Виртуальный православный час «Тайна творений Андрея Рублёва»


17 июля Православная Церковь отмечает День памяти преподобного Андрея Рублева.


Андрей Рублев — первый русский художник, которого причислили к лику православных святых. Он создал собственную иконописную школу и отступил от византийских художественных канонов. Кроме икон, Рублев создавал настенные росписи храмов и занимался книжной иллюстрацией: его миниатюрами украшено старинное Евангелие Хитрово. Однако самой знаменитой работой Рублева стала икона «Троица», которую сейчас признают шедевром во всем мире.

Историки предполагают, что Андрей Рублев родился около 1360 года в средней полосе России — возможно, в Великом Новгороде или в землях Московского княжества. При крещении ему дали другое имя — Андреем нарекли позднее, при монашеском постриге. Мнения историков о происхождении иконописца противоречивы. С одной стороны, «рекло» — прозвище, прообраз современной фамилии — носили в то время только знатные и образованные люди. С другой, прозвище Рублев произошло от слова «рубель» — так в старину называли приспособление для выделки кож. Получить «рекло» от названия инструмента мог только человек из семьи ремесленников.

О детстве и юности Андрея Рублева также не сохранилось достоверных сведений. Вероятно, учиться живописи он начал, еще будучи мальчиком: в то время детей старались отдавать в обучение как можно раньше. Около 1405 года иконописец постригся в монахи. Это произошло в Москве, в Спасо-Андрониковом монастыре, настоятелем которого был тогда игумен Андроник.

Конец 14-го века стал для российского государства тяжелым временем: в 1364-1366 годах в Москве свирепствовала чума, в 1365-м случился пожар, уничтоживший почти весь город. Затем в 1371 году Москву взял в осаду князь Ольгерд, после чего на эти земли пришел голод.

Первое упоминание Андрея Рублева в исторических документах относится к 1405 году. В «Троицкой летописи» среди событий этого года есть сведения о росписи домовой церкви московского князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. «А мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев», — сообщал летописец. По традициям того времени последним в списке мастеров упоминали самого младшего из артели. Однако сам факт, что Рублеву доверили такой почетный заказ и привели его имя в летописи, говорит о том, что к этому времени он уже считался опытным мастером. Иначе его произведения остались бы анонимными, как это произошло с работами большинства древнерусских художников.

    «Рублев принадлежит к тем счастливым избранникам, столь редким в эпоху Средневековья, особенно Средневековья русского, чье имя уже современники произносили с благоговением, а ближайшие потомки окружили легендой…»
    Михаил Алпатов, искусствовед

Работа в тандеме с Феофаном, чью манеру письма называют живописной скорописью за точные и четкие мазки, была честью для молодого мастера. Иконы Грека поражают величием, лики изображенных им святых суровы и гениальны в каждом штрихе. Но переняв лучшее в технике, Андрей Рублев выработал собственный стиль иконописи, в котором нет драматизма и суровости Феофана Грека. Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией. Искусствоведы указывают на палитру художника, словно навеянную летним солнечным днем: здесь золотые нивы с васильковыми вкраплениями, алая заря и бирюзовая река.

Роспись Благовещенского собора утрачена, но в соборном иконостасе сохранилось семь икон, которые приписывают кисти Андрея Рублева. Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила. Его руку узнают в изображениях мучеников Дмитрия и Георгия, а также в иконах, посвященных главным событиям христианской церкви. Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра. Силуэт Иисуса вписан в круг, полукругом расположены апостолы. Андрей Рублев считал круг идеальной геометрической фигурой, круг встречается в работах последнего десятилетия.



В начале XV века Андрей Рублев вместе с соратником Даниилом Черным расписал Успенский собор под Звенигородом.

Вероятно, иконописец получил приглашение от крестника Сергия Радонежского – князя Юрия Звенигородского. В сохранившихся фресках сквозит техника Рублева, но его кисти принадлежат, скорее всего, лишь изображения святых Флора и Лавра.

Остальные иконы писали артельные художники, на стиль которых повлияло творчество Андрея Рублева.

К работам иконописца относят три фрески «Звенигородского чина».

В иконе «Спас» нашла воплощение новая традиция, ознаменовавшая золотой век расцвета русского искусства иконописи. К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову». Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея. Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша. Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя. Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего.

Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви. Мастера расписали Успенский собор, возведенный до нашествия монгольской орды. Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах. Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое. Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь».

Пророк Даниил с ангелом, указывающим на фреску Страшного суда, ведомые апостолом Петром в рай праведники, трубящие ангелы – в Апокалипсисе Андрея Рублева нет назидательности и свойственного византийским иконописцам желания напугать. Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве. Троицкий монастырь уничтожили, а в 1410 году татары напали на Владимир, разорив Успенский собор.

Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия. Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре. Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году. К этому периоду относится третье упоминание о мастере. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева. Мастер создал в Троицком соборе икону, которую искусствоведы называют шедевром и вершиной творческого наследия Рублева.

Андрей Рублев приступил к созданию самой известной своей работы — иконы «Троица» в 1411 или 1425–1427 годах. Такая расплывчатая датировка связана с тем, что неизвестно, для какого именно храма предназначался образ: раннего деревянного собора Троицкого монастыря или же построенного на его месте каменного. В первом случае икону могли просто перенести в новый храм, во втором — иконописец работал над ней одновременно со всеми остальными образами иконостаса.

За основу «Троицы» (второе название образа — «Гостеприимство Авраама») Рублев взял ветхозаветный сюжет о праотце Аврааме, которому явились три ангела под видом странников. Авраам и его жена Сарра встретили их с почтением, омыли ноги по древнему обычаю, закололи для них тельца и пригласили за стол. Ангелы же предсказали пожилым бездетным супругам, что у них родится сын, а сам Авраам станет родоначальником целого народа.

Андрей Рублев отказался от многих деталей, которые принято было изображать по канону: на иконе отсутствует Сарра, нет сцен омовения ног гостям и заклания тельца, а ангелы не трапезничают, а беседуют. Фигуры ангелов образуют подобие круга, взгляд не останавливается на одной из них, воспринимает все три целиком: так иконописец воплотил христианское представление о триединстве Бога.

Для «Троицы» автор выбрал яркие, чистые краски — более насыщенные, чем в ранних работах. Он написал фон золотисто-желтым, одежды ангелов — розовым, зеленым и ярко-голубым. Голубая краска — ляпис-лазурь — в то время была редкой и дорогой. Оттенок, которым пользовался иконописец, позднее назвали «рублевским голубцом».

До революции 1917 года икона «Троица» хранилась в Троице-Сергиевой лавре. С конца XVI до начала ХХ века она была помещена в золотой оклад, из-под которого видны были только лица и руки ангелов. В 1904 году иконописец Василий Гурьянов занялся ее реставрацией: снял потемневшую олифу и поздние слои краски, которыми поновляли первоначальный образ, а затем записал ее заново. Впоследствии гурьяновский слой также сняли, оставив только работу самого Андрея Рублева. Сейчас «Троица» хранится в Третьяковской галерее.

Искусствоведы соглашаются, что кисти Андрея Рублева принадлежат иконы «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил», относящиеся к «Звенигородскому чину». Они хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Другие иконы и фрески, которые приписывают Рублеву, исследователи называют работами артели или современников Рублева, копирующих его стиль.

Иконописец скончался поздней осенью 1428 года от бушевавшей в Москве эпидемии чумы. Смерть настигла Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где он весной вместе с Даниилом Черным трудился над четвертой работой – фресками Спасского собора (они не сохранились). Вскоре за иконописцем ушел и его верный соратник и друг. По преданиям, перед смертью к Даниилу Черному явился Андрей Рублев, «в радости призывающий его в рай». Даниилу облик Андрея показался радостным и светлым.

Похоронили иконописца возле колокольни Спасского собора. В 1988 году художника канонизировали и причислили к лику святых, учредив днем его памяти 17 июля. В середине 1990-х археологи обнаружили древний престол Спасского собора, а рядом с ним мощи. Их приписали знаменитому мастеру, но вскоре признали ошибочность утверждения.

Исследователи называют ошибочной общепринятую дату смерти художника, утверждая, что Андрей Рублев умер в конце января 1430 года. Архитектор П. Д. Барановский настаивает на дате 29 января 1430 года. Зодчий уверял, что именно ее высекли на могильной плите Рублева до того, как утратили. На этом месте построен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, основатель которого – зодчий Петр Барановский.

У входа установлен памятник иконописцу работы скульптора Олега Комова. В 1988 году Русская православная церковь канонизировала Рублева в лике преподобных святых.

Помнят великого Рублева и во Владимире: памятник иконописцу стоит на входе в парк имени А. С. Пушкина. В городе Городце Нижегородской области имя Андрея Рублёва с 1964 года носит одна из улиц в старой части города. Сегодня она — часть Музейного квартала Городца, место пешеходных экскурсий и городских фестивалей. Улицы Андрея Рублёва есть в Звенигороде, Брянске, Новосибирске, Уфе. В честь преподобного святого назван кратер на Меркурии, выпущена серия памятных монет и почтовая марка. В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев». От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. Фильм состоит из восьми новелл, в которых глазами монаха Андрея Рублева описаны неурядицы средневековья. Художника сыграл актер Анатолий Солоницын.

Иконы и фрески

    Архангел Михаил из деисусного чина, 1414

    Вознесение Господне, 1408

    Апостол Павел из деисусного чина, 1410-е. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)

    Спас в силах, 1408

    Спас, 1410-е

    Сошествие во ад, 1408-1410. ГТГ

    Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля

    Архангел Михаил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире

    Архангел Гавриил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире

    Богоматерь, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире

    Григорий Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире

    Иоанн Златоуст, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире

    Иоанн Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире

    Иоанн Предтеча, 1408

    Андрей Первозванный, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире

    Благовещение, 1405

    Преображение, первая четверть XV века. ГТГ

    Святая Троица, 1410-е. ГТГ

Вот ещё интересный факт. Уже нашего времени.

В середине 1990-х гг. в ходе восстановительных работ в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря были обнаружены останки Андрея Рублева. И только в 2006 г. о находке было объявлено официально. Молчание вполне объяснимо, великое имя требует великой ответственности.

 Обнаружение в наши дни останков Рублева — это чудо!

Даже могила Леонардо да Винчи утеряна, хотя он был похоронен на элитном кладбище в королевском замке Кло Люсе. Причем Леонардо скончался 2 мая 1519 года на руках самого Франциска I. И хоронили его в присутствии двора.

 Сергей Никитин, главный специалист Московского бюро судебно-медицинской экспертизы, убежден, что найдены мощи великого русского художника-иконописца Андрея Рублева и его товарища — живописца, монаха Даниила Черного. Они скончались почти одновременно, где-то на рубеже XIV — XV веков.

Никитин знает, что говорит, — он анализировал обстоятельства смерти Сергея Есенина и многих других знаменитостей. И умеет воссоздавать портрет человека по его останкам, что, как он надеется, удастся сделать и с ликом Рублева.

Антропохимик Елена Александровская также пришла к выводу, что оба эти человека вели сходный образ жизни, одинаково питались и занимались работой с металлами и красками. Когда ее и других специалистов спросили напрямую: «Могут ли эти останки быть останками Рублева и Даниила?» — они не колеблясь ответили: «С большой степенью вероятности — да».

Если вас, дорогие читатели, заинтересовала тема – приходите в библиотеку.

Вот некоторые из книг, которые мы можем предложить вашему вниманию. Они расскажут вам ещё много интересного о творчестве великого русского иконописца.




Энциклопедия живописи для детей. Иконопись. Нина Густавовна Орлова. М.: 2008. – 48 с.

Книга предназначена для читателей старшего школьного возраста. Прочитав её, вы узнаете, что такое икона, какие есть иконографические типы Спасителя, основные виды изображений Нерукотворного Спаса и многое-многое другое. Книга богато иллюстрирована и написана лёгким, понятным языком.




Шедевры русской живописи. М.: 2008. – 568 с.

Это прекрасный альбом, первая часть которого, как раз, содержит репродукции шедевров русской иконописи. Здесь, помимо четырёх икон, в том числе знаменитой «Троицы», кисти Андрея Рублёва, вы найдёте изображения икон Феофана Грека, Дионисия, Никифора Савина, Симона Ушакова, Прокопия Чирина и изображения икон, авторов которых не сохранило время.

История русской живописи. Том 1. Иконопись. Майорова Н., Скоков Г. М.: 2006. — 128 с.
В альбом вошли произведения иконописцев, начиная с Андрея Рублева, Феофана Грека и Дионисия.

Прочитав книгу, вы узнаете, что Византийские иконы появились на Руси вместе со священными книгами и служителями новой веры. По их образцу русские мастера начали создавать свои. Разумеется, византийский канон, укоренившись на русской почве, не мог долго оставаться неизменным. Он трансформировался и впитался в новую традицию — красками, именами и образами. С XI века своеобразие русской иконописи становится все заметнее. Массивные, тяжелые фигуры, резкие линии, контрасты цвета и светотени. Меньше утонченной легкости, зато больше мощи, сильнее эмоциональное воздействие

Ермакова С.О.Троице-Сергиева лавра – М.: Вече, 2004. – 224., илл. (16 с.) («Памятники всемирного наследия»)

Книга рассказывает не только об  архитектурно-историческом ансамбле Троице-Сергиевой лавры. На её страницах вы познакомитесь с незаурядной личностью преподобного Сергия, узнаете о преданиях и легендах, связанных с его именем.

Здесь каждый камень, каждый клочок земли хранит частицу истории, а история лавры – это история духовности России. Монастырская земля по праву считается святой. Именно здесь вырос гений Андрея Рублёва. Сюда приезжали русские монархи в поисках ответа на неразрешимые вопросы, в надежде обрести здесь душевный покой.

В наше время тысячи паломников идут поклониться святым мощам преподобного Сергия. Может быть, прочитав книгу, вы захотите приехать в Троице-Сергиеву лавру и ощутить неповторимое очарование этого живописного уголка русской земли.