Здравствуйте, уважаемые читатели!
11 ноября во второй четверг месяца отмечается Всемирный День казачества.
День казачества ежегодно отмечается во многих странах мира, имея статус всемирного праздника, но не имея четко установленной даты. Сам праздник появился в 1989 году, инициатором его стала ООН, и отмечать его принято во второй декаде ноября, хотя изначально планировалось делать это во второй ноябрьский четверг.
Вашему вниманию представлена мультимедийная выставка — «Казачество в истории России»
Казаки – вольнолюбивый и колоритный народ, поэтому празднования проводятся в течение нескольких дней в самых разных уголках России и других стран. В некоторых регионах праздник превращается в настоящий фестиваль, и участвуют в нем все жители без исключения.
Только проникшись духом казачьего народа, узнав его традиции и образ жизни, его культуру и любовь к своей земле, можно понять, кто такие казаки и что есть казачество.
Казаки – свободолюбивые люди, по доброй воле, шедшие на рубежи своей родины, где им каждую секунду грозила смертельная опасность. Они вольно или невольно становились мостом между государством Российским и порубежными народами, посредниками межкультурного и межэтнического общения.
Недаром же Лев Толстой сказал: «Казаки создали историю России».
Казачество — это часть культуры нашей Родины, образ казака прочно закрепился в русской литературе. Это патриот своего края, всегда готовый к защите Отечества. Он свободно пользуется землей, самодостаточный, с высоким статусом и с православной ментальностью.
Ответственность перед Богом и обществом –это идеал казачьей культуры.
Многие выдающиеся русские писатели обращались к этой теме.
Лев Толстой писал: «Будущность России –казачество…».
Предлагаем вашему вниманию виртуальный исторический экскурс — «Судьба казачества в истории России«
Зарождение казачества на Кавказе началось еще в 18 веке. После восстания декабристов император Николай I понял, что даже на дворянство он уже опереться не может и начал создавать новые опоры –казачье воинское сословие.
Казачьи поселения стояли на самых опасных рубежах страны, и это наложило отпечаток на их жизнь, быт. Казаки не только надежно охраняли границы государства, но и стали первыми цивилизаторами многих неосвоенных регионов.
Ни один другой народ не знал подобного явления. Свойства русских характеров закаляло Дикое Поле. Этот характер в полной мере проявился и на просторах Сибири.
Не зря исторические документы того времени (в частности, царские грамоты)
называли казаков «оберегателями земли русской».
Слава русского оружия на всех полях сражений неразделима с казацкой доблестью. И военные походы, и пограничная служба уходят корнями в историю российского казачества. К примеру, русская полковая разведка сформировалась, в основном, вобрав в себя древние традиции пластунов.
Уже во время Первой Мировой войны на фронтах действуют целые соединения воинов-пластунов.
Говоря о боевых качествах казачьего воинского сословия, достаточно сказать, что ни в одном источнике не зафиксировано ни одного казака-дезертира.
Зато сколько примеров личной доблести, героизма, основанных, прежде всего, на силе Духа воинов-казаков. Хотя, конечно, и по части воинского искусства (владение оружием, умению управляться с конем) у них было чему поучиться.
Еще во времена Ивана Грозного казаки отличились в знаменитой битве при Молодях, которая во многом решила судьбу русского государства. Можно сказать, с уверенностью, что ни одна война, ни одно серьезное сражение не обошлось без участия казаков.
Что же касается создания самого российского государства, то следует помнить, что именно казаки были первопроходцами, освоившими множество новых земель от Черного моря до Тихого океана.
Роль казачества в освоении новых территорий вообще сложно переоценить, можно с полным правом сказать, что страна прирастала, благодаря казакам – как их ратным подвигам, так и умению обживать новые земли и налаживать на них чрезвычайно эффективную систему хозяйствования.
Послужили Отечеству казаки и на дипломатическом поприще, поскольку они были первыми посредниками в международных отношениях Руси со странами Востока. Их умение уживаться в мире с другими народами, обогащая как свою культуру, так и культуру своих соседей, сыграло тут не последнюю роль.
Общественно-политическая система самоуправления, которая возникла в казацкой среде, тоже является уникальным социальным явлением и этот опыт бесценен для России. Ведь он вобрал в себя древние традиции Копного и Вечевого права, хотя и дополнил их многими уникальными чертами.
По определению историка О. И. Копаниной, казачье сословие до 1917 г.
«являлось одним из видов поселенных войск, сочетавшим военно-пограничные и территориально-милиционные функции с временной службой в регулярной армии и ведением хозяйства на льготных условиях». За этими сухими определениями – судьбы сотен тысяч людей, чья жизнь была неразрывно связана с этими «поселенными войсками».
Надо сказать, государство во многом способствовало образованию таких поселений.
Так, казаки обладали многими передаваемыми по наследству правами, закрепленными в имперском законодательстве.
Конечно, наряду с правами определялись и обязанности.
В период XVI – первой половины XVII вв. казачьи территории были фактически независимыми. Вернее сказать, эта независимость была им дарована взамен на выполнение целого ряда добровольно взятых на себя обязательств перед государством.
После упрочения границ Российской империи происходит «сосредоточение и консолидация казачьих общностей, оформление их в войсковые образования».
Происходит это, начиная со второй половины XVII века, в это время государство было особенно заинтересованно в создании на своих границах мощного защитного рубежа.
В приграничных поселениях-станицах проявились многие особенности казачества. Ведь сам уклад жизни казаков предполагал несение военной службы.
Добавим, что казаки не платили никаких налогов, мало того, им было предоставлено право беспошлинной торговли на своей территории.
Впрочем, казачья вольница сочеталась с очень жесткой дисциплиной.
Помимо несения службы на приграничных землях, «казаки выставляли на срочную службу казачьи полки, отдельные сотни и артиллерийские казачьи батареи, которые несли службу наряду с регулярными частями российской армии в ее составе». (О.И. Копанина).
Еще одна важная особенность казачества – это общинное землевладение.
То есть, земля принадлежала всей казачьей Общине, и на ней действовали свои законы, своя традиция, свои, выработанные в течение нескольких столетий правила.
Именно на этих территориях сохранились древние принципы истинного народовластия, некогда принятые в славянских Общинах.
Равенство, товарищество, выборность и сменяемость казачьей верхушки, веротерпимость – все это были черты уникальной общности, вобравшей в себя многие славные традиции Предков.
Роль казачества в развитии воинского дела не ограничивается только участием во всех войнах и сражениях, которые вела Россия.
Можно с полным основанием сказать, что история российского казачества стала историей России. И эту связь нельзя разорвать.
Историк казачества А. В. Сопов подчеркивает:
«За неполные 200 лет казаки проникли за Урал, на Колыму, Камчатку, в Забайкалье и Приамурье, открыли Берингов пролив, обосновали русское присутствие в Сибири и на Дальнем Востоке. Деяния казаков Ермака, Пояркова, Хабарова, Дежнева позволяют сказать, что у России (…) была эпоха великих географических открытий.»
Казачья тематика нашла свое отображение в произведениях известных русских писателей: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого и многих других, главными героями, которых являются казаки.
Писатели, создали образы героев, в которых воплощены идеалы казачества, своего рода мечта о человеке вольном и патриотичном.
Предлагаем вам Библиообзор «Судьба казачества на страницах книг»
Казачество всегда было, есть и будет одной из важных частей российской истории и общества. Новая страница истории казачества пишется сейчас, каждый из нас может стать её летописцем! В наше время во всех уголках России живет много талантливых авторов, которые пишут по велению сердца, не забывая предков и их великие дела во благо Отечества!
Перечислять вклад казаков в российскую историю можно долго. В самые трудные годы они были надеждой и опорой страны. И они, как никто другой, сохранили древние воинские и общинные традиции славян, как и другие традиции. В которых раскрывается Душа русского человека.
В завершение нельзя не вспомнить слова великого Льва Толстого, написавшего в 1870 году: «Вся история России сделана казаками».
Мы благодарим за внимание. До новых встреч!
Подготовила Сукрушева Л.А.