12 декабря выдающемуся французскому писателю Гюставу Флоберу исполняется 200 лет со дня рождения.
ГЮСТАВ ФЛОБЕР — французский писатель, которого часто называют творцом современного романа, родился 12 декабря 1821 года в Руане.
С 1823 по 1840 год Флобер учился в Королевском колледж Руана, где не добился особых успехов, но проявил интерес к истории и большую любовь к литературе.
Первый из его опубликованных романов — «Госпожа Бовари» (1857).
Флобер, Гюстав. Госпожа Бовари : [роман] / Гюстав Флобер ; [перевод с французского Николая Любимова]. — Москва : Эксмо, 2019. — 380, [2] с. — (Зарубежная классика) (Всемирная литература). 16+. — (в пер.).
Слава обрушилась на Флобера, когда в 1856 году в журнале «Ревю де Пари» увидел свет его первый роман «Госпожа Бовари», который является визитной карточкой писателя. В течение пяти лет, обдумывая каждое написанное слово, Флобер писал книгу о том, как иллюзия способна уничтожить реальность.
Флобер, Гюстав (1821-1880). Саламбо : [роман] / Гюстав Флобер ; [пер. с фр. Н. Минского]. — Москва : Вече, 2018. — 381, [2] с. : ил., портр. 12+. — (в пер.).
В 1858 году Флобер совершил путешествие в Африку, привезя из вояжа не только впечатления, но и второй свой роман «Саламбо». Действие переносит читателя в древний Карфаген, делая его свидетелем любви дочери военачальника и вождя варваров. Историческая достоверность и бережное отношение к каждой детали повествования позволили этой книге занять достойное место в ряду исторических романов.
Флобер, Гюстав (1821-1880). Воспитание чувств : [роман] / Гюстав Флобер ; [пер. с фр. А. Федорова]. — Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2011. — 444, [2] с. (Азбука-классика).
Третий роман писателя «Воспитание чувств» (1869) получил высокую оценку Мопассана, который писал: «Этот роман в совершенстве выполненная картина того, что случается каждый день, точная запись жизни…».
До самой смерти писатель осваивал новые литературные горизонты: пробовал себя как драматург, активно использовал библейские сюжеты. Восемь лет Флобер посвятил роману «Бувар и Пекюше», который остался незавершенным из-за кончины писателя.
Популяризации творчества Флобера в России способствовал И. С. Тургенев, друг писателя. Книги Флобера встретили глубокое понимание благодаря высокой человечности и нравственности.
Интересные факты
- «Отшельник из Круассе» — так называли его друзья, под этим именем он вошел в историю литературы. «Я — человек-перо, я существую из-за него, ради него» — так говорил сам о себе Флобер.
* Работал он по 10-15 часов в сутки (случалось и больше, почти никогда — меньше). «Он ложился в четыре утра, а с десяти, сам этому удивляясь, уже опять сидел за письменным столом», «…однажды он просидел… 38 часов подряд и дошел до такого изнеможения, что когда попытался за обедом налить себе стакан вина, то оказался даже не в силах поднять графин» (Э. и Ж. Гонкуры).
* Моряки, плавающие по Сене, пользовались его окном, как маяком — там всегда горел свет.
* Добросовестность Флобера стала притчей во языцех еще при жизни писателя. Он терпеть не мог приблизительности ни в слове, ни в факте. Прочитать 10 томов, чтобы написать 10 страниц — это было в порядке вещей. Описание смерти Эммы Бовари потребовало едва ли не целой медицинской библиотеки. А после работы над историческим романом «Саламбо» он был способен разговаривать на равных, и разговаривал, и спорил, с крупнейшими историками века. Собирая материалы для «Воспитания чувств», он не удовлетворился печатными источниками — даром, что целую зиму просидел в парижских читальнях. Если надо было описать какую-нибудь местность, он сам отправлялся туда. (Хорошо, когда то было во Франции, случалось, что и в Африке).
* А сколько времени, мук, сил уходило на поиски нужного, единственного слова!
Работал он чрезвычайно медленно. «На прошлой неделе я пять дней просидел над одной страницей!»; «Я уже два дня бьюсь над одним абзацем»; «Вчера 10 часов подряд просидел над тремя строчками и не сделал их». Такими признаниями полны письма Флобера.
* Он начал писать в девять лет. Его первый роман, «Госпожа Бовари», появился, когда ему было тридцать пять.
Книга вышла в свет, и автор оказался на скамье подсудимых: «за оскорбление общественной морали, религии и добрых нравов».
* Он не увлекался ни коллекционированием, ни охотой, ни рыбной ловлей, но одно «хобби», одна «коллекция» у него все-таки была — коллекция человеческой глупости. Он собирал вырезки из газет, деловые бумаги, различные документы — свидетельства глупости и пошлости. Любой новый «экспонат» веселил его безмерно, он мог говорить о нем неделями, сообщал о находке всем, с кем общался и переписывался.