Литературная панорама «Руси крещение великой»

28 июля каждого года в Русской православной церкви чтят память равноапостольного князя Владимира, а с 2010 года в России официально стала отмечаться новая памятная дата — День крещения Руси.

Официально временем крещения Руси принято считать 988 год. Однако у некоторых исследователей имеются гипотезы о том, что это произошло в 890 или 891 году. В хрониках византийских летописцев о факте крещения Руси в 988 году говорится очень мало, так как по их представлению это событие наступило столетием раньше.

 А связано это ключевое для русского народа событие с именем святого князя Владимира, которого церковь называла святым равноапостольным, историки — Великим,  а народ ласково — Владимир Красное Солнышко.

До того, как Киевская Русь приняла православие, русичи были язычниками. И попытки систематизировать религию не увенчались успехом, так как невозможно было создать структуру, которая бы объединяла обряды и обычаи всех племен.

Следует сказать, что еще до официального крещения на Руси стали прорастать зерна православия. В археологических раскопках найденные нательные кресты датируются серединой десятого века. Не стоит забывать и принятие православия княгиней Ольгой в 957 году. Примерно с того же времени имеются упоминания о тайных христианских встречах.

Итак, Великий князь Владимир поставил целью объединить все племена, населявшие тогда территорию Древней Руси одной религией. Но тут возникла проблема: какую из существовавших на тот момент выбрать? Тогда к князю потянулись делегации представителей той или иной церкви с предложениями принять их веру.

Так, Волжские Булгары рассказывали о преимуществах Ислама, немецкие послы от папы

Римского  призывали принять христианство от них, хазарские иудеи склоняли к решению в пользу иудаизма. И даже после беседы с представителем Византии князь не дал окончательного ответа. После совета с боярами было принято решение побывать на богослужениях  вышеперечисленных церквей, в результате чего единогласно выбрали православную религию.

И в 988 году сначала крестился великий князь в Херсонесе (по некоторым данным в Константинополе и Киеве), а затем массово крестили население Киева в  водах Днепра.

Позже постепенно в православие обращали остальные племена и княжества. Следует отметить, что не везде этот процесс проходил мирно. Некоторые княжества, в том числе Ростовское, оказали сопротивление, однако где словом, а где и силой население принудили принять новую веру. Окончательно процесс крещения Руси закончился к XII веку.

После смерти Владимира Красного Солнышка на территории Киевской Руси начались междоусобные войны. Этим не преминули воспользоваться католическая церковь, а также многочисленное племя монголо-татар. На ослабленную междоусобицей Русь с Запада нападали  немцы и шведы, а с Востока пыталось завоевать войско татаро-монгольской Орды. И если последние готовы были довольствоваться финансовыми (в виде регулярного сбора дани) и политическими (назначение князей) делами, то первые своей основной задачей считали насаждение католической веры.

В таких условиях нужен был правитель, который сумел бы сохранить существование Руси между двумя оккупантами. И таким человеком стал Александр Невский. Благодаря ряду его последовательных политических и военных шагов Киевская Русь смогла отбить нападения католических войск и создать благоприятные условия своего существования в период монгольского ига. Ради духовной свободы Руси Александру Невскому пришлось пожертвовать свободой политической.

И, говоря о связи Александра Невского с Крещением Руси, имеется в виду именно сохранение православия на ее территории с помощью военных кампаний и искусства ведения политических дел. За преданность вере и ее защиту в 1547 году Александр Невский, как и князь Владимир, был причислен к лику святых.

Как было упомянуто выше, процесс перехода от язычества к христианству в Киевской Руси происходил неравномерно. Вслед за крещением Владимира Красного Солнышка и его чудесным исцелением новую религию выбрали некоторые дружинники и бояре. Постепенно к ним примкнули остальные приближенные князя.

Простое население Киева принимало христианство по примеру правителя и его советников относительно спокойно, чего нельзя сказать о других княжествах. Наибольшее сопротивление оказали Полоцк, Муром и Ростов, однако к 1100-му году процесс крещения Руси был закончен.

Есть очень интересный документальный фильм «Князь Владимир.
Креститель Руси». Давайте посмотрим его.

Впервые дату Крещения Руси отметили на официальном уровне в 1888 году. По всей стране прошли торжественные церковные службы и крестные ходы, праздничные народные гулянья. Самое интересное, что и спустя сто лет дата тоже не осталась незамеченной, несмотря на советский атеизм. Большого праздника, конечно, не проводили, но научные и общественные мероприятия, приуроченные к юбилею, состоялись. Кроме того, накануне церкви были возвращены некоторые монастыри, например, Оптина пустынь в Калужской области.

Спустя ещё 20 лет, в 2008-м, патриарх Алексий II обратился к руководству России, Украины и Беларуси с предложением ввести день памяти святого князя Владимира в перечень государственных памятных дат. В нашей стране соответствующий документ был подписан в 2010 году.

В православных церквях по всей стране в день Крещения Руси совершаются богослужения по уставу великого праздника. А ровно в полдень по местному времени в каждом храме начинают звонить колокола. Причем эта традиция получила распространение не только в России, но и в некоторых других странах постсоветского пространства, например, в Беларуси и Молдове.

Предыдущий юбилей, 1025-летие события, ознаменовался торжественными мероприятиями с участием первых лиц государств сразу в трёх городах: Москве, Киеве и Минске. А в прошлом году торжественную службу в честь Крещения Руси патриарх Кирилл провел в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре. В Москве божественная литургия прошла в Успенском соборе Кремля. Оттуда до памятника князю Владимиру на Боровицкой площади (его открыли в ноябре 2016 года) состоялся крестный ход.

Предлагаем вам, дорогие читатели,
поучаствовать в викторине «Русь в Х веке»

Она не сложная и позволит вам вспомнить интересные исторические факты и легенды.

В фонде нашей библиотеки есть много книг по истории древней Руси.

С некоторыми из них мы познакомим вас на виртуальной выставке, которая названа  «О Родине моей»

Как была крещена Русь

Как была крещена Русь : [Сборник]. — Москва : Политиздат, 1988. — 382, с.

Сборник, предлагаемый читателю, состоит из исследовательских работ советских, немецких и польских учёных о трудном и во многом ещё загадочном периоде, когда христианство стало официальной религией  Русского государства.

 На широком фоне эпохи очерчены выдающиеся деятели Киевской Руси: князья Святослав,  Ольга, Владимир, воеводы Добрыня, Свенельд и другие.

Читатель может также обратиться к первоисточнику – «Повести временных лет», фрагмент которой включён в сборник.

Лев Гумилёв «Древняя Русь и Великая степь«

Гумилев, Лев Николаевич.    Древняя Русь и Великая степь / Лев Гумилев. — Москва : АСТ : АСТ Москва : Харвест, [2007]. — 839 с.

Существовало ли «противостояние» народов востока и Руси на самом деле?

Л.Н. Гумилёв предлагает читателям увлекательный опыт реконструкции русской историиIX-XIVвв. Это именно реконструкция, где многое раскрывается благодаря воображению учёного.

«Эта книга – весомый вклад в развитие отечественной, и не только отечественной, истории. Впрочем, значение её выходит далеко за рамки традиционного понимания истории как науки. Книга Л.Н. Гумилёва, безусловно, станет заметным явлением нашей культурной жизни» — пишет академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв в предисловии.

Борис Греков «Киевская Русь«

Греков, Борис Дмитриевич (1882-1953). Киевская Русь / Борис Греков. — Москва: АСТ : АСТ МОСКВА, 2006. – 671 с.

«Русь как народ…появилась на исторической сцене не вдруг»

Монография одного из самых известных российских историков Бориса Дмитриевича Грекова посвящена проблеме общественного строя Киевской Руси.

Книга неоднократно переиздавалась и до сих пор остаётся одним из самых авторитетных исследований по истории государственности славян в домонгольский период.

А. Асов, А. Осташко, А. Васильев «Древние славяне. Прародины, предки, святыни«

Асов, Александр Игоревич (1964-). Древние славяне. Прародины, предки, святыни [] / А. Асов, А. Осташко, А. Васильев. — Москва ; Владимир : АСТ; : ВКТ, 2011. — 350, [1] с.

В этой книге изложены сказания о двух корнях славян: северном, гиперборейском,  и южном, атлантическом. Прочитав её, вы узнаете о тайнах Китеж-града и о том, когда, на самом деле, была основана Москва.

Читатель вместе с автором  совершит путешествие в Беловодье, древнюю Русколань, в легендарный град Кияр на Кавказе, а также в Русь Сурожскую в Крыму.

Пойдёт на поиск следов Святого Грааля на Кавказе и в Крыму, приоткроет величайшие тайны древней ведической традиции славян и русов.

А. Петрушевский «Рассказы про старое время на Руси от начала русской земли до Петра Великого.«

Петрушевский, Александр Фомич. Рассказы про старое время на Руси от начала Русской земли до Петра Великого / А. Петрушевский. —  Ярославль : Товарищество «ЛИЯ», 1994. — 300,[2] с.

Автор этой книги – Петрушевский Александр Фомич – историк, родился в 1826 году.

Долгие годы был членом петербургского Комитета грамотности. Именно с деятельностью этого Комитета и связано появление «Рассказов про старое время», выдержавших 8 изданий в XIX веке.

Книга была удостоена Комитетом грамотности первой премии, а Учёным Комитетом Министерства государственного имущества – золотой медали.

Книга будет интересна всем любителям отечественной истории, а особенно полезна учащимся школ, лицеев, гимназий.

Владимир Петрухин «Древняя Русь«

Петрухин, Владимир Яковлевич. Древняя Русь : [для среднего школьного возраста] / Владимир Петрухин ;худож. А. В. Капнинский. — Москва : Дрофа-Плюс, 2008. — 95 с.

Лучше понять историю современной России и современную жизнь можно, обратившись к её истокам – Древней Руси. Что такое Древняя Русь , какие племена были нашими предками, как жили и трудились древние славяне вы узнаете, прочитав эту книгу.

Интересны главы о Несторе-летописце, авторе «Повести временных лет», о происхождении и расселении славян, про язычество и крещение Руси.

В книге много иллюстраций художника А. Капнинского.

Рассказы по истории России (серия «Библиотека российского школьника)

Рассказы по истории России : [для младшего и среднего школьного возраста / авт. предисл. В. Соловьев ; худож. О. Пустовойт]. — Москва : ОНИКС, 2008. — 239 с.

В книгу вошли рассказы нескольких авторов о нашей истории, о славных делах, выдающихся личностях, памятных событиях, военных парадах и подвигах, о хорошем и плохом, о радостном и печальном… Да-да, в истории светлое и тёмное, героическое и постыдное идут вперемежку. Есть любители лакировать историю, наводить на неё глянец, приукрашивать, изображать всё лишь в светлых тонах. Но такая история – уже не история.

В рассказах, которые вошли в эту книгу, история показана такой, как есть – с добром и злом. Ведь когда-то история была жизнью, а жизнь, как известно, складывается не только из приятных вещей, но и из потерь, потрясений, испытаний, лишений.

Спасибо, что дочитали до конца!