешностью, но при этом пользовался успехом у женщин. Возможно, причиной тому были его страстная натура и мятежный дух творца. Художник известен множеством любовных интриг. Однажды за свою любвеобильность Гойя был сильно избит, после чего он принял решение бежать в Италию.
Этот период его биографии покрыт тайной, однако, именно с путешествия в Рим карьера художника пошла в гору. Потерпев неудачу на конкурсе в Мадриде, он вновь становится конкурсантом – на этот раз Пармской академии, представив свою работу «Ганнибал, взирающий с высоты Альп на поля Италии», и получает вторую премию.
Из Италии художник возвращается в Сарагосу, город, сыгравший важную роль в его судьбе. Он участвует в росписи главного храма города – собора Мадонны Пилар. Сегодня на главной площади Сарагосы, недалеко от собора, стоит памятник Гойе.
Его фрески покорили заказчика и принесли мастеру признание. Он переезжает в Мадрид и начинает получать многочисленные заказы, позже став придворным живописцем.

«Богородица и святые мученики» — фрагмент росписи Базилики дель Пилар в Сарагосе

Казалось бы, наладилась и личная жизнь. Гойя женился на сестре одного из своих учителей — Хосефине. Художник влюбился в неё ещё до отъезда в Италию. Однако семейную жизнь художника вряд ли можно назвать счастливой. Супруга отличалась тяжёлым нравом. Из пятерых детей — четверо умерли в младенчестве. Как только Гойе стали доступны встречи с придворными аристократками, Хосефа была тут же им практически забыта. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812 году. Гойя написал только один портрет своей жены.

1770-е годы – время обретения богатства и славы. Художник работает по заказам от высшей знати, создает свои самые известные произведения, среди которых выделяется картина «Зонтик».

«Зонтик», 1777

Именно в этот период впервые дала о себе знать болезнь Гойи, ставшая одной из главных загадок и трагедий его жизни. Первые приступы болезни проявлялись в 1777–1778 году. Тогда болезнь отступила, так как художник был ещё молод.

Уже зрелого и женатого Гойю вновь посетил ещё один демон — демон страсти. Он встретился с Каэтаной, тринадцатой герцогиней Альбой. Они познакомились на балу, и с тех пор образ герцогини не отпускал художника. После одной из встреч с ней уже больной Гойя воскликнул: «Наконец-то я знаю, что значит жить».

«Герцогиня Альба и монахиня», 1795

Гойя написал много её портретов. Но не один из них не нравился самому мастеру. При всей глубине работ душа герцогини, как ему казалось, оставалась неуловимой. Несколько раз Гойя писал герцогиню Альбу в образе махи — испанской горожанки, модницы и щеголихи, XVIII—XIX веков.
Наибольшую известность получили его работы «Маха обнажённая» и «Маха одетая».
Обе картины принадлежали первому министру Испании Мануэлю Годою, известному дамскому угоднику, являясь частью его коллекции обнажённой натуры, причём «Маха обнажённая» была скрыта за «Махой одетой» таким образом, что в любой момент могла быть явлена зрителю с помощью специального механизма, оголяясь прямо на его глазах.

«Маха обнажённая» (1797-1800) и «Маха одетая» (1800-1805)

Надо сказать, что сейчас искусствоведы считают более вероятным, что моделью для этих работ послужила не герцогиня Альба, а Пепита Тудо — любовница и впоследствии жена Годоя.


Болезнь Гойи сказалась на его творчестве. Именно с ней искусствоведы и историки связывают изменения в стиле живописи и загадочный, пугающий дух картин мастера.

Её долгое время не могли диагностировать. И, впоследствии, много раз ставились различные диагнозы, но ни один из них не был подтверждён. Недавно появилась версия, что художник стал жертвой синдрома Сусака, редчайшего заболевания, которое стало известно медицине лишь в 1979 году, через двести лет после того, как симптомы появились у Гойи.

Проявления этого недуга были воистину ужасны. Художник оглох и испытывал серьёзные проблемы с координацией движений, иногда не мог стоять на ногах. Кроме того, он почти потерял зрение, временами терял сознание, в конце концов его разбил частичный паралич.
Болезнь то отступала, то вновь вступала в свои права. Живописец испытывал жуткие боли, был на грани встречи со смертью, но продолжал творить.

Давайте посмотрим, друзья, виртуальный альбом
«Миры Франсиско Гойи»,
в котором мы собрали работы мастера разных лет.

Символично, что уже с первыми приступами болезни в творчестве Гойи появляется медицинская тема.
В 1820 году он пишет картину, которую впоследствии назвали «Гойя и его врач Арриета». Надпись на картине объясняет, почему Гойя написал её:

«Гойя, в благодарность своему другу Арриете: за сострадание и заботу, с которыми он спас свою жизнь во время острой и опасной болезни, от которой он перенес в конце 1819 года на семьдесят третьем году жизни…Он написал его в 1820 году

Гойя, возможно, ожидал смерти, но под опекой Арриеты он выздоровел и прожил еще восемь лет.

«Гойя и его врач Арриета», 1820

Жизнь и творчество Гойи охватывают почти целый век. Они пришлись на время зверств инквизиции, её жертвами стали многие друзья художника. Да и сам живописец боялся преследования. Будучи воспитан в лучших католических традициях и находясь при дворе, Гойя внутренним зрением видел все несообразности современной ему эпохи. В своих работах он отображает грубость и невежество аристократии, мелочность и ничтожество чиновничества и знати.

Современную ему Испанию Гойя изобразил в серии гравюр (офортов), известной под названием «Капричос». Она была закончена к 1799 году и является сатирой на политические, социальные и религиозные порядки.
Гойя создал «Капричос», что называется, на одном дыхании, всего за полтора года и при первой же публикации заставил о себе говорить. Современники, если и не всегда понимали художника, то не могли не отметить новизну, непохожесть творения Гойи на всё, что случалось им видеть прежде. Сам Гойя назвал серию «Сюитой офортов на причудливые сюжеты», проведя аналогии с музыкальной формой.


С годами состояние художника становилось хуже, а его живопись, скажем так – страшнее. После смерти жены и женитьбы сына — Гойя остался один. В 1819 году художник отошел от дел и уединился в загородном доме «Кинта дель Сордо». Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а за­тем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи. Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына». Однако в массе своей — это трагические порождения фантазии одинокого и уставшего от жизни человека.

Схема первоначального размещения «мрачных картин» на стенах виллы Кинта-дель-Сордо.

Спустя 50 лет после смерти Гойи, его дом, который стали называть «Дом глухого», в 1873 году, купил барон Эрлангер. По его просьбе Сальвадор Мартинес Кубельс, художник-реставратор из музея Прадо, перенёс картины на холст. В 1878 году они были впервые выставлены в Париже. Тогда их никто не понял. Тем не менее, картины были переданы в дар музею. 
К сожалению, этот дом не сохранился. Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника — «Гойя»

Однако судьба улыбнулась Франсиско ещё раз — он встретил Леокадию де Вейс. У них вспыхнул бурный роман, в результате которого женщина развелась с мужем.

«Донья Леокадия Соррилья», роспись на стене Дома глухого, 1819-1823


В 1824 году, опасаясь гонений нового правительства, художник принимает решение уехать во Францию. Два года он прожил в Бордо, но однажды сильно затосковал по родным местам и решил вернуться. Оказавшись в Мадриде в момент пика послереволюционной реакции, он вскоре вынужденно опять вернулся в Бордо.

Испанский художник умер на руках у преданной супруги в окружении родственников в ночь с 15 на 16 апреля 1828 года. Останки Франсиско Гойи возвращены в Испанию только в 1919 году.

Памятник Гойе в родной Сарагосе

Из пяти испанских революций Гойя станет свидетелем двух, на его глазах страна восстанет против Наполеона, будет отменена и вновь восстановлена ненавистная ему инквизиция.

Франсиско Гойя стал одним из культурных символов своей страны и своей эпохи.
Но тайна Гойи привлекает не только испанских, но и зарубежных авторов.

Немецкий писатель Лион Фейхтвангер, например, создаст философско-исторический роман «Гойя, или тяжкий путь познания».
А Андрей Вознесенский написал в 1959 году в стихотворении «Гойя». «Я – Гойя, глазницы воронок мне выклевал ворон, слетая на поле нагое» — обращается поэт к таинственному и трагичному образу художника из другой страны и другой эпохи.

Предлагаем вам, дорогие друзья, попробовать ответить на вопросы викторины «Вдохновлённые Гойей» и узнать, как имя испанского художника продолжает жить в искусстве и … науке.

Мероприятие проводится в рамках работы площадки ArtLab

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!