Дневник искусств «Сказка инея и восходящего солнца»

Игорь Эммануилович Грабарь — одно из самых известных имён в истории русской культуры XX века.
В этом году мы отмечаем 150-летие со дня его рождения.

Пожалуй, не было человека более многогранного, проявившего себя в самых разных сферах культуры, оказавшего личное творческое воздействие на формирование целых
её направлений.

Человек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, Грабарь в своей очень долгой жизни проявлял чудеса трудолюбия, вкладывая всего себя в то дело, которым в данный момент занимался.

Игорь Эммануилович родился 1871 г. в Венгрии весной 25 марта в городе Будапеште, который на тот момент входил в состав Австро-Венгрии. Многие родственники семьи принимали участие в европейском славянофильском движении, за что подвергались гонениям.

Его отец Эммануил Иванович Грабарь был юристом и депутатом местного парламента, но затем долгие годы вынужден был скрываться за участие в так называемых «антимадьярских» выступлениях. В 1872 г. семья покинула Венгрию и перебралась в Италию, где Эммануил Грабарь получил работу учителя детей богача П. Демидова, а через три года вместе с этой семьей отправился в Париж. Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец переехал в Россию. Мальчик практически все время находился у родственников и лишь в 1880 г. они вместе с матерью поселились в Рязанской губернии, где Эммануил работал преподавателем в гимназии.

«Въезд в усадьбу», 1922

С самого раннего детства Игорь Грабарь отличался целеустремленностью, трудолюбием и безмерно любил искусство. По его словам, он «тратил пропасть бумаги», писал, старался сделать копии генеральских портретов из популярного издания «Нива».

Впервые настоящего художника мальчик встретил в лице учителя рисования И.Шевченко. Здесь он увидел «серебристые тюбики» с красками и испытал огромное волнение.

«Мне казалось, что я не выдержу, огромный восторг наполнил мою грудь, когда почувствовал неповторимый запах».

Подросток самостоятельно по репродукциям с огромным интересом знакомился со многими произведениями русских художников. А в одиннадцать лет он побывал на художественной выставке, где затаив дыхание, долгое время стоял перед лучшими полотнами Репина и Сурикова, Флавицкого и Верещагина, Перова и Куинджи, Васильева и Крамского. Свое свободное от учёбы время, подросток проводит в знаменитой Третьяковке. Многие часы посвящает рисованию с натуры. Летом он пробует заняться пейзажной живописью.

«Мартовский снег», 1904

В 1882 году 11-летний Игорь Грабарь отправился на учёбу в Московский Императорский лицей в память цесаревича Николая.  Закончив учёбу с отличием, из Москвы он отправился в столицу, где в 1889 году поступил сразу на два факультета Петербургского университета — юридический и историко-филологический. Он успевал писать биографии художников и юмористические рассказы для популярного журнала «Нива», рисовать иллюстрации и выступать как художественный критик с обзорами выставок.

После окончания университета, в 23 года, он был зачислен в Академию художеств, мечту всей юности. Но молодой человек и после Академии продолжает учёбу, теперь уже в Европе — в Германии и во Франции.

Весной 1900 года Игорь Грабарь побывал на Всемирной выставке в Париже. Он вспоминал:

 «Незабываемы впечатления, вынесенные мною от ретроспективного отдела выставки, в котором впервые столь полно были представлены такие гиганты французского искусства, как Милле, Курбе, Мане. Но эта выставка мне подсказала мысль, не дававшую мне с тех пор покоя, — мысль, что художнику надо сидеть у себя дома и изображать свою, ему близкую и родную жизнь. Милле, Курбе и Мане писали то, что видели вокруг себя, потому что понимали это свое лучше, чем чужое, и потому что любили его больше чужого». 

В 1901 года Грабарь вернулся на родину.

«Морозное утро. Солнечные лучи», 1904

В столице он стал одним из главных критиков в художественном журнале «Мир искусства». В 1903 году живописец переехал из Петербурга в Москву. На одной из московских выставок он встретил художника Николая Мещерина и тот пригласил Грабаря в свою гостеприимную усадьбу Дугино. С тех пор он подолгу бывал в усадьбе и здесь же встретил будущую жену Валентину, племянницу Николая Мещерина. Вокруг усадьбы располагались живописные места, русская природа очень вдохновляла художника. Он много работал: вставал в пять-шесть часов утра и шёл на этюды, писал, забывая об отдыхе и еде.

«Портрет Валентины Михайловны Грабарь, жены художника», 1934

В начале 1900-х Грабарь увлекся импрессионизмом. Он любил зиму и зимние пейзажи, на эту тему создал произведения «Февральская лазурь» (1904), «Мартовский снег» (1904), «Иней» (1905). Изменения в природе и в освещении происходили быстро, и художник писал с азартом, «швыряя краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая».

Идею для «Февральской лазури» подсказала художнику сама природа во время прогулки в лесу. Он засмотрелся на берёзу и выронил палку, наклонился за ней и случайно поднял глаза вверх. В книге «Моя жизнь» Грабарь так писал об этом случае:

«Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывавшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба… Я тотчас же побежал за небольшим холстом и в один сеанс набросал с натуры эскиз будущей картины. «

Давайте, дорогие друзья, посмотрим работы художника, которые мы собрали в виртуальном альбоме «Февральская лазурь»

В 1913 году Игорь Грабарь возглавил Третьяковскую галерею. В своих письмах он говорил, что согласился на эту должность, чтобы изучать искусство художников не через стекло, «а вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей». Он провёл масштабную перепланировку экспозиции музея, что вызвало дискуссии в газетах и даже на заседаниях Государственной думы. Стены в залах галереи до прихода Грабаря были от пола до потолка загружены картинами, без какой-либо логики — «крошечные этюдики рядом с огромными холстами». В основу новой экспозиции Грабарь положил новаторские для того времени монографический и исторический принципы. Сотрудники музея провели перепланировку части залов, убрали щиты и перегородки. Частная коллекция превратилась в музей европейского типа. 

После Октябрьской революции художник остался в России и занимался административной музейной работой. В 1918 году по его инициативе в Москве открыли Центральные реставрационные мастерские.
В первой трети XX века историки и реставраторы вели большую работу по раскрытию образцов древнерусского и византийского искусства — росписей и икон, уцелевших в старинных монастырях и церквях. Благодаря Грабарю сохранили и отреставрировали многие произведения иконописи. В начале века реставрацию называли ремонтом, и у мастеров был соответствующий подход: перед реставрацией не проводили научных исследований. Грабарь же хотел сделать реставрацию наукой: он привлекал к работам учёных — химиков, физиков и микробиологов. Он организовывал и участвовал в экспедициях в Новгород и Псков, по городам Поволжья, в  Крым и на Кавказ. Экспедиции проводили чтобы найти, отреставрировать и укрепить памятники искусства и старины. 

«Портрет В.И. Вернадского», 1934

В 1930-е годы Игорь Грабарь создавал портреты известных людей: композитора Сергея Пркофьева , поэта Корнея Чуковского , академиков Сергея Чаплыгина и Владимира Вернадского, искусствоведов Абрама Эфроса и Анатолия Бакушинского. Художник много путешествовал по миру, его приглашали музеи в качестве эксперта-искусствоведа. Он был инициатором создания Городка художников: на улице Верхняя Масловка в Москве располагались дома с мастерскими и квартирами живописцев, в том числе и мастерская Грабаря.

«Зимой. Портрет О. И. Грабарь, дочери художника», 1934

Осенью 1944 года под его руководством был создан Институт истории искусства и охраны памятников архитектуры при Отделении истории и философии АН СССР.

В 1947 году стал одним из инициаторов проведения реставрационных работ в Андроникове монастыре, а также в организации там Музея древнерусского искусства Андрея Рублёва.

В поздние годы художник был директором Музея-усадьбы «Абрамцево», руководил Институтом имени В.И. Сурикова.
На закате жизни Игорь Грабарь поселился в дачном поселке Абрамцево, любимом месте многих русских художников. Он продолжил заниматься живописью и работать над «Историей русского искусства».

В письме коллеге Грабарь писал: «Вы увидали бы, какой у меня с третьего этажа моей дачи русский простор открывается — просто дух захватывает. Все лето занимался живописью…».
Он создавал летние и зимние пейзажи, обращался к излюбленной зимней теме в работах «Иней» (1952), «Зимний пейзаж» (1954).

Могила И.Э. Грабаря на Новодевичьем кладбище

Игорь Эммануилович умер на 90-м году жизни 16 мая 1960 года.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Предлагаем вам, дорогие друзья, попробовать собрать из пазлов портрет И.Э. Грабаря, созданный другим замечательным художником Б.М. Кустодиевым. Он называется «Портрет Игоря Эммануиловича Грабаря. Этюд для неосуществленного группового портрета художников общества «Мир искусства»»

Мероприятие проводится в рамках работы площадки ArtLab

Спасибо за внимание!