Литературный час «Холодный яд в душе моей»

В этом году исполняется 95 лет со дня смерти Сергея Есенина.

Разговоры о том, как на самом деле ушёл из жизни поэт, не прекращаются до сегодняшнего дня. Было ли это самоубийство, как написано в протоколе о смерти? Или, всё-таки, Есенин с помощью недоброжелателей распрощался с жизнью?

И вот, уже на протяжении уже почти столетия, смерть Сергея Есенина так и остаётся трагедией, с которой трудно смириться, поэтому многие ищут того, кто виноват в ней. Поверить в самоубийство легендарного поэта невозможно. Хотя, кто знает, что же на самом деле произошло той ночью 28 декабря 1925 года в гостиничном номере «Англетера» в Ленинграде.

Пятый номер ленинградской гостиницы «Англетер», в котором нашли тело С.А. Есенина

Накануне трагедии

Есенин приехал в Ленинград за несколько дней до своей смерти. По одному из предположений, он собирался издавать новый сборник, поэтому планировал некоторое время провести в городе. Сергей не нашёл подходящей квартиры и поселился в гостинице «Англетер» в комнате под номером пять, где его и нашли мёртвым. Согласно показаниям друзей, знакомых и свидетелей, поэт был склонен к депрессиям, имел проблемы с алкоголем и женщинами. Одних он любил, другие не давали ему дышать. Но вот накануне трагедии, Есенин встречался с друзьями и в его поведении не было никаких странностей или намёков на депрессивное состояние. В этот вечер у него были супруги Устиновы и Вольф Эрлих. Последний даже возвращался в номер к поэту, где забыл свой портфель. Сергей в это время был спокоен и писал стихи за столом.
А вот утром, Устинова и Эрлих не смогли достучаться до него, дверь была заперта. Им пришлось позвать на помощь. Когда они вошли внутрь комнаты, то увидели труп поэта.

Посмертные фотографии и гипсовая посмертная маска

Самоубийство могло быть

Гениальный человек покончил с собой, так бывает. Такой версии придерживаются многие исследователи творчества и биографии поэта. Анализ творчества показывает, что за последние два года жизни, в его стихах более ста раз упоминается смерть.

Можно предположить, что о планах расстаться с жизнью говорит и последнее стихотворение Есенина, написанное собственной кровью, которое принято считать предсмертной запиской поэта. Вот оно:

До свиданья, друг мой,
до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой,
без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Комиссия Есенинского комитета Союза писателей организовала в конце 80-х годов  экспертизу автографа экспертно-криминалистическими и судебными экспертами и сделала вывод, что записка действительно написана кровью Есениным Сергеем Александровичем «… под влиянием необычных внутренних и внешних факторов, «сбивающих» привычный процесс письма и носящих временный характер».

Итак, некогда амбициозный, талантливый, любимец женщин, на своём жизненном пути столкнулся с рядом проблем: алкоголь, депрессия, постоянные разводы и, что немаловажно, творческий кризис.

Всё это вполне реально могло толкнуть поэта в петлю. К тому же отметим, что данную версию подтверждают и эксперты криминалисты, которые анализировали полученные материалы уже в наши дни.

Или это убийство?

Однако, несмотря на всю очевидность произошедшего, существуют и предположения, что смерть Есенина не самоубийство, а инсценировка. Приверженцы этой версии в качестве доказательств приводят ряд нестыковок, которые нельзя оставить без внимания. Во-первых, берутся во внимание элементарные физические возможности человека. Поэт был малого роста, всего 1,68 см, а высота потолка почти четыре, чтобы повеситься Есенину нужно было подставить предмет около двух метров, но такой обнаружен не был. Следовательно, физической возможности покончить жизнь самоубийством путем удушения у него не было. Правда, потом уже сообщалось, что высота потолков была около 3,5 метров, а забрался поэт на  тумбочку высотой 1,5 метра.

Кроме того, обращают на себя внимание и большое количество синяков, кровоподтеков и ссадин на теле. На посмертном фото на лице поэта чётко видна вмятина, которая пересекает переносицу (приверженцы версии самоубийства говорят, что её появление могло стать естественным явлением при вдавливании лобной части уже мёртвого тела о трубу), хотя с некоторой вероятностью она могла появиться и от удара тупым предметом.

В пользу убийства также говорят и порезы на руках, но уже приводилась версия, что Есенин сам их себе наносил для написания стихов кровью, так как чернил в гостинице не было.

Похороны С.А. Есенина. Рядом — мать и сестра.
Траурная процессия трижды обнесла гроб с телом Есенина вокруг памятника А.С. Пушкину в Москве.

Смерть поэта до сих пор покрыта тайнами. Желающих найти виновных много, как и тех, кто не верит в такой прозаический конец великого таланта. Но есть и те, кто в гибели Сергея Есенина видит трагический конец под тягостью прозы жизни.

Короткая, но яркая жизнь любимого многими поэта, его загадочная смерть до сих пор дают вдохновение историкам, литературоведам и писателям.

Могила Есенина в 30-х годах до установки памятника. В 1955 году мать поэта похоронили рядом с сыном.
Современный памятник был установлен в 1986 году. Могилу Есенина на Ваганьковском кладбище до сих пор ежедневно посещают поклонники поэта.

Сегодня мы хотим познакомить вас с книгой «Есенин. Обещая встречу впереди»

В конце прошлого года в издательстве «Молодая гвардия» в серии «ЖЗЛ» вышла биография Сергея Есенина, написанная известным писателем и общественным деятелем Захаром Прилепиным. Больше тысячи страниц текста, вмещающего в себя всю трагическую жизнь великого русского поэта.

Захар Прилепин собирает книги о Есенине с 1986 года — а интересуется им, размышляет о его судьбе всю жизнь. Писатель признался, что с чисто фактологической точки зрения Есенин уже не мог ничем его удивить. В то же время, потратив несколько лет на написание есенинской биографии, Захар Прилепин глубоко проник во внутренние мотивы его стихов и его поступков:

«Я ясно увидел иероглиф его судьбы. Я понял, что все закономерно сложилось именно так — и не могло сложиться иначе».

Первое предложение написать о Есенине для «ЖЗЛ» Захар получил еще в 2005 году. Теперь он рад, что не взялся за этот труд тогда, тридцатилетним. Вот как он это объясняет:

«Нельзя писать о Есенине под брызги шампанского. Надо что-то пережить, испытать хотя бы один такой же внутренний разлом, которые сопровождали Есенина всю его жизнь».

Писатель и общественный деятель Захар Прилепин

Захар Прилепин так объяснял, почему ему пришла мысль написать книгу о поэте Сергее Есенине и какая основная цель, которую он преследовал:

«Первая причина – это история и версия убийства/самоубийства, с которой, как мне кажется, не всё понятно, которую следовало разобрать подетально достаточно давно, и закрыть все вопросы по этому поводу. И другая история связана с принятием или неприятием революции. Это место для разнообразных манипуляций, которые тоже достаточно легко опровергаются.

А в целом, Есенин – судьба моя. Я сам родился в рязанской деревне, с девяти лет читаю всё, что о Есенине выходило, и определенная концепция в моей голове сложилась»

Вот как писатель рассказывал в одном из интервью, каким Есенин представлен в его произведении, и как он лично относится к нему и его мировоззрению:

    «Сергей Есенин либо понятный, либо необъяснимый. Но неприятный – нет. Я когда писал эту книгу, сам впал в это безумное состояние. У меня очень мало вещей, которые меня с Есениным единят. Ну, кроме политических убеждений. Всё, что касается его жизни, жизнестроительства и всего остального – это не про меня. Мне это не близко и много даже не совсем симпатично. Я был совершенно трезв и спокоен по отношению к Есенину и дал полную картину и в качестве судьи, и прокурора, и кого угодно. При этом будучи в него абсолютно влюблённым», – поделился автор книги.

Он также объяснил, почему революционные события тех времён раскололи интеллигенцию, а всю вину за ужасы гражданской войны перекладывали на литераторов, принявших революцию, среди которых был и Сергей Есенин.

    «Потому что вблизи всё выглядит всегда тяжело, мрачно, отвратительно и неприятно. И никогда строительство великого и прекрасного чудесного общества будущего не творят своими руками ангелы. Приходят мрачные, неприятные, грубые мужики, периодически кого-то расстреливают по углам и начинают это делать. Во все времена это всегда так и выглядело. Есенин же стоял за освобождение, перерождение, за преображение русского мужика, за новое воплощение Христа на земле»

Захар Прилепин прокомментировал высказывание коллег по литературному цеху о том, что его книга о Сергее Есенине была написана по заказу.

    «У меня заказ один. Я 35 лет читал Есенина. У меня заказ внутренний – наконец описать поэта таким, каким он был»

    «Мне важна правда. Мне кажется, что неверное отображение жизни человека дает неверную оценку собственно поэзии. Я за правду литературы, за правду судьбы», – подытожил свой ответ Захар Прилепин на вопрос, почему ему было так важно рассказать об истинной причине смерти Сергея Есенина.

Вот как Прилепин отвечает на вопрос о своём отношении к версиям смерти поэта:

«Напомню, что ни один из современников Есенина, ни одна из его жен, никто из его ближайших друзей никогда не сомневался в самоубийстве Есенина. Ни его мать, ни его дети — никто. Первым из публичных людей вслух усомнился… писатель Василий Белов шестьдесят с лишним лет спустя. Уже это само по себе абсурдно. Есенинская биография и так трагична, зачем все выворачивать наизнанку, обманывая самих себя? Впрочем, мы же прекрасно знаем, что смерть великого человека всегда, неизбежно обрастает слухами. Вышли даже не десятки, а сотни статей, что Лермонтова застрелили из кустов, или Мартынов его убил в упор в ссоре, а вся дуэль — инсценировка, что Маяковского застрелил Агранов, что Цветаеву удавили три работника НКВД, ну и так далее, до бесконечности. В случае Есенина на это накрутилось еще и слишком личностное отношение к нему многих. «Чтоб наш Серёга, да удавился?» «Чтоб наш Серёга — да пил? Да я тебе в морду сейчас дам!.. Наливай!» «Чтоб наш Серёга — детей бросал своих?» «Чтоб наш Серёга — да иудино племя большевиков славил?» «Чтоб наш Серёга — Троцкого хвалил?!» И так далее до бесконечности. Я даже не уверен, что с этим стоит всерьёз оппонировать. Это же не из разряда филологии. Это по другому разряду проходит.

Мне важно доказать правду, а не то, что он покончил с собой. Мне кажется, когда мы обманываем себя в этом случае, истово желая, чтоб Есенина не хоронили, образно говоря, «за оградой», как самоубийцу, — мы не идем к Богу, а бежим от него. Нельзя бежать от правды. Потому что мы бежим от поэзии Есенина, от его души, от его трагедии. Мы закрываем глаза, мы обдуриваем самих себя. Зачем? Я вообще не понимаю, как можно читать Есенина и не слышать, как ужасно он кричал от боли. И как стоически, смиренно он подошёл к своему финалу. Но ведь поэзию, как и музыку, зачастую не объяснишь. Поэтому я просто взял и разобрал все эти бесконечные «версии» его убийства, показывая их полную абсурдность просто с точки зрения здравого смысла»

А сейчас, дорогие друзья, мы хотим предложить вашему вниманию рецензию на книгу, которую рекомендуем обязательно прочесть, написанную нашей коллегой, заведующей Организационно-методическим отделом ЦГБ им. М. Горького (ОМО) МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС, Мариной Валерьевной Кравченко.

«Две даты у Сергея Есенина в этом году: 125 лет – со дня рождения, 95 – со дня гибели. Безусловно, не только они, а, скорее, веление сердца заставило Захара Прилепина свершить это подвижничество (другое слово трудно подобрать) – создать книгу свыше 1000 (!) страниц.

Книгу эту читать трудно, но необходимо по многим причинам. Во-первых, это перо одного из самых талантливых современных прозаиков России. А, во-вторых, уж больно значим объект исследования. Именно больно и даже болезненно. Ибо, как справедливо утверждает автор, Есенин – есть в каждом из нас (и творениями своими, и самим собою). В нём «всё русское разом», «всё про себя и про каждого». «Есенин – русское чудо, гений, наш праздник, наш плач, наше светлое застолье. Его место за длинным столом – в красном углу. Он для нас – надежда на рай».

Прилепин доказывает постранично, что Есенина можно и не любить, но он не может не тревожить. Потому что – заповедный, заветный сколок каждого русского сердца.

Вместе с тем автор хладнокровно и скрупулёзно исследует магистральную личностную и творческую проблему Есенина, его глобальное противоречие, а именно: трагическое несовпадение вздорной разрушительной натуры и божественной красоты поэтического слова, которое сотворяет эта натура. Впрочем, противоречие это только кажущееся, если рассматривать фигуру Поэта с точки зрения вечности, в частности в разрезе античной теории (кажется, платоновской), согласно которой земной творец лишь избранник небесной воли, лишь транслятор божественного логоса…

Кроме того, книга Захара Прилепина – кладезь уникальных документальных свидетельств о есенинском окружении, о его непростой эпохе (например, любопытен факт того, что великое будущее начинающему поэту предрек Григорий Распутин). Содержит немало потрясающих деталей о поэтах-имажинистах, о женщинах Есенина, о его потомках (воистину, драматична судьба четырех детей Есенина, в каждом из которых своеобразно преломился литературный дар поэта).

Особое место занимают рассуждения о самой страшной есенинской загадке — его гибели. Прилепин многословно и аргументированно настаивает на традиционной версии – самоубийстве, отсылая, при этом, к творчеству поэта, переполненному суицидальными образами. Автор книги утверждает, что Есенина особенно в последние годы буквально разрушало «жуткое и беспощадное чувство богооставленности» («Мне страшно, — ведь душа проходит, // Как молодость и как любовь»), неотвратимо влекла смерть (его очевидный алкоголизм объясняет это).

Читая книгу, невольно бросается в глаза и то, что Прилепин настойчиво (иногда даже слишком) проводит мысль о лояльном отношении советской власти к поэту. В качестве весомых доказательств: неимоверные гонорары Есенина особенно в последние годы жизни, и даже знаменитый сталинский запрет на распространение есенинской поэзии объясняется не политическими причинами, а стремлением прекратить случившийся после гибели поэта поток самоубийств представителей молодой советской интеллигенции («Есенин выбил опору не только из-под себя, но из-под всех»).

Многим может показаться, что Прилепин субъективен и даже политически ангажирован в оценке Сергея Есенина.

Возможно это так.

Однако достоинства книги от этого не преуменьшаются»

Спасибо, что дочитали.

Ждём вас в нашей библиотеке.