Знакомство с автором «Волшебный мир Джанни Родари»

Джованни Франческо Родари известный итальянский сказочник, детский писатель, поэт, журналист.
Автор всемирно известных детских произведений «Приключения Чиполлино», «Приключения Голубой Стрелы», «Книжка весёлых стихов».

Все произведения детского писателя и поэта Джанни Родари, пропитаны любовью к детям, чувством радости и добра. Большинство его сказок наполнено задором и необыкновенной жизнеутверждающей энергией. Его книги учат удивляться обычным вещам, совершать добрые поступки, ценить верность, и добиваться поставленных целей.

Джованни Франческо Родари родился 23 октября 1920 года в маленьком городке Оменья на севере Италии. Его отец Джузеппе был булочником, а мать Маддалена работала продавщицей в лавке своих родителей. У Джанни было двое братьев: младший Чезаре и сын отца от первого брака Марио.

Италия первой половины XX века, в которой рос Родари, совсем не была похожа на райскую солнечную страну, какой мы часто ее представляем. Население жило бедно, работы не хватало, и итальянцам приходилось искать её в других странах – чаще всего, во Франции и Швейцарии.
Эту атмосферу нищеты, заброшенности и угнетения Родари отлично передал в своем рассказе «Италия с маленькой буквы»:

«…А разве и в самом деле нет Италии с маленькой буквы – всеми забытой? Разве мало таких сел, где нет врача, нет телефона… Разве нет таких дорог, по которым могут пройти только мулы… И разве нет в нашей стране таких бедных семей, где дети, куры и поросята спят все вместе прямо на земле?.. /…/ Я говорю, что действительно есть Италия с маленькой буквы – страна стариков, о которых никто не заботится, детей, которые хотели бы учиться, но не могут, сёл, где остались только женщины, потому что мужчины все уехали в другие города и страны на заработки…».

Джанни рано остался без отца: в 1929 году Джузеппе Родари умер от воспаления лёгких – заболел после того, как спас промокшего под дождём котёнка.
Очевидно, большое доброе сердце – семейная черта всех Родари.

После смерти мужа Маддалена Родари продала булочную и вернулась вместе с детьми на свою малую родину – в коммуну Гавирате, что в Ломбардии. Там Джанни продолжил учиться и параллельно занимался музыкой – играл на скрипке. Однажды они с друзьями даже собрали собственный ансамбль и некоторое время играли в тавернах.

Сперва мальчик учился в католической семинарии, затем перевёлся в магистратуру в Милане, которую окончил в 1937 году.
В течение года будущий писатель работал гувернёром в семье немецких евреев, бежавших из нацистской Германии, затем вновь вернулся к учёбе.
В 1939 году он стал посещать лекции на филологическом факультете Католического университета Святого Сердца в Милане, однако вскоре бросил это занятие и обратился к преподаванию.

Талант к педагогике Родари обнаружил в себе рано: в 17 лет он уже работал учителем начальных классов в небольших сельских школах.
Сам он впоследствии признавался, что на первых порах совершал множество ошибок из-за своей неопытности, но всегда позволял детям высказывать свою точку зрения, и они помогали ему становиться лучше.

Ученики, в свою очередь, обожали Родари. Он был для них не строгим профессором, а добрым другом и советчиком – ну и, конечно, немного сказочником. Родари любил рассказывать детям смешные и увлекательные истории и часто удивлял их неожиданными вопросами. Так, он мог спокойно подойти к ученику и вдруг спросить: «Что ты сделаешь, если в дверь постучится крокодил?».

В 1948 году по заданию партии Родари впервые в жизни занялся журналистикой. Ему поручили вести «Детский уголок» в миланском отделении коммунистической газеты «Унита». Там Родари публиковал свои стихи. С одной стороны, они казались совершенно детскими, но с другой – в них поднимались очень важные и актуальные темы.
В 1950 году эти стихотворения были изданы в виде сборника, а в 1952-м книга вышла в свет на русском языке – в знаменитом переводе Самуила Маршака. Только вчитайтесь в эти строки из стихотворения «Чем пахнут ремесла?»:

«Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак».

«Приключения Чиполлино» можно поставить в один ряд с такими произведениями, как «Три толстяка» Юрия Олеши или «Одолеем Бармалея» Корнея Чуковского.

Но, хотя это история о классовой борьбе, революция овощей в ней проходит довольно мирно. Принц Лимон и графини Вишни сбегают за границу, барон Апельсин становится грузчиком, а синьор Петрушка – сторожем.

Мир, в который погружает читателя Родари, – яркий, красочный, наполненный вкусами и запахами – почти ощутимый! И несмотря на то, что все герои сказки принадлежат к царству овощей и фруктов, каждый из них представляет определенный типаж – вполне определенный и человеческий.

Провести параллели между его героями и людьми из реальной жизни не составит труда даже ребенку. Разве никто из нас не встречал властных, надутых от осознания собственной важности «синьоров Помидоров»?
Или нигде не стоял у власти этакий «принц Лимон» – жестокий тиран, презирающий и обкрадывающий собственный народ?
Толстый барон Апельсин, брезгливые графини Вишни с вечно кислыми минами, интеллигентный и вежливый профессор Груша, по-деревенски простой и добросердечный кум Тыква, простая девчонка Редиска и храбрый Чиполлино, чья острая жажда свободы и справедливости разжигает огонь долгожданной революции – все эти герои нам хорошо знакомы.

Сам Джанни Родари о «Чиполлино» говорил так: «…Я собрал истории, которые услыхал от фруктов и овощей на рынке – и получилась книга. Когда я её перечитал, я увидел, что получилась повесть о людях…».

В каждой из своих сказок Родари умело совмещал вымысел и злободневность, выставляя напоказ пороки классового общества и проповедуя такие истины, как свобода, равенство и братство.

Ни одна сказка не обходится без волшебства. Главным героям то и дело приходят на помощь чудесные артефакты, феи-крестные и прочие магические создания. Но бывают и совсем другие истории – такие, в которых добро не берёт в руки меч-кладенец или волшебную палочку, не рубит головы драконам и не читает заклинаний.
И все равно – неизменно побеждает.

Именно такие сказки писал Джанни Родари – великий писатель, умевший в своих произведениях сочетать нравоучительную историю для детей с острой политической сатирой.

Сказки Родари – не столько волшебные (хотя, конечно, вещи там творятся самые невероятные – начиная от овощей и фруктов и заканчивая живыми игрушками, которые сами выбирают себе хозяев), сколько бытовые.
Их герои сталкиваются с реальными проблемами несправедливого взрослого мира и полагаются только на самих себя.

Отвага, выносливость, преданность дружбе и, наконец, милосердие –
вот их главное оружие.

Рожденный в бедной итальянской семье, Джанни всю свою жизнь посвятил двум вещам – литературе и преподаванию, а объединяли эти две стези его самые благодарные и верные друзья – дети.

Родари мечтал о мире, где все люди будут жить в согласии, вместе трудиться, любить и уважать друг друга.
Мир, где у всех малышей будет детство, и им не придётся зарабатывать себе на кусок хлеба, а богачи не будут попирать бедняков.

Островок такого мира Родари нашёл в Советском Союзе – первой стране, где к нему пришла настоящая слава.
Но до этого ему пришлось пройти долгий путь: от учителя начальных классов и члена партии Муссолини до участника движения Сопротивления, боровшегося с фашизмом, журналиста, литератора и любимца пионеров.

Джанни Родари был искренним и честным человеком, именно поэтому его так любили дети – детские души больше других чувствуют фальшь. Сказки писателя были добрыми, простыми и непосредственными.
Это объясняется тем, что Родари не забывал свое детство и не боялся мечтать, поэтому создал сказки, которые были так близки детским сердцам.

Интересные факты о писателе.

Главное достоинство творчества писателя – это умение «завернуть» серьезную мысль в увлекательную форму. Так дети получают представление о добре и зле без скучных нравоучений.

Основным принципом творчества писателя можно назвать стремление донести детям правду. Именно поэтому в жизнеутверждающих произведениях Родари есть грустные, а порой и трагичные моменты.

Во время визита в СССР, Родари с дочерью отправились в Детский Мир. Писатель был очень удивлен, когда увидел множество игрушек, прототипами которых были персонажи его сказок.

В СССР Джанни всегда покупал советский мармелад, выпущенный фабрикой «Ударница».

В Советском Союзе Джанни обращался к русским школьникам на итальянском языке, а они отвечали писателю на русском. Проблем с пониманием не возникало, что лишний раз подчеркивает умение писателя быть «на одной волне» с детьми.

Чтобы не упустить важную идею, писатель всегда носил с собой блокнот и ручку.

Предлагаем Вам ответить на вопросы литературной викторины,
посвященной творчеству Джанни Родари
«Увлекательное путешествие в сказочную страну Джанни Родари».

Знаете ли вы, что…

Джанни не любил учебу в семинарии, но с удовольствием проводил время в библиотеке учебного заведения.

В повести «Путешествие «Голубой стрелы» автор описывает свое детство, которое прошло в бедности и лишениях.

Еще Родари работал в Риме, где был главным редактором журнала «Пионер». Спустя три года он возглавил коммунистический журнал «Авангард», но вскоре покинул его и больше никогда руководящих должностей не занимал.
Вместо этого Родари с головой погрузился в написание книг.

Любопытно, что в СССР он был невероятно популярен в 50-е годы.

По сказкам Джанни было снято несколько кинокартин и более десяти мультфильмов.

В 1973 году сказка Чипполино была экранизирована в Италии. Эпизодическую роль в фильме сыграла дочь писателя Паола.

В 1970 году Родари получил премию имени Ганса Христиана Андерсена.

Имя Родари носит один из астероидов, открытый в 1979 году.

Памятник главному персонажу сказки «Чипполино» был открыт в 2009 году в русском поселке Мячково.

«Грамматика фантазии» — единственная книга, которую Родари написал для взрослых.

Родари всегда помнил свою детскую мечту о профессии изобретателя игрушек и не считал ее наивной детской фантазией. Писатель говорил, что дети не просто так любят игрушки. Они могут научить людей чему-то такому, чему нельзя научиться другим способом. Как говорил сам писатель, он продолжал воплощать в жизнь детскую мечту, «делая игрушки из слов».

Большой популярностью у юных читателей пользовались сказки «Джельсомино в Стране лжецов», «Путешествие Голубой стрелы», «Торт в небе», цикл «Сказки по телефону», «Наставление пионеру», «Джип в телевизоре» и многие другие. В них Джанни, по сути, описывал впечатления собственного детства, и с годами атмосфера его книг становится все более печальной.

Своим творчеством Родари мечтал изменить мир, и временами казалось, что у него это получается. Но на деле все оставалось по-прежнему: бедняки никуда не исчезли, как и войны, голод, детский труд, эгоистичные чиновники-толстосумы и властолюбивые правители.

В 1967 году слава, наконец, нашла Родари и на родине: он был признан лучшим писателем Италии. Его книги стали издавать миллионными тиражами и переводить на десятки языков. В 1970 году Родари был удостоен премии имени Ганса Христиана Андерсена – высшей награды в области детской литературы. На церемонии вручения он произнес такие слова: «Сказка дает нам ключ, с помощью которого можно войти в действительность другими путями».

Писатель с детства обладал слабым здоровьем, к 60 годам хроническое заболевание сосудов стало очень беспокоить Родари. К концу 70-х здоровье Родари заметно ухудшилось, но он продолжал активно писать.
В 1980 году врачи назначили Родари хирургическую операцию: он страдал плохим кровообращением из-за заболевания сосудов ног. Однако из-за возникших осложнений он скончался прямо на операционном столе. Создателя «Чиполлино» не стало 14 апреля 1980 года.

Его книги любят за жизнерадостность и неистощимую фантазию, за добрый юмор. Детские сказки Родари предназначены и для взрослых, ведь в них за вымышленными событиями всегда просматриваются подлинные картины жизни.

Спасибо за внимание!

Подготовила Сукрушева Л.А.