Литературный час «Есенин как явление»

Сегодня мы коснёмся особой темы, которая включает в себя не одну тысячу документов. Сотни специалистов во всём мире работают над ней. Мы поговорим об есениноведении.

Этой области литературоведения уже более 100 лет. Ведь, творческая личность Сергея Есенина волновала исследователей литературы и читателей ещё при жизни поэта.

Есенин – человек и поэт сложный, многогранный, живший в бурную эпоху войн и революций. Всё это с самого начала определило неоднозначность восприятия его личности и творчества, породило множество разных, порой диаметрально противоположных точек зрения, гипотез и легенд в мировом есениноведении.

На первый взгляд, поэзия Есенина кажется простой и понятной, доступной каждому, даже неподготовленному читателю. Она завораживает яркостью образов и усыпляет кажущимся однообразием ритмики. Однако на грани XX-XXI веков многим исследователям открылись масштабность, глубина есенинского мира, его гениальная простота.

Наиболее прозорливые критики сразу увидели в Есенине не только талантливого поэта, но и своеобразного мыслителя. Вот что писала о поэте З. Бухарова в мае 1916 году: «Мыслитель в нём только намечается, но намечается своеобразно, чутко, истинно, народно».

В 20-е годы, сразу после смерти Есенина, начали писать о необходимости комплексного изучения его поэзии как единого целого, как образной системы, звучали призывы к научному, непредвзятому, конкретно историческому освещению творчества поэта в полном объёме и в сложной динамике развития (работы Е. Никитиной, В. Дынник, В. Друзина).

В то время при анализе творчества абсолютизировались отдельные («крестьянские», «патриархальные», «религиозные», «сектантские», «имажинистские», «упадочные» или «жизнеутверждающие») мотивы произведений Есенина, и на этой искаженной, узкой основе производился разбор всей есенинской поэзии.

Понятно, что только целостный подход мог дать возможность объективного анализа жизни и творчества поэта. Отдельные попытки такого подхода были предприняты в 70-е годы (A.M. Марченко, А.Н. Захаровым и др.). Однако, идеи целостного анализа образного мира Есенина стали интенсивно разрабатываться лишь со второй половины 80-х годов. К началу XXI века накоплено большое количество материала для целостного подхода к изучению художественного мира поэта.

Главным итогом и важнейшей основой анализа жизни и творчества С.А. Есенина является издание академического Полного собрания сочинений в семи томах (девяти книгах) с его сборниками-спутниками «Новое о Есенине», а также пятитомная «Летопись жизни и творчества С.А. Есенина», подготовленная в Есенинской группе Института Мировой Литературы Российской Академии Наук.

Множество диссертаций, монографий, биографий и так далее, написано в нашей стране и за рубежом. Прошло большое количество научных семинаров и конференций, посвящённых Есенину и его творчеству.

С 2004 года Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина ежеквартально выпускает научно-методический журнал «Современное есениноведение».

Спектр тематики журнала очень широк: отечественные и зарубежные ученые-литературоведы, языковеды, историки, культурологи анализируют масштабные художественные явления от древности до современности сквозь призму историко-культурных, генетических связей творчества Есенина с его предшественниками, современниками и последователями в отечественной и мировой литературе.

Большое количество русских и зарубежных литературоведов, филологов, писателей занимались и занимаются до сих пор изучением есенинского наследия.

Всё это очень и очень интересно! И необъятно.

В нашей библиотеке тоже есть несколько книг по есениноведению. И сегодня мы хотим познакомить вас с ними.

Виртуальную книжную выставку мы назвали «Есенин в литературоведении».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!