16 июня 1313 года, родился один из самых известных и влиятельных европейских писателей Джованни Боккаччо.
Сегодня мы поговорим о произведении, обессмертившим его имя, прославленном и ославленном романе «Декамерон», который в этом году отмечает своё 670-летие.
Главной идеологической проблемой средневековой культуры была проблема отношения человека к Богу.
В «Декамероне» она заменяется проблемой отношения человека к человеку.
В общем, «Декамерон» (10-дневные рассказы) — это собрание 100 повестей, сборник новелл, которые рассказывают друг другу по вечерам семь молодых красавиц и трое юношей, коротая время на прекрасной вилле, куда они удалились из Флоренции во время страшной чумы 1348 года.
С литературной точки зрения в «Декамероне» доведён до высшей степени искусства художественный пересказ содержания разных итальянских хроник, более ранних новелл, легенд, баллад и народных анекдотов, создавший итальянскую прозу и вызвавший целый ряд подражателей не только в Италии, но и за её пределами.
С другой стороны, важно отношение «Декамерона» Боккаччо к современному ему обществу, отразившемуся в нём, как в зеркале. И так как особенно достаётся в этой книге монахам и духовенству, то её можно сопоставить с другими литературными произведениями конца средних веков, в которых с насмешкой, грустью или негодованием обличается порча церкви.
Андреа дель Кастаньо. Джованни Боккаччо, ок. 1450 г. Фреска виллы Пандольфини в Леньяйя. Флоренция, Уффици
Обрабатывая традиционный материал в новом духе, изображая именно современную жизнь, сильно удалившуюся от требований средневекового аскетического идеала, Боккаччо проповедует своим произведением новый взгляд на жизнь, право личности на её радости и, особенно, на радости любви. Он находит, что «для желания сопротивляться законам природы нужны слишком большие силы», и что «те, которые пытаются делать это, часто трудятся не только понапрасну, но даже с огромнейшим вредом для себя». Он признаётся, что у него «таких сил нет и что иметь их он не желает, а если бы они у него были, то он скорее предоставил бы их кому-нибудь другому, чем приложил бы к самому себе».
Своих хулителей Боккаччо приглашал молчать и не мешать ему пользоваться «радостями, предоставленными нам в этой короткой жизни». Под последними особенно разумеется у него любовь, в которой он готов видеть великую моральную и культурную силу.
Боккаччо даже сочувствует монахам, нарушающим свой обет держать себя далеко от женщин. Более инстинктивно, чем принципиально, он высказывается и вообще против монашества, указывая на то, что главною заботою и главным занятием монахов было обманывать «вдов и многих других глупых женщин, а также и мужчин», стремиться исключительно к «женщинам и богатствам».
Но протест против порчи нравов и протест против самого учреждения – две разные вещи: Боккаччо, вопреки общему духу своих стремлений, не находит пока аргументов против монашества самого по себе, аргументов, с какими явятся позднейшие гуманисты.
Боккаччо в «Декамероне» воплощает сочетание различных сторон человеческого бытия — высоких нравственных порывов и элементарных запросов. Уже во второй части «Декамерона» бездумная чувственность вступает в противоречие с осознанием греховности плотских наслаждений. Голая, не одухотворенная чувством любви чувственность, перестаёт для Боккаччо быть законной и вредит человеческому достоинству.
Гуманизм Боккаччо выразился его общем жизнерадостном, анти аскетическом настроении. Он не отрицал средневекового миросозерцания с философской точки зрения, но его насмешки над монахами, жившими в разладе со своими идеалами, действовали убийственным образом на это миросозерцание. Философия произведений Боккаччо противоположна аскетизму средних веков: цель жизни – счастье; человеческая природа благородна, благо же личности заключается во всестороннем её развитии и в широком пользовании тем, что даёт природа, хотя и лишения могут иметь смысл, но лишь те, что закаляют характер.
«Декамерон» переведён почти на все языки, из него черпали вдохновение многие писатели, наверное, больше всех — Уильям Шекспир.
Художественное творчество Боккаччо в «Декамероне» достигает совершенства, но сам Боккаччо от него впоследствии отказался. После «Декамерона» Боккаччо перестаёт писать художественные произведения и обращается к науке.
Боккаччо — автор ряда исторических и мифологических сочинений на латинском языке. В их числе энциклопедический труд «Генеалогия языческих богов» в 15 книгах («De genealogia deorum gentilium», первая редакция около 1360), трактаты «О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях» («De montibus, silvis, fontibus, lacubus, fluminibus, stagnis seu paludibus et de nominibus maris», начат около 1355-1357); 9 книг «О несчастиях знаменитых людей» («De casibus virorum et feminarum illustrium», первая редакция около 1360). Книга «О знаменитых женщинах» («De claris mulieribus», начат около 1361) включает в себя 106 женских биографий — от Евы до королевы Иоанны Неаполитанской.
Данте Алигьери Боккаччо посвятил два сочинения на итальянском языке — «Малый трактат в похвалу Данте» («Trattatello in laude di Dante»; точное название — «Origine vita е costumi di Dante Alighieri», первая редакция — 1352, третья — до 1372) и незавершённый цикл лекций о «Божественной Комедии».
Первое сочинение заключает в себе биографию великого поэта, правда, более похожую на роман и апологию, чем на историю; второе заключает в себе комментарий на «Божественную комедию», доведённый только до начала 17-й песни ада.
Боккаччо был первым гуманистом и одним из наиболее учёных людей Италии. Он изучал астрономию и целых три года содержал в своём доме калабрийского грека Леонтия Пилата, большого знатока греческой литературы, чтобы читать с ним Гомера. Подобно своему другу Петрарке, он собирал книги и собственноручно переписал очень многие редкие рукописи, которые почти все погибли во время пожара в монастыре Санто-Спирито (1471). Воспользовался своим влиянием на современников, чтобы возбудить в них любовь к изучению и знакомству с древними. Стараниями Боккаччо во Флоренции была основана кафедра греческого языка и литературы. Один из первых он обратил внимание общества на жалкое состояние наук в монастырях, которые считались их хранителями.
Его стараниями флорентийцы, некогда изгнавшие своего великого гражданина Данте, учредили особую кафедру для объяснения поэмы последнего, и эта кафедра была поручена в 1373 Боккаччо.
Дружба Боккаччо с Петраркой началась ещё в 1341 в Риме и продолжалась до самой смерти последнего. Петрарке он обязан тем, что расстался со своей прежней разгульной и не совсем целомудренной жизнью и стал требовательнее к самому себе. Смерть Петрарки так сильно огорчила Боккаччо, что он заболел и 17 месяцев спустя, 21 декабря 1375, умер.
Интересно, что в честь Боккаччо назван кратер на Меркурии.
Литература эпохи Возрождения действительно богата на гениальные произведения. Давайте вспомним некоторые из них с помощью виртуальной выставки «Шедевры эпохи Возрождения»
«Тартюф» – одна из самых известных пьес Мольера, едкая сатира на религиозное лицемерие, остающаяся актуальной и в наши дни.
Члены семьи Оргон стали заложниками в руках подлого манипулятора, потому что глава семьи и его мать, госпожа Пернель, попали под влияние обманщика, скрывающегося под личиной праведника. Прикрываясь показным благочестием, коварный обманщик ведёт свою игру.
Видимое смирение не обманывает остальных членов семьи, но они бессильны. Господин Оргон, в порыве экстатического очарования святым человеком, не только обещает ему в жёны собственную дочь, но и отписывает всё состояние, даже не задумываясь о последствиях.
Мольер,Тартюф, или Обманщик / Мольер ; [пер. с фр. В. С. Лихачев и др.]. Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Классика, 2017. — 507, [1] с. ; 21 см
«Дон Кихот», первая публикация которого произошла двумя частями: в 1605 и в 1615 году, принесла, пусть и запоздалый, но колоссальный литературный успех Сервантесу. С тех пор, это произведение достигло мифического статуса и по праву считается первым современным романом в истории мировой литературы.
Дон Кихот, господин из Ла-Манчи, настолько был очарован чтением рыцарских романов, что решил и сам стать рыцарем. В компании своего верного оруженосца, Санчо Пансы, он отправился странствовать по миру, чтобы совершать подвиги во имя любви к прекрасной Дульсинее Тобосской. Их необычное путешествие покоряет читателей всего мира уже более четырёхсот лет.
Сервантес, Сааведра, Мигель де. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский : Роман : В 2 ч. / Мигель де Сервантес Сааведра ; Пер. с исп. Н. М. Любимова, М. Л. Лозинского ; Вступ. ст. и примеч. В. Е. Багно. — М. : АСТ : НФ»Пушкин. б-ка», 2002. — 22 см.
Родоначальник современной лирики, известный всему миру поэт итальянского Возрождения Франческо Петрарка (1304–1374) не только изменил содержание поэзии, но и создал совершенную стихотворную форму. Его стихи музыкальны, а образы изящны. Лирика Петрарки оказала большое влияние на развитие европейской поэзии. Наряду с Данте и Боккаччо он считается создателем итальянского литературного языка. В молодости Петрарка готовился стать юристом, но желание прославиться заставило его писать. И хотя к концу жизни он осознал бренность славы перед вечностью, все-таки достиг желаемого — поэта увенчали лаврами в римском Капитолии.
Петрарка, Франческо (1304 — 1374) Лирика : перевод с итальянского и латинского : [сборник] / Ф. Петрарка ; [вступ. ст., сост. и примеч. Н. Томашевского ; худож. Л. Ильина]. — Москва : Художественная литература, 1980. — 381 с.
Уильям Шекспир ( 1564 — 1616) — великий английский поэт и драматург. За свою жизнь сотворил 38 пьес, 154 сонета.
В томе представлены наиболее известные произведения разных жанров классика английской и мировой литературы, мирообъемлющего гения Уильяма Шекспира. Книга «Двенадцатая ночь, или Что угодно. Много шума из ничего. Король Ричард III. Ромео и Джульетта. Гамлет, принц Датский. Буря. Сонеты»
Шекспир, Уильям. Двенадцатая ночь, или Что угодно; Много шума из ничего ; Король Ричард III ; Ромео и Джульетта ; Гамлет, принц Датский ; Буря ; Сонеты : Пер. с англ. / Уильям Шекспир ; Вступ. ст. А. В. Бартошевича ; Примеч. А. А. Чамеева. — М. : НФ «Пушкин. б-ка» : АСТ, 2002. — 923 с.
Мишель де Монтень (1533-1592) — великий французский писатель и мыслитель. В своём главном произведении «Опыты», над которым он работал около пятнадцати лет, Монтень возродил стоическую философию античности. О чём бы ни шла речь в его «Опытах», представляющих свободное сочетание записей, размышлений, наблюдений, примеров и цитат, автор постоянно возвращается к мысли, что «в жизни надо учиться тому, как упорядочить её и должным образом прожить, стойко перенося все жизненные невзгоды».
В томе представлены избранные главы из грандиозного труда Монтеня, являющие наиболее актуальными для нашего времени.
Монтень, Мишель де (1533-1592). Опыты : [избранное] / Мишель Монтень ; [пер. с фр., вступ. ст. А Вишневского ; прим. А. Бобовича, А. Смирнова]. — Москва : Мир книги, 2006.- 463 с. ;
Остроумный и сатиричный роман знаменитого французского прозаика XVI века Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» — культовое творение эпохи Возрождения. Произведение в пяти книгах повествует об отце и сыне, двух славных великанах-обжорах.
Роман сложен на обширном фольклорном материале, он высмеивает различные человеческие пороки, обличает современные писателю государство и церковь.
Рабле, Франсуа (1494-1553). Гаргантюа и Пантагрюэль : [Роман] / Франсуа Рабле ; [Пер. с фр. Н. М. Любимова ; Вступ. ст. И.К. Стаф ; Примеч. К.А. Чекалова]. — М. : АСТ : Пушк. б-ка, 2003. — 828, [1] с. ; 22 см.
На что способны люди благодаря силе любви? И если отдельный человек может изменить свою жизнь, когда находится во власти любви, то может ли любовь изменить отношения многих людей?
Одной из центральных тем известной трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» является тема истинной любви. Она была написана в 16 веке, но по сей день остается актуальной.
Шекспир, Уильям. Ромео и Джульетта / У. Шекспир ; [пер. с англ. Т. А. Щепкиной-Куперник]. — Харьков : Фолио, 2007. — 283, [2] с. : ил., портр.
Джон Милтон (1608-1674) — выдающийся английский поэт, занимающий особое место на карте всемирной литературы: между эпическим опытом Античности, Возрождения и грядущими достижениями эпохи Просвещения. Его монументальные эпические поэмы «Потерянный рай» и «Возвращённый рай», исполненные напряженного лиризма и неподдельного драматизма,- оригинальный стилистический сплав, смелое осмысление Ветхого и Нового Завета с поправкой на те огромные потрясения XVII столетия, современником которых являлся автор.
Мильтон, Джон (1608-1674). Потерянный Рай / Джон Мильтон ; Пер. с англ. Арк. Штейнберга ; [Вступ. ст. А. Аникста, с. 5-20 ; Коммент. И. Одаховской ; Худож. Д. Шимилис]. — М. : Худож. лит., 1982. — 414 с.
В этом памятнике мировой литературы рассказано об устройстве загробного мира. Это ад, где вынуждены томиться грешники. Он состоит из девяти кругов, и душа человека обитает на каком-то определенном круге в зависимости от своих грехов.
Данте рассказывает о своем путешествии по загробному миру. Он использовал аллегории, своим трудом говоря о политике, теологии, астрономии. Во многом он выражал своё субъективное мнение, однако неоспоримо то, что его труд сильно повлиял на общественную мысль ещё в 14 веке и в более позднее время.
И сейчас это произведение оказывает влияние на литературу, живопись, скульптуру и архитектуру.
Данте Алигьери (1265-1321). Божественная комедия / Данте Алигьери ; [перевод с итальянского и комментарии Д. Минаева]. — Москва : АСТ, 2018. — 858, [1] с. ; 21 см.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!