Литературная палитра «Рисуя Некрасова»

Николай Алексеевич Некрасов – один из самых известных русских поэтов XIX века — родился 10 декабря (по старому стилю — 28 ноября) 1821 года в небольшом городке Немиров Винницкого уезда Подольской губернии. Раннее детство Николая прошло в родовом имении отца — в селе Грешнево Ярославской губернии, куда семья перебралась после отставки Алексея Некрасова из армии.
Дела в родовом имении были сильно запущены, и отец взял на себя обязанности исправника. Уезжая по делам, он часто брал с собой сына, поэтому с ранних лет мальчику доводилось видеть картины, не предназначенные для детских глаз: выбивание долгов и недоимок с крестьян, жестокие расправы, всевозможные проявления горя и нищеты.
В собственных стихах Некрасов так вспоминал о ранних годах своей жизни:

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но всё, что, жизнь мою,
опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, —
Всему начало здесь, в краю моем родимом!

Свои первые стихи будущий поэт написал в 7 лет. Будучи мальчиком, он дружил с деревенскими детьми, любил бродить по лесу.
Любовь к природе и родному краю поэт сохранил на всю жизнь.

На родине
Роскошны вы, хлеба заповедные
Родимых нив, —
Цветут, растут колосья наливные,
А я чуть жив!
Ах, странно так я создан небесами,
Таков мой рок,
Что хлеб полей, возделанных рабами,
Нейдёт мне впрок!  

В поэзии великого русского поэта звучит всё богатство русского языка, его напевность, выразительность. Отражаются традиции русского народа и красота русской природы.

Вечно милыми казались ему скудное поле, кудрявые берёзы, студёные зимы, жаркое лето. Он всей душой стремился передать это чувство.

Засохшая береза
В глуши на почве раскалённой
Береза старая стоит;
В её вершине обнажённой
Зеленый лист не шелестит.
Кругом, сливаясь с небесами,
Полуодетыми в туман,
Пестреет чудными цветами
Волнистой степи океан….

Считая, что его поэтическое слово — это глас народа, Некрасов  постоянно рисовал органическую связь жизни народной с природой, с её животворящими силами. 

Николай Некрасов нам известен не только как поэт и писатель, но и как редактор двух прогрессивных журналов эпохи: сначала «Современника», позже -«Отечественных записок».
В 60-70х годах XIX века квартира Некрасова была центром литературной и общественной жизни России.

В тот период, когда творчество Некрасова достигло своей зрелости и стало очень популярным, в России появилась целая плеяда молодых художников, которые также работали в реалистической манере и стремились показать самые тяжёлые, даже страшные стороны жизни русского народа.

Иван Николаевич Крамской

Группа художников в 1863 году во главе с Иваном Николаевичем Крамским обратилась в совет Академии с просьбой отменить задание писать только мифологические сюжеты, освободив от участия в конкурсе на большую золотую медаль и выдать дипломы свободных художников.
9 ноября 1863 года в Академии художеств произошёл «Бунт четырнадцати».

В том же году была образована первая в истории российского изобразительного искусства «Санкт-Петербургская артель художников», а позже, в 1870 году, некоторые её члены вошли в «Товарищество передвижных художественных выставок». Художники-передвижники грезили об искусстве во имя служения народу, его просвещения и воспитания.

«Искусство должно говорить правду о жизни…
… искусство должно быть национальным».


Это была первая самостоятельная организация художников, которая начала систематически приобщать широкие круги зрителей к новейшим достижениям искусства.
Художники, которых стали называть «передвижниками», устраивали свои выставки не только в Москве и Петербурге, но и во многих провинциальных городах России.

В начале 1840-х годов, среди передвижников оказались самые яркие, оригинальные таланты, которые вскоре превратились в крупнейших русских художников, составивших славу русского искусства. Среди них были И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, В.И. Суриков и другие. Они вместе с Павлом Михайловичем Третьяковым, основателем знаменитого на весь мир музея, способствовали усилению роли изобразительного искусства в общественной жизни страны.

Лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А. Некрасов, нам помогут репродукции картин художников, его современников.

Предлагаем вам посмотреть виртуальный альбом «Живописец слова», в котором мы собрали некоторые произведения художников-реалистов конца XIX века.

В этот период культурная жизнь русского общества была сосредоточена на описании народной жизни, что в итоге вылилось в попытку преодолеть пропасть между интеллигенцией и народом. Таким образом, постепенно главным героем многих произведений, в том числе и художественных полотен, становится русский народ.
Поэтому закономерно, что творчество Некрасова так созвучно глубокому содержанию художественных полотен знаменитых русских художников.

Николай Алексеевич Некрасов стал для многих художников одним из любимейших поэтов, он оказал огромное влияние на их творчество, они называли его своим учителем.

В работах искусствоведов, посвящённых русским художникам можно нередко встретить такие выражения как: «некрасовская деревня», «некрасовские пейзажи», «некрасовские типажи».
Это не случайно, поскольку поэтическое творчество Некрасова имело в средине XIX века небывалый успех в самых разных кругах творческой интеллигенции.

И художники, как и Некрасов, черпали вдохновение в реальной действительности, в живой жизни находили они краски, темы и мысли.
В живописи они делали то же, что Некрасов — в поэзии. Некрасовская «муза мести и печали» была и их музой.

Валентин Александрович Серов

«Зарисовки крестьянских детей. Абрамцево» (1879)

Мир крестьянских детей будет волновать многих художников. Одни будут показывать несправедливость, нищету, непосильный труд, другие — показывать гармонию крестьянских детей в единении с природой.
Художник-передвижник Валентин Александрович Серов написал картину в бытовом жанре – «Зарисовки крестьянских детей. Абрамцево» В ней явно читается отсыл к поэзии Н.А. Некрасова…
В детстве Некрасов часто тайком убегал к крестьянским ребятишкам. Они вместе ходили на Волгу, в лес, собирали грибы и ягоды.

«Крестьянские дети»
О милые плуты!
Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;…

Играйте же, дети! — Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,…

Самостоятельность, трудолюбие, неизбалованность сельских детей вызывает восхищение. Несмотря на тяготы жизни, они счастливы от того, что видят прекрасное в русской природе.

Илья Ефимович Репин

«Бурлаки на Волге» (1873), Государственный русский музей.

Тему социальной несправедливости отразил в своём творчестве и Илья Ефимович Репин.
Возьмём одну из самых известных его картин — «Бурлаки на Волге». Полотно  писалось в течение трёх лет, с 1870 по 1873 год.
«Впервые бурлаков я увидел, — писал Репин, — когда был на этюдах в Усть-Ижоре вместе с Константином Савицким. Это была невероятная картина. Это ужас, люди вместо скота впряжены!»
Критики сразу связали картину с некрасовскими «Размышлениями у парадного подъезда». Хотя сам художник говорил, что прочёл стихотворение Некрасова лишь «года два спустя после работы над картиной».

«Размышления у парадного подъезда»
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовётся –
То бурлаки идут бечевой!..

Можно сказать, что в целом живопись крупнейшего русского художника-реалиста близка и созвучна творчеству Некрасова. Как и поэт, художник с полным правом мог бы сказать: «Я лиру посвятил народу своему…».

Алексей Кондратьевич Саврасов

«Волга над Юрьевцем» (1871г)

Творчество А.К. Саврасова является одним из самых значимых примеров русской ландшафтной живописи XIX века. Коренной москвич, он увидел Волгу и был очарован ею уже до конца своих дней.
Облюбовал Саврасов небольшой живописный Юрьевец и поселился в нём. Здесь у него родился замысел написать пейзаж с бурлаками. Перед глазами тянулся по правому берегу древний «бичевник» — бурлацкая тропа. Шли и шли ватаги бурлаков. Люди из последних сил тянули огромные баржи, подбадривая себя песнями.
Так и стоит в воздухе: «Эй, ухнем!».
Картина созвучна стихам Николая Некрасова:
…Обутым в лапти, вдоль реки,
Ползли гурьбою бурлаки,…

Полотно «Волга над Юрьевцем» находится в одной из частных коллекций Франции. До сих пор точное его местонахождение неизвестно. Уменьшенный авторский вариант картины находится в Казахской Государственной галерее им. Т.Г. Шевченко в Алма-Ате. Один из подготовительных этюдов под названием «Бурлаки на Волге» хранится в Третьяковской галерее.

Исаак Ильич Левитан

«Владимирка»,(1892)

Издавна дорога в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты, по ней крестьянин нёс на базар последние свои пожитки, по дороженьке уходили надолго мужики в город на заработки, по дороге пролегал скорбный путь в ссылку, в Сибирь…

Именно эту «дорогу горя» изобразил И.И. Левитан в картине «Владимирка». По сути — это пейзаж, но она воспринимается обобщённым образом тоски и горя народного – без конца и краю, как это небо, эта земля, эта дорога и уходящие вдаль извилистые тропинки…
В нескольких шагах от родового имения Некрасовых в селе Грешневе пролегла Владимирка – дорога скорби и страданий, проторенная кандальными цепями…

«Тройка»
«Не нагнать тебе бешеной тройки.
Кони сыты, и резвы, и бойки,
И ямщик под хмельком, и к другой
Вихрем мчится корнет молодой…»

«Благодарение господу богу»
— «Пел бы я песню про эту дорогу,
Пел бы да ревма-ревел,
Песней над песнями стала бы эта
Песня… да петь не рука»….

Иван Иванович Шишкин.

«Рожь» (1878), Государственная Третьяковская галерея.

Творчество художника у всех вызывает ассоциации с русским лесом, с русскими пейзажами. Среди своих современников Иван Иванович слыл, как «царь леса», или «лесной художник — богатырь».

Пейзаж Шишкина близок и понятен каждому русскому человеку. Он выразил в своих полотнах его сокровенные думы о нашей земле.
В мастерстве описания русской природы Шишкин не имеет равных себе.
Многие работы художника, несомненно, можно иллюстрировать выдержками из стихотворений Некрасова.

«Тишина»
Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…

Василий Григорьевич Перов.

У истоков новых исторических и творческих процессов, происходящих в 1860-е годы в России, стоял московский художник Василий Перов.
Мы можем установить наибольшую близость между творчеством Николая Алексеевича Некрасова и живописца Василия Григорьевича Перова.
Главное, что их сближает – глубокое сочувственное отношение к крестьянству.

Вслед за Некрасовым, Перов – впервые в русской живописи – обратился к изображению тяжёлой, горькой жизни русского крестьянства. Средствами живописи Перов сумел выразить те же идеи, поднять те же темы, что и Некрасов в поэзии. Стихи и поэмы Некрасова были для Перова образцом высокого общественного служения народу.
Перов также считал, что нельзя работать, «не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра».

Одной из самых выразительных и сильных картин в творчестве Перова является картина «Проводы покойника»

«Проводы покойника» (1865), Третьяковская галерея.

Простая по содержанию, она наполнена глубоким социальным смыслом. Эта картина ассоциируется с поэмой Некрасова “Мороз, Красный нос”, с эпизодами смерти и похорон Прокла:

Савраска увяз в половине сугроба —
Две пары промёрзлых лаптей
Да угол рогожей покрытого гроба
Торчат из убогих дровней…

Некрасов представляет людей из простого народа во всём многообразии и богатстве образов. Много среди них — детей, о которых особенно трепетно, с сердечной теплотой и нежностью говорит автор.
Давайте вспомним стихотворение «Плач детей».
Это, наверное, единственное стихотворение в русской поэзии, где с такой силой запечатлелась картина каторжного труда детей на полукустарных фабриках. Обращаясь к читателям, поэт спрашивает:

Равнодушно слушая проклятья,
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?

Стихотворение родственно картине  В.Г. Перова «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»

«Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866), Третьяковская галерея.

В то время, «в золотую пору малолетства», маленькие рабы, выбиваясь из сил, целыми днями вертят колёса на фабриках. И нет силы, которая могла бы остановить это ужасное, бесконечное кружение:

Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри — проклятое вертится,
Хоть умри — гудит — гудит — гудит!

Давайте посмотрим на ещё одну, одну из самых сильных картин художника – «Последний кабак у заставы»

«Последний кабак у заставы» (1860), Третьяковская галерея.

Плотный снег, хаотично изрезанный полозьями саней возле кабака, и очерченная грязью дорога, пролегающая вдалеке от церкви, красноречиво свидетельствуют о том, какое именно пристанище все-таки выбрали для себя путники. Здесь крестьяне пропивают деньги, заработанные за день. И, видимо, своего загулявшего мужа ждёт в санях съёжившаяся, замёрзшая от долгого ожидания крестьянка.
Невольно, глядя на картину, вспоминается стихотворение Некрасова “Размышления у парадного подъезда”

У заставы, в харчевне убогой,
Всё пропьют бедняки до рубля,
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут: “Родная земля,…

Тяжёлая доля женщины из народа, занимавшая всех передовых людей того времени, волновала и Перова. В 1867 году он написал картину «Утопленница».

«Утопленница» (1867), Третьяковская Галерея.

Перов в этой картине повествует о женщине, опустившейся на самое дно жизни, но сознающей своё падение и глубоко страдающей. И эта картина во многом созвучна скорбному стихотворению Некрасова

«Вчерашний день, в часу шестом»:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из её груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

О влиянии поэзии Н.А. Некрасова на творчество художников-передвижников мы поговорили со старшим научным сотрудником научно-исследовательского отдела Ростовского областного музея изобразительных искусств, искусствоведом, Галиной Ивановной Долгушевой.


Портреты Некрасова

Творчество писателя, его судьба, своеобразие его личности, его деятельности, то, что Некрасов — явление исключительное в русской литературе, новый тип писателя – вдохновило художников написать и его живописные портреты.

Так, Иван Николаевич Крамской создал два портрета великого русского поэта. Работы были написаны в тяжёлое время, в гнетущей трагической обстановке последних месяцев жизни Некрасова. Оба они считаются одними из лучших в галерее портретных образов, которую за свою долгую творческую жизнь создал Крамской.
Художник считал, что в самой природе портретного жанра есть задача увековечения, преодоления угрозы небытия, победы над временем. Он пишет портрет Некрасова в те годы, когда тот уже тяжело болел.
Кажется, именно в этот миг поэту приходят в голову строки его «Элегии»:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…

Давайте посмотрим и на другие портреты Н.А. Некрасова, созданные его современниками.

«Н.А. Некрасов и И.И. Панаев у больного В.Г. Белинского». А.А.Наумов, 1884

Художники-иллюстраторы

К произведениям Некрасова, конечно же, обращались и художники-иллюстраторы.
Иногда они создавали рисунки, навеянные впечатлениями от стихов Некрасова, как вполне самостоятельные произведения искусства.

Иллюстрации к произведениям поэта: «Мороз, Красный нос», «Коробейники», «Огородник», «Железная дорога», «Дядюшка Яков», «Дедушка Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Вор» —  создавали художники А. И. Лебедев, Б. М. Кустодиев, Г. К. Савицкий, Н. И. Альтман, Е. М. Бём, Н. В. Иевлев и многие другие.
Известный график А. Лебедев выпустил в 1878 году пользовавшийся успехом альбом рисунков «Кое-что из Некрасова».
Книгу «Шесть стихотворений Некрасова» с иллюстрациями Б.М. Кустодиева — специалисты называют «замечательнейшим явлением в истории русской книги».
Некрасов-поэт деревенской жизни предстает перед нами в иллюстрациях великолепного художника-анималиста П.Соколова.
Остротой графической характеристикой выделяются рисунки В. Серова к стихотворению «Генерал Топтыгин».

***
Любовь к поэту, уважение к нему современников нашло свое яркое выражение в том, как его хоронил Петербург. Грандиозные не только по внешним масштабам, но и по внутреннему накалу, резкому столкновению мнений, готовности революционно-народнической молодежи силой, в случае необходимости, защищать свои идеалы, право выполнить свой долг перед памятью художника-демократа.

Мемуаристы приводят такой характерный эпизод. На похоронах кульминационным моментом стала речь Ф. М. Достоевского. Для него Некрасов, как и Пушкин, и Лермонтов, выразитель человеческих страданий и народной правды. Судя по воспоминаниям Короленко, Достоевский утверждал, что Некрасов последний великий поэт из «господ»: «Придёт время, и оно уже близко, когда новый поэт, равный Пушкину, Лермонтову, Некрасову, явится из самого народа…»

Слова Достоевского, его сопоставление Некрасова с Пушкиным и Лермонтовым, вызвали протестующие возгласы из толпы молодежи. Толпа прервала писателя криками «Да выше, выше Пушкина!» Симпатии молодого поколения к Некрасову вполне объяснимы. Некрасов был им ближе, современнее Пушкина.

В заключении нашего мероприятия давайте отметим ещё раз, что историческая роль Н.А. Некрасова и художников-передвижников в том, что стихи поэта и полотна художников — это “ прекрасные зеркала” русской действительности своего времени.
Они помогают нашим современникам понять те огромные перемены, которые пережила и литература, и изобразительное искусство в России во второй половине XIX века.

Предлагаем вам проверить свои знания в он-лайн-игре «Вставь пропущенное слово «Мир Некрасова» (афоризмы Некрасова):

Спасибо за внимание!

Подготовила Л.А. Сукрушева