Иван Яковлевич Билибин — русский художник, график, театральный художник, член «Мира искусства», автор иллюстраций к русским сказкам и былинам, один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн.
В этом году мы отмечаем 145-летие выдающегося художника и гражданина.
Родился Иван Яковлевич в 1876 году, в поселке Тарховка близ Петербурга, в семье военно-морского врача. Окончив гимназию с серебряной медалью, поступил на юридический, но параллельно занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а потом и у самого Репина.
«Насколько я себя помню, я рисовал всегда» — говорил художник.
1899 год стал знаменательным для творческого пути Ивана Яковлевича. Рассказывают, что, посетив в феврале выставку Виктора Васнецова, он долго не мог отойти от картины «Богатыри». Здесь же были представлены эскизы костюмов и декораций к «Снегурочке» Римского-Корсакова. Тема русской старины, народного искусства заинтересовала Билибина. Художник вспоминал: «Сам не свой, ошеломлённый ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чём тосковала моя душа…». Летом он отправляется в гости к друзьям, в Тверскую губернию. Здесь, в глухой деревушке Егна, Билибин впервые сталкивается с бытом исконно русской деревни, с подлинно русской природой, её глухими таинственными лесами и укромными озёрами… Под впечатлением картин Васнецова и поездки в Егну он создал свои первые акварельные рисунки, сюжетами которых стали русские сказки; работа продолжалась четыре года.
Предлагаем вам посмотреть виртуальный альбом «Русский мир Ивана Библибина», в котором мы собрали некоторые работы художника.
Увлечение книжной графикой привело Билибина в «Мир искусства», в компанию художников, которые работали на стыке искусств и знаменовали художественные искания начала ХХ века. Продолжая изучать народное творчество, Иван Билибин отправляется в поездки по русскому северу. С 1902 по 1904 годы он посещает Архангельскую, Вологодскую и Олонецкую губернии, собирает коллекцию произведений народных ремёсел (она частично вошла в собрание этнографического отдела Русского музея). Билибин зарисовывал, фотографировал, писал статьи, посвящённые народному искусству. В былинах и преданиях Древней Руси он черпал свои темы; технику их реализации в рисунке художник искал и находил в русском традиционном орнаменте, вышивке, лубке и старинных иконах. Итогами поездок Билибина стали иллюстрации к былине «Вольга», а также к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
В первую русскую революцию Билибин оставался в стороне от политических вопросов, разделяя, впрочем, настроения революционной интеллигенции. В феврале 1906 года его арестовали и продержали сутки в полицейском участке за карикатуры, которые художник сделал для сатирических журналов «Жупел» и «Адская почта».
Книжная, журнальная и газетная иллюстрация составляли лишь часть профессиональной жизни Билибина.
С 1904 г. он заявил о себе и как о высокоодарённом театральном художнике, знатоке старинных костюмов разных народов, прежде всего русского.
Начав сотрудничество со вновь организованным в Санкт-Петербурге Старинным театром, Билибин участвовал в антерпризе С. Дягилева, создав эскизы русских костюмов к опере М. Мусоргского «Борис Годунов» (1908), испанских костюмов к комедии Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище Святого Патрика» (1911) и других.
Перед Первой мировой войной талант Билибина с блеском проявился в декорациях опер «Аскольдова могила», ««Руслан и Людмила», «Садко», в оформлении журналов «Солнце России» и «Лукоморье», в интерьерной росписи Нижегородского отделения Госбанка к 300-летию Дома Романовых, и в начале 1917 года на заседании Академии Художеств Билибин был представлен к званию академика .
Художнику удалось поработать и в сфере коммерческой иллюстрации. Он создавал рекламные плакаты и брошюры для пивоваренного завода «Новая Бавария». Также оформлял обложки популярных журналов и альманахов: «Золотое Руно», «Шиповник», «Московское Издательство».
Рекламный плакат «Новая Бавария», 1903 год.
На переломе 19 и 20 веков завод братьев Корниловых начал выпуск посуды по мотивам работ Билибина. Затем посуду с рисунками Билибина стал выпускать Ленинградский фарфоровый завод.
Билибин создавал театральные афиши, эскизы для почтовых марок. Его работы с удовольствием печатали, продукция с картинками Билибина была нарасхват.
Иван Яковлевич успешно совмещал работу над иллюстрациями и занятия с учениками, преподавал графику в Рисовальной школе поощрения художеств, в которой когда-то сам учился. Учениками были художники Константин Елисеев, Николай Кузьмин, Георгий Нарбут, а также две его будущие супруги. Вторая жена — Рене а О’Коннель — художник по фарфору, график.
Во время расцвета популярности Билибина в стране назревала революция. Художник опять рисует карикатуры на революционную тематику.
Именно Билибин создал эскиз «республиканского» двуглавого орла, который считался гербом России от марта до октября 1917-го ( с 1992 года в РФ этот орёл вновь стал официальным русским символом, он изображается на всех российских банкнотах).
Авторские права на герб и некоторые другие графические разработки Билибин передал фабрике «Гознак».
Как почти вся русская интеллигенция, февральскую революцию он встретил сочувственно. Но октябрьский вихрь Билибина не особенно вдохновил. Он когда-то купил клочок земли в Крыму. Туда он постарался сбежать от революционной неразберихи и Гражданской войны, но не тут-то было. После разгрома белых армий художник, вместе с тысячами других отверженных, отбыл из Новороссийска на пароходе «Саратов».
Дальше – странствия, хождение за тридевять земель. Случайные заказы восточных купцов. Египет с его древностями. В 1923 г. к нему в Каир приехала художница по фарфору Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая, его бывшая ученица. В эти годы снова сложилась семейная жизнь художника. Шурочка приехала к нему в Египет со своим сыном и привезла в подарок из холодной России полотняный мешочек с гречкой, выменяв его на свою лучшую картину. К.И. Чуковский вспоминал в своем дневнике: «Вчера вечером был у Замирайло. Я поговорил с ним о Щекатихиной: «Да ей Билибин присылает такие тёплые письма и телеграммы, что в Питере становится оттепель: всё начинает таять!»
Александра Васильевна – третья жена И.Я. Билибина. Так случилось, что все его жены — художницы. От первого супружества с М.Я. Чемберс у Билибина два сына: Александр и Иван, отношения с которыми он поддерживал, особенно с Александром, будущим художником театра и кино. Гражданский брак со второй женой, красавицей Р.Р. О’Коннель, также оказался непрочным. А вот с А.В. Щекатихиной-Потоцкой художник не расставался до конца жизни.
В эмиграции он сумел не просто выжить, но обрёл «второе дыхание», новые темы и выразительные средства. В его работах 1920-х–1930-х годов предстают таинственный Египет и экзотический Восток, рыцарская культура и карнавальная пышность барокко. Чуткий ко всему новому, художник использует в своих произведениях элементы и стилистику ар-деко.
И.Я. Билибин, «Египетский пейзаж», 1922 А.В. Щекатихина-Потоцкая, Блюдо «Автопортрет с сыном», 1921
Но после петербургской славы он чувствовал себя в экзотических странах бесприютно. В 1925 году Билибин с семьёй переезжает из Египта во Францию, где работает художником-оформителем, иллюстрирует русские сказки, сказки «Тысячи и одной ночи» и сказки братьев Гримм.
В Париже художник нашёл себя в театральной жизни. Здесь он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, создает оформление к балету Стравинского «Жар-птица».
В 1936 году Билибин впервые взялся за иностранную литературу — оформил «Русалочку» Ханса Кристиана Андерсена. Это сразу заинтересовало зарубежных издателей: вскоре иллюстратор подписал контракты на выпуск французских и немецких народных сказок.
Живя в эмиграции, художник страстно тосковал по Родине.
«Я стал более ярым националистом, чем когда-либо, насмотревшись на всех этих «носителей культуры» — англичан, французов, итальянцев и пр.», — писал Бибибин из Каира, «Я — русский националист. Национальное есть мощь народа, если оно основано на любви к лучшим духовным проявлениям нации, а не на приверженности её случайной внешней политической обстановке».
Во Франции Билибин не бедствовал, но его мало что интересовало, кроме России, кроме бабушкиных сказок и старинных былин: «Несмотря на громадный интерес жизни в Париже, в мировом центре искусства мне больше всего не хватало моей страны».
И, когда до него дошли слухи о том, что в СССР литература и театр — в почёте, что там помнят и ценят его графику – Билибин стал думать о возвращении.
В 1935-м он украсил вестибюль советского посольства в Париже монументально-патриотическим панно «Микула Селянинович», написал письмо Сталину и получил гражданство СССР. Через год 60-летний художник вместе с Шурочкой и её сыном Мстиславом вернулся в Петербург, который уже стал Ленинградом.
Приняли его в Ленинграде радушно. В Советском Союзе Билибин оказался чрезвычайно востребован. Все его ипостаси как художника нашли себе применение: это и педагогическая деятельность, и книжные иллюстрации, и работа в театре.
Иван Яковлевич стал профессором и всё последнее десятилетие жизни преподавал во Всероссийской Академии художеств.
Параллельно Иван Билибин сотрудничал с театрами: он создаёт декорации для Театра оперы и балета им. Кирова и Театра драмы им. Пушкина.
«Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну»
Эскиз иллюстрации к сборнику былин для книги Н.В. Водовозова «Слово о стольном Киеве и о русских богатырях»
Иван Яковлевич Билибин
1941 год.
С началом войны Билибины переселились в общежитие Академии художеств, которое расположилось в подвалах здания этого ВУЗа; его называли «профессорский дот». В ужасных условиях блокады художники выживали с большим трудом, но Билибин наотрез отказался уезжать в эвакуацию: «Из осаждённой крепости не бегут, ее защищают»
До последнего дня он работал в Ленинграде над иллюстрациями к русским народным былинам, больной, голодный, умирающий, свято веря, что его Родина выстоит в войне.
«Работа продолжается… Книга должна выйти, когда наступит победоносный мир. Книга о нашем эпическом и героическом прошлом…», — говорил великий художник.
По воспоминаниям художника А.И. Бродского, также жившего во время блокады в Ленинграде, однажды начальник городского отдела пропаганды полковник Цветков пообещал угостить Бродского и Билибина пшенной кашей и селёдкой. Для этого им пришлось пересечь замерзшую Неву и идти два часа. Накормив гостей, полковник попросил Билибина надписать для него на память открытки с репродукциями билибинских акварелей.
Надписи были такие:
«Какая в этих местах сёмга! Кто не пробовал свежей сёмги, тот не может себе представить, что это за божественная рыба! Писано в дни голодовки: декабрь 1941 г. Ленинград. И. Билибин»
«Эти бы грибки, да сейчас на сковородку со сметанкой. Эх-ма!.. 30.XII.1941».
Иван Яковлевич Билибин умер 7 февраля 1942 года, и похоронен без гроба, в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
Картины, фрески, графика и другие образцы творчества замечательного художника хранятся теперь в государственных и частных коллекциях. Они украшают залы «Русского музея» в Петербурге, экспонируются в Театральном музее им. Бахрушина в Москве, в Киевском музее русского искусства, в Лондонском музее Виктории и Альберта, в Парижской национальной галерее, в Оксфордском музее Ашмолеан и многих других. Вклад Ивана Яковлевича в русскую и мировую культуру поистине бесценен.
Иван Яковлевич Библибин был очень красивым человеком. Во всех смыслах этого слова. Его хотелось рисовать. Давайте посмотрим на один из великолепных портретов И. Билибина: Борис Кустодиев написал его в 1901 году.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!