Сегодня, 11 ноября — 200 лет со дня рождения русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского, — мыслителя, философа и публициста, создавшего романы, которые принесли мировую славу нашей литературе.
По данным ЮНЕСКО, Достоевский – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире.
За двести лет интерес к творчеству гениального писателя только усиливается, он остаётся одним из самых читаемых писателей во всём мире.
Фёдора Михайловича Достоевского знают во всём мире – его произведения в России включены в список литературы, изучаемой в средней школе, в университетах, книги читают студенты-лингвисты и театралы в разных странах, по ним ставят спектакли, снимают фильмы. Глубокая драматургия, классический язык и знакомство читателя с разными слоями населения XIX века, их бытом и традициями – за эти качества ценятся романы, пьесы и повести великого русского прозаика. К шедеврам Фёдора Михайловича Достоевского – к их прочтению можно возвращаться сколько угодно раз и открывать для себя заново что-то новое.
Достоевский, Федор Михайлович (1821-1881). Преступление и наказание : роман / Федор Достоевский. — Москва : АСТ : 2020. — 540, [1] с. — (Лучшая мировая классика). 12+. (в пер.).
Роман «Преступление и наказание» входит в программу изучения школьниками старших классов не просто так: в произведении затрагивается проблема нравственности, автор составил настоящий психологический триллер, наглядно показывающий последствия необдуманных (или обдуманных?) поступков молодых людей. Раскольников оказывается в тисках судьбы после убийства старухи-процентщицы, автор направляет героя в исследование совести, погружает в веру, призывает к совести, пробуждает в Родионе ответственность и необходимость в искуплении греха. Подробности описания внутренних переживаний героя наталкивают на мысль, что сам Достоевский совершил преступление, иначе, откуда такая гамма чувств? Произведение непростое для восприятия, тем не менее, школьники России знакомятся с ним, в других странах роман предлагают студентам старшего возраста с более окрепшим умом. Однако люди, читающие «Преступление и наказание» в разные годы, смотрят на сюжет по-своему, с точки зрения приобретенного опыта, и оценивают происходящее уже по-другому. Родион Раскольников во всём мире стал нарицательным персонажем.
Достоевский, Федор Михайлович(1821-1881). Идиот : роман / Федор Достоевский. — Москва : АСТ, 2021. — 621, [1] с. : ил. — (Лучшая мировая классика). 12+. (в пер.).
Всем известный роман «Идиот», главный герой которого князь Мышкин стал одним из любимых персонажей Фёдора Михайловича. Почему? Возможно, дело в тонкой душевной организации Мышкина, его честности и открытости, которую окружающие воспринимают как что-то ненормальное, от чего герой и получает не самое приятное прозвище, подобное психической болезни. Она, кстати, с ним действительно однажды случилась… Идея романа родилась, когда Фёдор Михайлович был за границей. Работа над произведением длилась 2 года. Достоевский хотел показать главного персонажа как чистоту, даже детскую наивность, потерянную обществом, но постепенно смывающую налёт злости и алчности с действующих лиц. Чувствительность к окружающим, их горю, умение сострадать и сохранять собственный баланс – всё это умеет только действительно искренний человек, воплощённый в Мышкине. Однако другие персонажи тоже прописаны автором невероятно тонко, да так, что забыть их просто невозможно – образы прочно закрепляются в памяти и перепутать их в ходе прочтения четырёх книг, составляющих роман, невозможно. Многие современные читатели в России и других странах после знакомства с романом оборачиваются на собственную жизнь и часто меняют те черты своего характера, которые нарочито выделились в сознании через отражение действующих героев.
Достоевский, Фёдор Михайлович. Униженные и оскорбленные : роман / Федор Достоевский. — Москва : АСТ, 2020. — 446, [1] с. — (Лучшая мировая классика).12+. (в пер.).
В середине XIX века наблюдался подъём общественной жизни русских людей, в это же время Фёдор Михайлович работает над созданием романа «Униженные и оскорблённые» — его публикация на тот момент была знаковой. В произведении выделена проблема расслоения общества на примере семьи князя Валковского, циничного философа и прототипа для сознания более поздних героев Достоевского (Раскольникова, Свидригайлова и других), и бедных людей, воплощённых семьёй помещика Ихменёва. Так называемые высшие и низшие слои, несмотря на кажущуюся отдалённость, неизбежно взаимодействуют, а решение детей семейств связать свои судьбы без благословения родителей вообще кажется невозможным для того времени. Кроме социального расслоения Фёдор Михайлович показывает проблему эгоизма, слепого и гордого, которую демонстрирует Валковский. Достоевский работал над романом сразу после возвращения из ссылки, продлившейся несколько лет. Возможно, это сказалось на качестве произведения – «Униженные и оскорблённые» написаны особенно интересно и разнопланово, как умеет это делать русский классик пера.
Достоевский, Федор Михайлович Братья Карамазовы : [роман] / Федор Достоевский. — Москва : АСТ, 2020. 781, [3] с. — (Лучшая мировая классика). 12+.(в пер.).
Одно из последних произведений Фёдора Михайловича «Братья Карамазовы» освещает вопросы морали, свободы, отношения с Богом. Критики называют роман вершиной творчества Достоевского: он оказал существенное влияние на мировую и особенно российскую культуру, литературу и философию. В произведении, над которым автор работал 2 года, есть ноты триллера, детектива, много психологических приёмов и анализа поведения героев, коих в романе множество. Основная идея – определить тайны человеческой души и суть существования каждого в этом мире. В центре сюжета истории семьи Карамазовых – они в процессе развития действия на собственном примере показывают, какими могут быть ответы на главные поставленные вопросы, актуальные и в нашем современном мире. Взаимоотношения персонажей непростые, но отчётливо прослеживается прочная духовная связь всех членов рода. Достоевскому удаётся показать читателю две стороны человеческой души – божественное и дьявольское начало. «Братья Карамазовы» — это роман в четырёх частях. По прочтению произведения у каждого останется собственное послевкусие: кто-то не согласится с видением автора, кому-то оно импонирует. Вероятно, по этой причине книга по сей день востребована и активно обсуждается художественными деятелями, студентами и другими обществами в разных странах.