Дневник искусств «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»

В этом году исполняется 240 лет со дня рождения
Ореста Адамовича Кипренского.

Орест Кипренский получил признание в Европе одним из первых русских художников: Флорентийская академия предложила ему написать автопортрет для знаменитой галереи Уффици. Живописец был любимцем русской аристократии начала XIX века: портрет Александра Пушкина кисти Кипренского сохранил облик поэта на века. Но карьера художника пошла на спад по вине загадочного и трагического случая, а умер он вдали от родины.

Орест Кипренский родился в 1782 году в усадьбе Нежинское Ораниенбаумского уезда под Петербургом (сегодня — Кингисеппский район Ленинградской области). По бумагам его родителями были крепостные Адам Швальбе и Анна Гаврилова, но на самом деле Кипренский был внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова. Вольную он получил еще в детстве.

У помещика не было законных детей, и он очень поддерживал мальчика. В возрасте шести лет будущий художник поступил в Воспитательное училище при Академии художеств.

В 1797 году Кипренский поступил в саму Академию художеств. Он обучался в классе исторической живописи у портретиста Георгия Угрюмова и мастера декоративной живописи Габриэля Франсуа Дуайена. Кипренский постоянно получали награды Академии художеств — малые золотые и серебряные медали. В 1803 году он окончил Академию, однако конкурс на пенсионерскую поездку не выиграл. С разрешения директора Академии и покровителя художника Алексея Строганова он остался в учебном заведении еще на три года.

В начале XIX века у публики большим спросом пользовались портреты: их заказывали не только вельможи и государственные деятели, но и состоятельные купцы и чиновники. У Кипренского было много заказов, одним из них стал портрет Ивана Кусова, известного торгового деятеля, владевшего заводами в Петербурге.

Но славу художнику принес портрет юного Александра Челищева, в будущем — героя Отечественной войны 1812 года. Кипренский создал полотно в духе романтизма: на картине 1809 года он изобразил мальчика, почти еще ребенка, с румяными щеками и большими внимательными глазами.

В 1809 году Орест Кипренский отправился в творческую командировку из Петербурга в Москву и пробыл там три года. В этот период художник написал парные портреты графа Федора Ростопчина, своего покровителя, и его супруги. Екатерина Ростопчина была в стороне от светской жизни, одевалась скромно — такой и представил ее художник на портрете. Кипренский создал образ, полный женственности, Ростопчина кажется хрупкой и одинокой.

Портрет З.А. Волконской, 1830

В мае 1816 года Орест Кипренский наконец отправился в путешествие за границу — о нем художник мечтал больше десяти лет. Пенсионерская поездка стала возможной благодаря личной протекции и спонсированию императрицы Елизаветы Алексеевны: супруга Александра I ценила талант живописца. На тот момент художнику уже исполнилось 34 года — Кипренский был зрелым и авторитетным мастером.

Он отправился из Петербурга сначала в Германию, а затем в Италию. В Риме художник изучал искусство античности и Возрождения, новые знания вдохновили живописца. Он писал в воспоминаниях: «При виде творений гениев, рождается смелость, которая в одно мгновение заменяет несколько лет опытности».

Высокой наградой для Кипренского стало предложение от Флорентийской академии. Она попросила художника написать собственный портрет для знаменитой галереи Уффици, одного из старейших музеев Европы, в котором были собраны автопортреты известных художников мира. Такой чести Орест Кипренский удостоился первым из русских мастеров.

В этот же период он написал полотно «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке» («Портрет Мариуччи»). Ему позировала десятилетняя Мария Фалькуччи. Девочка была из бедной семьи, и Кипренский фактически стал ее опекуном.

В Италии имя Кипренского оказалось связано со скандалом: в его мастерской нашли мертвую натурщицу. Официальных обвинений суд не выдвинул, да и окружение художника не верило, что он способен на преступление. Вскоре нашли настоящего убийцу, однако этот случай, обрастая разными слухами и домыслами, бросил тень на всю оставшуюся жизнь Кипренского.

Пенсионерское пребывание в Риме художника дважды продлевали по его просьбе, но в 1822 году он был вынужден уехать из Италии. Перед отъездом Кипренский определил свою подопечную Марию Фалькуччи в пансион. Писатель К. Паустовский писал об этом сложном времени в жизни мастера: «Кипренский был выброшен из общества. Он затаил обиду. В Италию возврата не было. Париж не хотел его замечать. Осталось одно только место на земле, куда он мог уехать, чтобы забыться от страшных дней и снова взяться за кисть. Это была Россия, покинутая родина, видевшая его расцвет и славу».

На родину Кипренский вернулся в 1823 году. В Академии художеств были недовольны его долгим отсутствием, а у публики появились другие фавориты-портретисты. До властей и общества дошли слухи о скандале, связанном с убийством натурщицы: художника отказались принимать во многих знатных домах столицы. Ему не дали профессорского звания и официального места в Академии, заказов тоже было мало. Не отвернулся от художника любитель искусств граф Дмитрий Шереметев: он предложил Кипренскому стать его личным живописцем. Во дворце графа на Фонтанке для художника оборудовали мастерскую.

В 1824 году портретист написал картину, на которой изобразил графа в блестящей, нарядной кавалергардской форме, стоящим у круглого столика на фоне красиво убранных комнат. В этом же году художник представил портрет на публичной выставке Академии художеств.

Постепенно слухи вокруг скандальной истории в Италии улеглись — у Кипренского появились заказы.

Дмитрий Донской на Куликовом поле, 1805

В мае 1827 года Антон Дельвиг уговорил А.С. Пушкина позировать Кипренскому. Поэт иронично относился к своей внешности и не любил, чтобы его рисовали художники, но согласился. В результате был создан образ, ставший для потомков эталоном облика русского поэта. Полотно было написано в июне 1827 года в доме графа Дмитрия Шереметева.

Перед художником стояла непростая задача — запечатлеть человека живого, подвижного и эмоционального. Современники одобрительно оценили портрет, причем одни видели на полотне Пушкина веселым и спокойным, другие — задумчивым и печальным. Именно такого эффекта и хотел добиться художник.

О собственном портрете Александр Пушкин писал в стихотворении «Кипренскому»

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.


В 1828 году Кипренский навсегда покинул Россию: он мечтал вернуться в Италию. Но в это время там жили и работали многие русские и иностранные мастера, среди художников возросла конкуренция. Карьера Кипренского пошла на спад. Художник Александр Иванов писал в одном из писем: «Наш почтеннейший Кипренский, увенчанный лаврами Европы, едва живет в Риме». Из столицы Италии он отправился в Неаполь, где продолжал писать портреты и жанровые картины: «Неаполитанские мальчики» (1829), «Читатели газет в Неаполе» (1831), «Портрет Ф.А. Голицына» (1833). В 1831 году Кипренский показал на выставке в Неаполе свою раннюю работу — «Портрет Швальбе». Публика не поверила, что картина была написана в XIX веке русским художником.

«Я выставлял портрет отца моего и портрет девочки одной, писанной мною в Риме. Здешняя Академия, рассматривая сии картины, со мною сыграла следующую шутку: г. президент Академии, кавалер Николини, объявляет мне от имени Академии замечание, опытностью и знанием профессоров исследованное, якобы сии картины не суть работы нынешнего века; будто бы я выдаю сии картины за свои, но в самом деле одна писана Рубенсом — портрет отца, а девочка — совсем другим манером и другим автором древним писана; что картины сии бесподобны: отца портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Вандика, а некто, Альбертини, — в Рембрандты пожаловал, и что в Неаполе не позволят они себя столь наглым образом обманывать иностранцу.»

Письмо Кипренского из Неаполя, 1836 год

Кипренский разыскал в Италии повзрослевшую Марию, его поразила ее красота и образованность, девушка тоже сохранила теплые чувства к своему покровителю. Он сделал ей предложение и даже принял католичество, чтобы обвенчаться. Но спустя три месяца после свадьбы в октябре 1836 года Кипренский слег с воспалением лёгких и вскоре умер.

Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке (Мариучча), 1819

Александр Иванов писал о его смерти: «Знаменитый Кипренский скончался. Стыд и срам, что забросили этого художника. Он первый вынес имя русское в известность в Европе».

Художника похоронили в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте в Риме.

В нашей библиотеки вы, дорогие друзья, можете найти множество книг по искусству. Некоторые из них мы хотим предложить вашему вниманию.

Каждая книга серии подробно и занимательно освещает один из аспектов живописи на основе сотни цветных иллюстраций. Серия специально создана для детей среднего школьного возраста с учетом особенностей их восприятия, поэтому она является незаменимым, интересным и доступным источником знаний об искусстве. Кроме того, она развивает эстетический вкус, интерес к чтению и может быть использована в качестве дополнительного материала на уроках по ряду предметов в школе. К работе над книгами привлекались лучшие педагоги и специалисты по истории искусства.

Ермильченко, Наталия Валентиновна. Знаменитые полотна русских живописцев : [для старшего школьного возраста] / Наталия Ермильченко. -Москва : Белый город, 2007. — 46,[2] с. : цв. ил. ; 29 см. — (Энциклопедия живописи для детей).

Для изобразительного искусства первые десятилетия XIX столетия — начало золотого века. Именно в это время российские художники достигли высочайшего мастерства, что позволило им встать в один ряд с лучшими мастерами европейского искусства. Собранные в этом томе произведения отражают расцвет классицизма, распространение романтизма и зарождение реализма во всех аспектах российской живописи этого периода

Майорова, Наталия. История русской живописи : первая половина XIX века : [альбом / Наталия Майорова, Геннадий Скоков]. — Москва : Белый город, 2006. — 127,[1] с. : цв. ил.

В альбоме собраны лучшие произведения наших мастеров кисти от Айвазовского до Шильдера. Репродукции подобраны таким образом, чтобы не только разносторонне показать творчество художников, но и создать панораму отечественного изобразительного искусства в его развитии, выделить значимые стили и направления. Этот альбом — не простая подборка красивых иллюстраций. Творчество каждого из представленных здесь художников можно уподобить одному фрагменту мозаики, а все вместе они создают неповторимую в своем очаровании симфонию русской живописи.

100 великих русских художников / [авт. текста Ю. А. Астахов]. — Москва : Белый город, 2009. — 519 с. : цв. ил., портр.


Предлагаем вам попробовать собрать из кусочков «Автопортрет с кистями за ухом», который был написан О.А. Кипренским приблизительно, в 1808 году. Этот автопортрет необычен и демонстрирует новые эстетические приемы в изобразительных формах. Ведущую роль здесь играет сложная игра светотени и непривычные цветовые эффекты. Скудность деталей, мало цветовых вариаций – лишь посредством света и тени автопортрет будто пронзает холст. Вылепленные из мрака черты лица озарены и обласканы теплым светом. Кипренский предстает перед нами в начале творческого пути – полный энтузиазма и надежд.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!