Путешествие в мир балета «Сила русского балета»

Вы со сказкой никогда,
Никогда не расставайтесь.
Пусть бегут, бегут года –
К сказкам снова возвращайтесь!

«Лебединое озера» – всемирно известное произведение
великого русского композитора Петра Ильича Чайковского,
рассказывающее удивительную сказку о влюбленном принце, заколдованной девушке и злом волшебнике.

Это одна из немногих постановок, о которых прекрасно знают не только заядлые театралы, но даже те, кто очень смутно представляет себе, что такое балет.
Он по праву считается эталоном высокого искусства, многие танцоры с мировым именем гордились тем, что им выпала такая удача – исполнить партию в этом спектакле, а десятки хореографов создавали свои версии бессмертного произведения.
Поэтому «Лебединое озеро» без доли преувеличения можно назвать жемчужиной русской классики, а Петра Чайковского – великим композитором.

«Лебединое озеро» даже спустя 145 лет пленяет сердца поклонников классической музыки и приводит в восторг зрителей во всем мире.

Предлагаем вам посмотреть иллюстрированный рассказ о Балете «Лебединое озеро»:

Этот сказочный балет, невероятно популярный в наши дни, буквально провалился на первой премьере. Глубоко расстроенный автор заявил, что его оценят, но позже и время этого произведения еще впереди.
Это «позже» наступило через 18 лет с блистательными постановками Льва Ивановича Иванова (русский артист балета, балетмейстер, балетный педагог) и Мариуса Петипа (французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог). 

Выход постановки Иванова и Петипа в 1894 году был отложен на длительное время по причине смерти императора Александра III и последующего официального траура.

Буквально за четыре года до того, как Чайковский получил этот заказ, он уже сочинил небольшой балет «Озеро лебедей» для детей, который был исполнен под чутким руководством композитора в 1871 году, в имении Каменка.
Работа над спектаклем длилась около года, причем с небольшими перерывами из-за того, что композитор также сочинял еще и Третью симфонию в этот период.

Предлагаем посмотреть отрывок балет «Бал во дворце»:

Вашему вниманию представляем электронную презентацию: «Лебединое озеро» Балет — символ.

Многие почитатели творчества Чайковского гадают, что же могло вдохновить его на написание такой проникновенной и красивой музыки?
Есть мнение, что это заслуга озера в Черкасской области, где обитают лебеди. Там как раз несколько дней отдыхал композитор, любуясь местной природой.

А вот в Германии уверены, что в балете рассказывается именно о Лебедином озере, которое располагается поблизости города Фоссен.
Исследователи предполагают, что в основе литературного первоисточника могут лежать:
сказка «Лебединый пруд», «Похищенная вуаль» Мазуеса, а также немецкая старинная легенда.

Первоначально сюжет был таким: принц Зигфрид празднует совершеннолетие. Друг принца, увидев пролетающих лебедей, зовет его на охоту. Юноша попадает в «гористую дикую местность» с озером. При свете луны заколдованные лебеди сбрасывают крылья, становясь девушками во главе с Одеттой. Принц влюбляется в нее. На балу во дворце для принца танцуют красавицы, но он полон воспоминаний об озере и не хочет выбрать себе невесту. Неожиданно прибывает «злой гений» фон Ротбарт с дочерью Одиллией. Коварная девица притворяется Одеттой и обольщает принца. Он дает клятву верности, тем самым предавая Одетту. 

Вашему вниманию предоставлен фрагмент дуэта (Зигфрид-Ротбарт) В.Морозов / Е.Ланцута

Последнее действие во многом совпадает с тем, что мы видим сегодня. Герои, сопротивляясь козням Ротбарта, гибнут в волнах озера.

Изначально для премьеры в 1876 году была выбрана прима Анна Собещанская, но она сильно поссорилась с композитором, поэтому эту роль предложили Полине Карпаковой. Как оказалось, причина возникшего конфликта в том, что приму не устраивало отсутствие в 3 акте хоть одного сольного танцевального номера. Есть сведения, что Собещанская даже отправилась специально к М. Петипа и попросила вставить соло на его музыку в это действие.

Если балетмейстер выполнил ее просьбу, то композитор наотрез отказался вставлять фрагмент не своей музыки. Вскоре Чайковский предложил уладить конфликт и написал все же ей соло, чуть позже к нему добавились и вариации.

Известный критик Герман Ларош отметил после премьеры музыку балета, но всё, что касалось танцевальной стороны он назвал «скучным и бедным».

В прессе похвалу журналистов получила лишь работа художника Карла Вальца, который специально разработал технологию, обеспечивающую иллюзию тумана с помощью пара.

Лев Иванов во время работы над постановкой балета переосмыслил костюмы танцовщиц, убрал лебединые крылья, чтобы освободить их руки, предоставив им возможность двигаться.
Также ему принадлежит уже легендарный «Танец маленьких лебедей» из второго акта:

Лавры лучшей исполнительницы партии Одетты принадлежат Пьерине Леньяни, которая выполняла все танцевальные движения особо изящно.
Пьерине Леньяни — итальянская балерина и балетный педагог; представительница итальянской балетной школы.
Будучи солисткой петербургского Мариинского театра в 1893-1901 годах, внесла заметный вклад в русское балетное искусство. Впервые в этой роли она выступила на сцене Мариинского театра.

Пьерине Леньяни

Майя Плисецкая — Советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, киноактриса, прима-балерина Большого театра СССР в 1948-1990 годах.
Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии. Кавалер трёх орденов Ленина и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Представительница театральной династии Мессерер-Плисецких. Считается одной из величайших балерин XX века.
В течение 30 лет исполняла партию Одетты-Одиллии на сцене Большого театра.

Это интересно:

  • В 1968г. новый сорт белой розы был назван «Лебединое озеро»
  • В своей версии известного балета, Мэттью Борн (Английский хореограф и режиссёр, основатель танцевальной труппы Adventures in Motion Pictures в 1987 году). Мэттью, единственный, кто получил премию «Тони» и как лучший режиссёр музыкального спектакля, и как лучший хореограф.
    В мае 2016 года за заслуги в области хореографии был посвящён в рыцари Соединённого Королевства.

Он впервые заменил всех действующих балерин танцорами-мужчинами, что также принесло огромный успех и интерес публики. Данная версия снискала бурные овации на сценах США, Греции, Израиля, Турции, России, Нидерландов, Австралии, Италии, Кореи, Японии, Франции, Германии и Ирландии, а также была удостоена более 30 международных наград.

  • В конце XX века на мировых сценах появились разные версии «Лебединого озера», не связанные ни с классическим танцем, ни с прежней постановочной традицией. В поисках новых смыслов хореографы отказывались от традиционного сюжета.
  • Швед Матс Эк в своем «Лебедином озере» 1987 года искусно смешал черное и белое. Одиллия притворяется Одеттой, а злая женщина — злым волшебником. Принц становится жертвой клановых козней, история деспотичной матери, не дающей житья застенчивому ребенку, перерастает в гротескную психоаналитическую драму, а к эпатажному облику и пластике лысых лебедей-андрогинов публике в свое время пришлось привыкать.
  • Хореограф Грэм Мерфи, как и Майо, вольно отнесся к партитуре Чайковского, когда в 2002 ставил балет, в котором находят намеки на конфликт между британским принцем Чарльзом и принцессой Дианой. По версии спектакля в Австралийском балете, Одетта вынуждена делить своего любимого с некоей баронессой фон Ротбарт, отчего нежная девушка попадает в сумасшедший дом.
  • В Балете Монте-Карло поставлен своеобразный по замыслу и пластике спектакль «Озеро» в хореографии Жана Кристофа Майо (премьера состоялась в декабре 2011 года). Вместо водоема здесь скалы, взамен Злого гения орудует Царица ночи, мстящая семье Принца и гипнотизирующая его. История принца — драматическая реализация его детских страхов, «борьба животных эротических инстинктов ночи против чистоты дневного света».

Приступая к авторскому «Лебединому озеру» в 2013 году, хореограф Раду Поклитару, артисты которого танцуют без пуантов, изменил главную коллизию балета — превращение девушки в лебедя. У него, наоборот, лебедь насильственно (как жертва научного эксперимента) становится мальчиком по имени Зигфрид. Одетта в этих условиях — светлая мечта несчастной жертвы науки, а грубая Одиллия — его реальность.

  • В 2016 году одну из ретроверсий предложил Алексей Ратманский. Была сделана попытка не только восстановить утраченные или переделанные эпизоды «Лебединого озера», но и, по возможности, музыку, костюмы, даже грим.
    На свое место вернулись объемная пантомима, старинный крой балетных пачек и черные лебеди в кордебалете последнего акта. Был подхвачен подлинный стиль исполнения балета а-ля «сто лет назад», подлинная манера движений.

«Лебединое озеро» выдержало проверку временем.
Этот балет, вечно востребованный, вечно изменчивый и вечно прекрасный.

Музыка Чайковского, как и метафорическая схватка добра и зла.

Неслучайно замечено, что «Лебединое озеро» для балета — то же самое,
что чеховская «Чайка» для драматического театра.
И великая гуманистическая идея: любовь сильнее смерти.

В завершении мероприятия предлагаем вам ответить на вопросы викторины о балете: «Знатоки балета !»

Спасибо за внимание!

Подготовила Сукрушева Л.А.