Литературная встреча «Мастер сатирических рассказов»

«В нем есть что-то от Чехова и Гоголя»
С.Есенин

10 августа 2020 года исполняется 125 лет со дня рождения Михаила Зощенко – писателя-сатирика, классика советской литературы. С его творчеством мы знакомимся еще в детстве, читая истории о Леле и Миньке. Позднее на книжную полку добавляются произведения для взрослых – еще одно прекрасное лекарство от тоски.

Познакомимся с ним поближе,
послушав его воспоминания видеоролик
«Мой живой журнал».

ПЕРЕХОДИТЕ ПО ССЫЛКЕ И СМОТРИТЕ НА YOUTUBE

Зощенко… Странная и редкая фамилия. Каково её происхождение? Этот вопрос интересовал и самого Михаила Михайловича. Подвалы архивов, горы пожелтевших бумаг… Наконец, нашёлся некий Аким Зодченко. Он и оказался родоначальником династии. Это был архитектор из Италии, принявший православие и получивший при крещении имя Аким и фамилию – по профессии – Зодченко. Впоследствии фамилия изменилась, стала произноситься как Зощенко.

Михаил Михайлович Зощенко родился в Петербурге, но в одной из ранних печатных справок местом своего рождения он назвал Полтаву.

Полтава была указана и в статье о нем в первой советской литературной энциклопедии, выходившей в тридцатые годы. И дата рождения имеет два варианта: 1895 год — если придерживаться его собственных многочисленных автобиографических заметок (эта дата была указана также на его первом надгробии), или год 1894-й — принятый по уточняющим документальным разысканиям.

Такая изначально обозначившаяся вариантность жизненных координат проявлялась потом в судьбе Зощенко неоднократно.

Итак, 10 августа на свет Божий появился человек, над книгами которого будут смеяться 150 миллионов человек – жителей совсем не располагающей к веселью послереволюционной России. Он родился в Петербурге, в семье небогатого художника-передвижника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Иосифовны Суриной. В семье было восемь детей.

Будущий писатель на себе ощутил, как несправедливо устроен мир, в котором ему довелось родиться. Ещё гимназистом Зощенко мечтал о писательстве. После того, как за неуплату его исключили из университета, он покинул родной дом и ушёл «в люди».

Контролер поездов на железнодорожной линии Кисловодск — Минеральные Воды; в 1914 году — командир взвода, прапорщик, а в канун революции — командир батальона, раненый, отравленный газами, кавалер четырех боевых орденов, штабс-капитан; начальник почт и телеграфа, комендант Главного почтамта в Петрограде; пограничник в Стрельне, Кронштадте, командир пулеметной команды и полковой адъютант на Нарвском фронте; после демобилизации (болезнь сердца, порок, приобретенный в результате отравления газами) — агент уголовного розыска в Петрограде, инструктор по кролиководству и куроводству в совхозе Маньково Смоленской губернии, милиционер в Лигове, сапожник, конторщик и помощник бухгалтера в Петроградском порту. Вот далеко не полный перечень того, кем был и что делал Зощенко, куда бросала его жизнь, прежде чем он стал писателем.

Вот таким необычным человеком был Михаил Зощенко. На его долю выпала слава, которая редко посещает литераторов при жизни. А ведь когда он творил, журналы отчаянно спорили из-за того, кому принадлежит право первым публиковать его рассказы. Выпускать его книги было честью почти каждого издательства. Потому что издатели знали: книги Зощенко будут раскуплены в считанные дни. Кроме того, рассказы писателя часто исполнялись с эстрады ведущими артистами того времени. И наградой за их исполнение был оглушающий хохот зрителей.

Известность писателя была, прямо скажем, легендарной. Его многие знали в лицо, по улицам ему ходить было очень нелегко, так как за ним начинал идти буквально шлейф восторженных поклонников. Ежедневно почтальоны приносили ему пачки писем, его телефон надрывался от огромного числа звонков. Вот это популярность! А как писатель достиг ее? Может быть, он закончил какое-то престижное учебное заведение, где его научили так здорово сочинять маленькие смешные рассказы?

А вот давай посмотрим его послужной список, в котором сам писатель рассказывает о некоторых датах своей жизни. В 1927 году в Санкт-Петербурге издавался веселый журнал под названием «Бегемот». И вот сотрудники этого журнала решили выпустить сатирическую энциклопедию всех авторов, которые издавались в этом журнале. Энциклопедию они назвали «Бегемотник». Для нее Зощенко написал свою шуточную автобиографию.

Отец мой художник, мать — актриса. Это я к тому говорю, что в Полтаве есть еще Зощенки. Например: Егор Зощенко — дамский портной. В Мелитополе — акушер Зощенко. Так заявляю: тем я вовсе даже не родственник, не знаком с ними и знакомиться не желаю…

Я не мистик. Старух не люблю. Кровного родства не признаю. И Россию люблю мужицкую. И в этом мне с большевиками по пути. Мне 27 лет. Впрочем, Оленька Зив думает, что мне меньше. Но все-таки это так. В 13-м году я поступил в университет. В 14-м — поехал на Кавказ. А вот сухонькая таблица моих событий: арестован — 6 раз, к смерти приговорен — 1 раз, ранен — 3 раза, самоубийством кончал — 2 раза, били меня — 3 раза.

Все это происходило не из авантюризма, а «просто так» — не везло. Нынче же я заработал себе порок сердца и потому-то, наверное, и стал писателем. Иначе — я был бы еще летчиком. Вот и все.

Вот такую оценку себе и своей писательской профессии дал Михаил Зощенко. А ведь в литературу он пришел уже с огромным опытом. Несмотря на молодость, Зощенко успел два года побывать на фронтах Первой мировой войны, участвовал во многих боях, получил четыре боевых ордена и чин штабс-капитана.

Годы его юности пришлись на очень беспокойное время: передел страны, несколько государственных переворотов, голод, холод, тиф, поиски своего места в жизни. И, наконец, писательская слава, которой искренне наградил его читатель.

Когда  читаешь рассказы Михаила Зощенко, всегда удивляет язык, которым он писал. В языке этого писателя не найдешь многострочных фраз с большим числом придаточных предложений. Его фразы — короткие, рубленые. Возьмите слова другого писателя — Чехова, который сказал, что краткость — сестра таланта.

Короткая фраза — огромное достижение Зощенко. Он сам об этом говорил так: «Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая, доступная бедным. Может быть, поэтому у меня так много читателей».

Зощенко стал верным последователем гоголевского направления в русской литературе. Если внимательно вслушаться в его смех, нетрудно уловить, что беззаботно-шутливые нотки являются лишь фоном для музыки горечи и боли.

Искажённый, нарочито уродливый язык его рассказов – не что иное, как инструмент сатиры. Своими рассказами Зощенко пытался помочь людям избавиться от обывательских черт. Одним из таких рассказов является «Аристократка».

Найдя в писательстве своё подлинное призвание, Зощенко тем не менее признавался: «Профессия моя оказалась всё же чрезвычайно трудна. Она оказалась наиболее тяжёлой из всех профессий, которые я имел».

Это написано в августе 1933 года, за 10 лет до обрушившихся на него бед. В 1943 году вышли из печати рассказ «Приключения обезьяны» и повесть «Перед восходом солнца». Эти произведения были жестоко раскритикованы в советской прессе.

14 августа 1946 года Зощенко был исключён из Союза писателей. Это обозначало, что он лишался возможности где бы то ни было печататься, устраиваться на какую бы то ни было работу, перестал получать продовольственные карточки, по которым первые послевоенные годы все граждане СССР покупали основные продукты питания в магазинах…

Только после смерти Сталина Зощенко снова был принят в Союз писателей.

После 1953 года, когда Михаил Михайлович был восстановлен в Союзе писателей, он много работал в популярных журналах «Крокодил» и «Огонек».

Да, книги, написанные с хорошим пониманием смешного, всегда ценятся нашим читателем. По этой простой причине до сих пор люди любят веселые книги Михаила Зощенко.

Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной комической новеллы, продолжившей в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Наконец, Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль. Около четырех десятилетий посвятил Зощенко отечественной литературе.

Писатель прошел сложный и трудный путь исканий. В его творчестве можно выделить три основных этапа.

Первый приходится на 20-е годы – период расцвета таланта писателя, оттачивавшего перо обличителя общественных пороков в таких популярных сатирических журналах той поры, как “Бегемот”, “Бузотер”, “Красный ворон”, “Ревизор”, “Чудак”, “Смехач”. В это время происходит становление и кристаллизация зощенковской новеллы и повести.

В 30-е годы Зощенко работает преимущественно в области крупных прозаических и драматических жанров, ищет пути к “оптимистической сатире” (”Возвращенная молодость” – 1933, “История одной жизни” – 1934 и “Голубая книга” – 1935). Искусство Зощенко-новеллиста также претерпевает в эти годы значительные перемены (цикл детских рассказов и рассказов для детей о Ленине). Заключительный период приходится на военные и послевоенные годы.

Итак, после смерти Сталина Зощенко вновь принят в Союз писателей. Не восстановлен, а именно принят заново: этим подчёркивалось, что его исключили «за дело».

Зощенко имел несчастье (или счастье?) родиться сатириком. А сатирикам везде и во все времена жить было куда опасней, чем писателям, работающим в иных литературных жанрах.

Люди могут простить всё, но только не смех над собой…

Не все могут понять, что настоящим сатириком движет любовь к людям, боль за несовершенство их жизни. Таким сатириком и был Михаил Михайлович Зощенко.

СПАСИБО, ЧТО ДОЧИТАЛИ ДО КОНЦА!