Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня литературно музыкальный час посвящён Белле Ахатовне Ахмадуллиной, которой 10 апреля 2022 года исполнилось бы 85 лет….
Белла Ахатовна — русская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтесс второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы. Лауреат Государственной премии Российской Федерации и Государственной премии СССР.
Изабелла Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 г. в Москве в семье с русскими, татарскими и итальянскими корнями. Её отец – татарин по национальности был заместителем министра, мать — русская итальянского происхождения, работала переводчицей в КГБ.
Несмотря на смешение кровей, своей родиной Ахмадулина ощущала только Россию:
«Я русская – по чувству и устройству, по матери, по бабушке, по паспорту».
Выросла Ахмадулина под чутким присмотром русской бабушки – Надежды Митрофановны Барановой, человека доброго и бескорыстного.
Стихи Белла начал писать ещё в школьные годы, школьницей занималась в литобъединении при заводе ЗИЛ у поэта Е. Винокурова.
Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении в Литературный институт им. М. Горького, удостоились высокой оценки Игоря Сельвинского, который сказал:
«Стихи поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства»…
Всего-то – чтоб была свеча,
Свеча простая, восковая,
и старомодность вековая
так станет в памяти свежа.
И поспешит твоё перо
к той грамоте витиеватой,
разумной и замысловатой,
и ляжет на душу добро.
Уже ты мыслишь о друзьях
всё чаще способом старинным.
и сталактитом стеаринным
займёшься с нежностью в глазах.
И Пушкин ласково глядит,
и ночь прошла, и гаснут свечи,
и нежный вкус родимой речи
так чисто губы холодит.
(кадр из фильма «Застава Ильича» (кадр в Политехническом музее)1962 год
В Литературном институте она познакомилась со своим первым мужем – поэтом Евгением Евтушенко, он тоже был студентом. Вот так они, обращались друг к другу, в 1957 году.
Евгений Евтушенко:
Ты далеко, но разве это так важно?
Девчата смотрят – улыбнусь им бегло.
Стою – и всё-таки иду под плеск вальса.
С тобой иду! И каждый вальс
Твой, Белла!
С тобой я мало танцевал и лишь выпив,
и получалось-то у нас
так,
слабо.
Но лишь тебя на этот вальс я выбрал.
Как горько танцевать с тобой!
Как сладко!..
А вот она ему отвечает, как бы чувствуя, что их ожидает впереди:
Не уделяй мне много времени,
вопросов мне не задавай.
Глазами добрыми и верными
руки моей не задевай.
Не проходи весной по лужицам
по следу следа моего.
Я знаю – снова не получится
из этой встречи ничего.
Ты думаешь, что я из гордости
хожу, с тобою не дружу?
Я не из гордости – из горести
так прямо голову держу.
Белла Ахатовна Ахмадулина вошла в русскую литературу в 60-е годы ХХ века. Это было время цветения советской поэзии, когда появилось новое поколение поэтов – «шестидесятники».
Молодые поэты: Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и Булат Окуджава в тесно содружестве создавали произведения, вызывающие огромный интерес у читателей и широкую полемику в прессе. Часто они выступали с чтением стихов на эстраде. Сейчас трудно поверить, что поэты, читающие свои стихи со сцены, собирали полные концертные залы и стадионы.
Это поэтическое братство сыграло важную роль в судьбе Ахмадулиной.
Мой этот год – вдоль бездны путь.
И если я не умерла,
то потому, что кто-нибудь
всегда молился за меня.
Всё вкривь и вкось, всё невпопад,
мне страшен стал упрёк светил,
зато – вчера! Зато – Булат!
Зато – мне ключик подарил!
Да, да! вчера, сюда вошед,
Булат мне ключик подарил.
Мне этот ключик – для волшебств,
а я их подарю – другим.
Мне трудно быть немолодой
и знать, что старой – не бывать.
Зато – мой ключик золотой,
А подарил его – Булат….
И всё теперь пойдет на лад,
и стану жить для слёз, для рифм,
Не зря – вчера, не зря – Булат,
не зря мне ключик подарил!
Белла Ахатовна была яркой индивидуальностью. Человеком поступка. Хрупкая внешне, внутри – боец, она была готова вступиться за невинно оскорблённого.
В 1959 году она не побоялась и поддержала в трудную минуту Бориса Пастернака, когда после выхода за границей романа «Доктор Живаго» и присуждения поэту Нобелевской премии в советской печати началась кампания политической травли великого русского поэта. Но Белла Ахмадулина категорически отказалась участвовать в этой провокации.
После восстановления в 1960 г. она окончила Литинститут с отличной оценкой дипломной работы.
Уже в ранних стихах Беллы Ахмадулиной обнаружилось её стремление раскрыть богатство и красоту мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность.
У неё была царственная осанка, волшебный голос. Всё это завораживало многочисленных поклонников её таланта и красоты.
Стихотворение «Светофор» Б. Ахмадулина
Отрывок из фильма «Живет такой парень», где Белла Ахмадулина сыграла роль журналистки.
Начала она очень звонко, по-комсомольски, в окружении друзей-трибунов: Евтушенко, Вознесенского, Булата Окуджавы, Роберта Рождественского… Словно кованая роза из бронзы, она жила уникальная, бесподобная, несравнимая ни с кем, и между тем чуть измученная собственной славой.
Искренно стесняясь известности, она внушала читателям:
Это я человек — невеличка,
всем кто есть, прихожусь близнецом,
сплю, покуда идет электричка,
пав на сумку невзрачным лицом.
Мне не выпало лишней удачи,
слава Богу, не выпало мне,
быть заслуженней или богаче
всех соседей моих по земле.
Плоть от плоти сограждан усталых,
хорошо, что в их длинном строю
в магазинах, в кино, на вокзалах
я последнею в кассу стою –
Позади паренька удалого
и старухи в пуховом платке,
слившись с ними, как слово и слово
на моём и на их языке.
Лирическая героиня Ахмадулиной обживает и наделяет только ей присущими смыслами окружающее пространство, будь то ночная комната или заснеженный арбатский двор…. Её стихи обращены к внутреннему миру лирической героини, к вечным темам: любви и смерти, природе и творчеству…
В тот месяц май, в тот месяц мой
во мне была такая лёгкость
и, расстилаясь над землёй,
влекла меня погоды летность.
Я так щедра была, щедра
в счастливом предвкушенье пенья,
и с легкомыслием щегла
я окунала в воздух перья.
Но, слава Богу, стал мой взор
и проницательней, и строже,
и каждый вздох и каждый взлёт
обходится мне всё дороже.
Сама же Ахмадулина о своём творчестве говорила следующее:
«Я не лукавлю, как умею, буду продолжать служить русскому слову, русской словесности. Я другой такой же драгоценности на белом свете не знаю. И все мои самые высокие достижения относятся к самой русской речи, к её важности в нашей жизни. Она есть изыск, наша драгоценность, наша сложность. Если от этого не уклоняться, то тогда можно принять эту награду с чистой совестью и, поклонившись, сказать: «Спасибо, я старалась» «.
Творчество самой Б. Ахмадулиной хорошо известно в мире.
Её поэтические произведения переведены на многие языки, в том числе: английский, французский, сербскохорватский, чешский, словацкий, польский, иврит, болгарский, датский, латышский, эстонский, грузинский, молдавский, армянский, румынский, курдский, арабский, японский.
Но особенно удавались ей переводы грузинских поэтов, со многими её связывали тёплые дружеские отношения. Воспоминания о Грузии согревали её душу.
«Вероятно, у каждого человека есть на земле тайное и любимое пространство, которое он редко навещает, но помнит всегда и часто видит во сне. Человек живёт дома, на родине, там, где ему следует жить; занимается свои делом, устаёт и ночью, перед тем как заснуть, улыбается в темноте и думает: «сейчас это невозможно, но когда-нибудь я снова туда поеду… Так думаю я о Грузии, и по ночам мне сниться грузинская речь…».
стихотворение «Сны о Грузии»
Сны о Грузии — вот радость!
И под утро так чиста
виноградовая сладость,
осенявшая уста.
Ни о чем я не жалею,
ничего я не хочу —
в золотом Свети-Цховели
ставлю бедную свечу.
малым камушкам во Мцхета
воздаю хвалу и честь.
Господи, пусть будет это
вечно так, как ныне есть.
Пусть всегда мне будут в новость
и колдуют надо мной
милой родины суровость,
неясность родины чужой.
Трудно себе представить более разных людей, чем писатель, кинорежиссёр Василий Шукшин и Белла Ахмадулина. Однако, при съёмках фильма «Живёт такой парень», Шукшин сам предложил Ахмадулиной роль – по сути, ей предстояло играть саму себя, столичную журналистку.
Фильм, к слову, получил «Золотого льва» в Каннах.
Все наверняка запомнили юную корреспондентку, берущую интервью у героя дня шофёра Пашки, который спас автобазу от пожара. Роль ей досталась эпизодическая, но абсолютно точно отображающая облик поэтессы, мелодичность её голоса, её деликатность и душевную теплоту.
Предлагаем вам посмотреть Ахмадулина о встречах с Ахматовой и Пастернаком ( в гостях у Дмитрия Гордона)
Ещё одну грань дарования Беллы Ахмадулиной открывают её воспоминания и эссе. С напряженным женским вниманием к деталям, которое и есть любовь, вписаны литературные портреты талантливых поэтов Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Владимира Высоцкого.
Личная и творческая судьба М. Цветаевой на протяжении многих лет находилась в центре пристального внимания Ахмадулиной.
Уже в позднем своём эссе «Божьей милостью» о Цветаевой » Ахмадулина напишет: «её имя, всё, что названо этим именем, вынуждают нас к особенному стеснению сердца, к особенной спёртости воздуха в горле», в цветаевской же судьбе она отметит «исполнение жизненной трагедии«, «воплощение каждого мига этой трагедии«.
Каждый день судьбу благодарю. .
Каждый вечер подвожу итоги. .
Не сверяюсь по календарю. .
Дорожу сегодня очень многим.. .
….нам остаётся считать судьбу Цветаевой счастливейшей в истории нашей словесности, потому что редко кому дано так воплотить всё, что даровано в идеале человечеству, а в нашем случае ей одной – Марине Цветаевой.
Нобелевский лауреат, поэт Иосиф Бродский говорил о Белле Ахмадулиной: «…Её стихотворения отличимы от чьих бы то ни было мгновенно. Лучшее, чем обладает каждая нация, это её язык. Лучшее в каждом языке, конечно же, созданная на нём литература. И лучшее в любой литературе – поэзия. Из этого следует, что хороший поэт является сокровищем нации. Тем более, если такой поэт женщина…»
Он считал Беллу Ахмадулину «несомненной наследницей лермонтовско — пастернаковской линии в русской поэзии».
В поколении второй половины 20 века были поэтессы не менее сильные – Новелла Матвеева, Юнна Мориц, Нонна Слепакова – но Ахмадулину знали лучше всех.
В женской лирике она продолжила традиции Цветаевой и Ахматовой.
Стихотворение «Я Вас люблю, красавицы столетий» написанное в 1973 году.
Я вас люблю, красавицы столетий,
за ваш небрежный выпорх из дверей,
за право жить, вдыхая жизнь соцветий
и на плечи накинув смерть зверей.
Ещё за то, что, стиснув створки сердца,
клад бытия не отдавал моллюск,
отдать и вынуть — вот простое средство
быть в жемчуге при свете бальных люстр.
Как будто мало ямба и хорея
ушло на ваши души и тела,
на каторге чужой любви старея,
о, сколько я стихов перевела!
Капризы ваши, шеи, губы, щёки,
смесь чудную коварства и проказ —
я всё воспела, мы теперь в расчёте,
последний раз благословляю вас!
Кто знал меня, тот знает, кто нимало
не знал — поверит, что я жизнь мою,
всю напролёт, навытяжку стояла
пред женщиной, да и теперь стою.
Не время ли присесть, заплакать, с места
не двинуться? Невмочь мне, говорю,
быть тем, что есть, и вожаком семейства,
вобравшего зверьё и детвору.
Довольно мне чудовищем бесполым
быть, другом, братом, сводником, сестрой,
то враждовать, то нежничать с глаголом,
пред тем, как стать травою и сосной.
Машинки, взятой в ателье проката,
подстрочников и прочего труда
я не хочу! Я делаюсь богата,
неграмотна, пригожа и горда.
Я выбираю, поступясь талантом,
стать оборотнем с розовым зонтом,
с кисейным бантом и под ручку с франтом.
А что есть ямб — знать не хочу о том!
Лукавь, мой франт, опутывай, не мешкай!
Я скрою от незрячести твоей,
какой повадкой и какой усмешкой
владею я — я друг моих друзей.
Красавицы, ах, это всё неправда!
Я знаю вас — вы верите словам.
Неужто я покину вас на франта?
Он и в подруги не годится вам.
Люблю, когда, ступая, как летая,
проноситесь, смеясь и лепеча.
Суть женственности вечно золотая
всех, кто поэт, священная свеча.
Обзавестись бы вашими правами,
чтоб стать, как вы, и в этом преуспеть!
Но кто, как я, сумеет встать пред вами?
Но кто, как я, посмеет вас воспеть?
Вашему вниманию стихи Беллы Ахмадулиной в х/ф «Чистые пруды» (1965):
Мотив дружбы — один из главных в творчестве Беллы Ахмадулиной. Для поэтессы зачастую нет разницы между дружбой и любовью, эта два понятия она ставит в один ряд и на одну чашу весов. Лирические стихи она адресует не только своему избраннику, а и всем тем, кого видит и знает: прохожим, знакомым, своим читателям. Но прежде всего своим родным друзьям. Чувство дружбы у Ахмадулиной возвышенное, изысканное, даже обладающее некоей музыкальностью.
Да, стихи Б. Ахмадулиной были на редкость мелодичны, поэтому композиторы сочиняли на них музыку. Песни на слова Беллы Ахмадулиной звучали в популярных кинофильмах и становились любимыми и наиболее часто исполняемыми на концертах, по радио, с телевизионных экранов.
Повезло Ахмадулиной и с режиссёром Эльдаром Рязановым, который использовал её стихи в своих фильмах. Особенно ярко они вписались в культовый фильм «Ирония судьбы, или с лёгким паром» Там её стихи-песни перекликались со стихами любимой ею Марины Цветаевой. Кроме этого всеми любимы и прочувствованы стихи Ахмадулиной из кинофильмов «Служебный роман», «Жестокий романс», поставленных также Эльдаром Рязановым.
( кадр из фильма «Ирония судьбы или с легким паром!»)
Жизнь Беллы Ахмадулиной – роман, но трудно представить автора, у которого хватит такта и смелости написать такую книгу. Впрочем, она уже несколько раз бывала героиней чужой прозы: Евгений Евтушенко описал её в романе “Не умирай прежде смерти”, а Юрий Нагибин под именем Геллы вывел в своём дневнике, стоящем, нескольких романов.
Однако, поэт не был бы поэтом, если бы не писал и не чувствовал окружающих его людей и вещи так же чутко, как и себя самого. О личной жизни Беллы Ахатовны подробно говорить не будем. Четыре раза она выходила замуж, и наконец, в 1974 году Белла Ахмадулина вышла замуж за театрального художника Бориса Мессерера, с которым они прожили вместе 36 лет. Борис Мессерер, муж, друг и верный спутник. Они вырастили двух дочерей, Елизавету и Анну.
Завидна мне извечная привычка
быть женщиной и мужнею женою,
но уж таков присмотр небес за мною,
что ничего из этого не вышло.
Храни меня, прищур неумолимый,
в сохранности от всех благополучий,
но обойди своей опекой жгучей
двух девочек, замаранных малиной.
Ещё смеются, рыщут в листьях ягод
и вдруг, как я, глядят с такой же грустью.
Как всё, хотела и поила грудью,
хотела – медом, а вспоила – ядом.
Непоправима и невероятна
в их лицах мета нашего единства.
Уж коль ворона белой родится,
не дай ей бог, чтоб были воронята.
Белеть – нелепо, а чернеть – не ново,
чернеть – недолго, а белеть – безбрежно.
Всё более я пред людьми безгрешна,
всё более я пред детьми виновна.
Борис Мессерер любил и боготворил Беллу. Он стал её своеобразным ангелом-хранителем. Неповторимый сценический образ Беллы, её стильный силуэт, обычно с преобладанием чёрного – заслуга мужа-художника. Когда у поэтессы начались проблемы со зрением, Борис Асафович стал её глазами. Они ходили, взявшись за руки – крепкий, основательный Мессерер и хрупкая Ахмадулина.
стихотворение « Август» 1958 год
Так щедро август звёзды расточал.
Он так бездумно приступал к владенью,
и обращались лица ростовчан
и всех южан — навстречу их паденью. Я добрую благодарю судьбу.
Так падали мне на плечи созвездья,
как падают в заброшенном саду
сирени неопрятные соцветья. Подолгу наблюдали мы закат,
соседей наших клавиши сердили,
к старинному роялю музыкант
склонял свои печальные седины. Мы были звуки музыки одной.
О, можно было инструмент расстроить,
но твоего созвучия со мной
нельзя было нарушить и расторгнуть. В ту осень так горели маяки,
так недалёко звёзды пролегали,
бульварами шагали моряки,
и девушки в косынках пробегали. Все то же там паденье звёзд и зной,
всё так же побережье неизменно.
Лишь выпали из музыки одной
две ноты, взятые одновременно.
Приглашаем вас принять участие в викторине «Чудо по имени Белла»:
В последней книге Беллы Ахмадулиной, вышедшей к её 70-летнему юбилею – книга называется «Путник» — есть строки посвященные мужу:
Ещё жива, ещё любима,
всё это мне сейчас дано,
а кажется, что это было
и кончилось давным-давно…
В последние годы жизни были изданы книги и сборники стихотворений: «Однажды в декабре» (1996), «Созерцание стеклянного шарика» (1997), «Собрание сочинений в трех томах» (1997), «Миг бытия» (1997), «Нечаяние» (стихи-дневник, 1996-1999), «Возле ёлки» (1999), «Друзей моих прекрасные черты» (2000), «Стихотворения. Эссе» (2000), «Зеркало. ХХ век» (стихи, поэмы, переводы, рассказы, эссе, выступления, 2000).
Б. Ахмадулина обладает высочайшим авторитетом не только в силу своего поэтического масштаба, но и за счет того, что на протяжении всей богатой зигзагами истории России второй половины XX столетия она никогда не изменяла высоким нравственным принципам. Ахмадулина неизменно была на стороне преследуемых и притесняемых режимом, всеми возможными способами вставала на их защиту. Хорошо известны её выступления в защиту А. Сахарова, Л. Копелева, В. Войновича.
Поэтический талант, высокое мастерство Ахмадуллиной было не только признано, но и оценено высокими наградами:
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007)
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997)
Орден Дружбы народов (1984)
Лауреат Государственной премии СССР (1989)
Лауреат Независимой премии «Триумф» (1993)
Международной поэтической премии «Носсиде» (Италия, 1992),
Пушкинской премии (Германия, 1994),
Международной поэтической премии «Брианца» (Италия, 1998).
Награждена орденами Дружбы народов (1984)
Лауреат Государственной премии России (2004)
Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998)
Лауреат премии имени Булата Окуджавы (2003)
Почётный член Российской академии художеств.
Она является Почетным членом Американской Академии искусств
9 февраля 2013 года, выступая на Первом съезде родителей, президент Российской Федерации В.В. Путин призвал включить стихи Ахмадулиной в обязательную школьную программу.
В заключение прозвучит песня «А напоследок я скажу…», слова Беллы Ахмадулиной из кинофильма «Жестокий романс».
Поэзия Ахмадулиной всегда была сильна изяществом, изысканностью, витиеватой изобретательностью, рождающей в душе мысли о возвышенном. И, наверное, неслучайно в нашей русской литературе Белла Ахмадулина навсегда останется символом 60-х годов ХХ века. А все потому, что современность прекрасно сочетается в ней с классической женственностью: грациозной и нежной.
Белла Ахмадулина – самый нежный и мужественный поэт плеяды шестидесятников, более того – она один из лучших лириков ХХ века.
Спасибо за внимание!