Знакомство с художником «Виртуоз сельского пейзажа»

11 января 2023 года исполнилось 190 лет со дня рождения замечательного русского художника, живописца, акварелиста, рисовальщика Михаила Константиновича Клодта (1833-1902 гг.).
Михаил Константинович Клодт был одним из выдающихся русских пейзажистов второй половины XIX века. На его долю выпала роль зачинателя нового, демократического направления в пейзажной живописи, приведшего русское искусство к величайшим достижениям, воплотившимся в творчестве Шишкина, Левитана и других мастеров пейзажа.
Художник с ярко выраженной творческой индивидуальностью, Клодт создал целый ряд интересных полотен, правдивых по содержанию, совершенных по мастерству исполнения, согретых любовью к родине и её природе.
Имя Михаила Константиновича Клодта безо всяких оговорок должно упоминаться среди выдающихся русских художников-пейзажистов. Прежде всего, естественно, за его широкий талант, его великое мастерство, его великолепные пейзажи.

Русский художник-пейзажист Михаил Константинович барон Клодт фон Юргенсбург родился в Петербурге 11 января 1833 года в художественно одарённой семье. Его отец, Константин Карлович Клодт, генерал от артиллерии, увлекался гравюрой по дереву; дядя, Петр Карлович Клодт, был одним из лучших скульпторов. В раннем детстве Михаил Константинович был нелюдим.

Интересные факты

  • Первоначально рисунку обучался в Горном кадетском корпусе у Ивана Трофимовича Хруцкого, который и раскрыл в нем талант художника.
  • Учился в Петербурской Академии художеств (1851—1858).
  • Весной 1862 года состоялась его свадьба с Елизаветой Гавриловной Владимирцовой.
  • С 1860-го по 1870-й много путешествует по стране с целью изучения родной природы, упорно и плодотворно работает.
  • В 1867 году, через два года после смерти Елизаветы Гавриловны, Клодт женится второй раз.
  • В 1870 году Клодт становится членом-учредителем Товарищества передвижных выставок.
  • Работает профессором в Академии художеств (1873—1886).
  • В 1879 году Клодт уходит из Товарищества передвижников в результате конфликта с Куинджи. После этого события творчество художника постепенно пошло на спад, в том числе из-за развивавшейся болезни глаз.
  • О последних годах его жизни практически ничего не известно.
    В 1886 художник серьезно заболел и был вынужден сократить преподавательские часы. Постепенно его состояние ухудшалось, его современники отличали резкое изменение в его поведении и здоровье, связывая это со смертью старшего сына Бориса и прогрессирующим психическим расстройством.
  • В 1894 его уволили с академической службы, что не могло не отразиться на его состоянии.
  • Умер Михаил Константинович Клодт весной 1902 года. Последние свои годы он прожил в забвении и страшной нужде. Неумение продавать свои творения привело художника за черту бедности. Архивные документы говорят о нём лишь как о должнике разным лицам. Всё, что находилось в крохотной квартирке Михаила Константиновича, было продано за долги. Оставшиеся картины не годились для продажи, потому что одни полотна были не окончены, а другие – изрезаны на куски.
  • В коротеньком некрологе говорилось:

«Для своего времени Михаил Константинович Клодт был выдающимся по талантливости художником, и его имя никогда не перестанет иметь немаловажное значение в истории русской пейзажной живописи – особенно как художника, горячо любившего русскую природу и изумительно знавшего её».

На полках наших библиотек вы можете найти книги о жизни и творчестве художника Михаила Клодта.

Минченков, Яков Данилович. Воспоминания о передвижниках : памяти ушедших / Яков Минченков. — Москва : Вече, 2021. — 381, [18] с. : ил., портр. (Всемирная история. Искусство). 16+. (в пер.).

Стасов, Владимир Васильевич. Избранные статьи о русской живописи / В. В. Стасов В. В. ; [составление и примечание Г. Ю. Стернина ; предисловие А. Федорова- Давыдова ; оформление Б. Белова]. — [Переиздание]. — Москва : Детская литература, 1984. — 152, [2] с. : ил., портр. — (Библиотечная серия). (в пер.).

Роньшин, Валерий Михайлович (1958-). Михаил Клодт / [авт. текста В. Роньшин]. — Москва : Белый город, 2008. — 47, [1] с. : цв. ил., портр.  — (Мастера живописи). (в пер.).

Творчество

Михаил Константинович закончил Институт горных инженеров в Петербурге, затем в 1851 году поступил в Императорскую Академию Художеств (ИАХ), где обучался в классе пейзажной живописи у М. Н. и С. М. Воробьевых, что, несомненно, отразилось на всем его дальнейшем творчестве.

За время учебы М. К. Клодт собрал все из возможных академических наград:

малая серебряная медаль в 1853, большая серебряная медаль в 1855;
затем малая золотая медаль в 1857 — за «Вид на острове Валаам»;


большая золотая медаль в 1858 за программную картину «Вид в Лифляндии близ Загевольта».

Клодт окончил Академию со званием художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу, которым сразу же воспользовался. До 1863 года он путешествовал по Германии, Швейцарии и Франции, откуда привез множество новых работ, вдохновленный европейскими пейзажами.

Картины «Долина реки Аа в Лифляндии» и «Ночь в Нормандии. Рыбаки у костра» принесли Клодту звание академика, а позже благодаря картине «Вид в Орловской губернии» был удостоен статуса профессора.

Помимо европейских поездок Михаил Константинович много путешествовал и по России. на его картинах навсегда запечатлены пейзажи Орловской, Тамбовской и Лифляндской губерний.

Изображая природу различных русских земель, художнику удавалось передать и реализм тех мест, и наделить их некоторой поэтичностью, будто бы сказочностью.

В конце 1860-х годов Михаил Клодт был уже состоявшимся живописцем, обладателем собственного взгляда на искусство и узнаваемый почерк. Для его работ характерны детальность изображения, безукоризненный рисунок со скрупулёзно прописанными чертами, строгость и стройность композиции.

В 1870 Михаил Константинович выступил одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок, но позже в 1880 году в связи с конфликтом с Архипом Куинджи вышел из товарищества, при этом продолжая экспонировать свои произведения на его выставках. Разногласие было вызвано нелестным отзывам, который Михаил Константинович высказал в отношении картины Куинджи, который повлёк дальнейшие ссоры и, дабы не допустить продолжения конфликта, оба живописца добровольно покинули ТПХВ.

По инициативе Клодта в императорской академии был открыт пейзажный класс, в котором он преподавал совместно с А. П. Боголюбовым. В своей alma mater Михаил Константинович работал сначала как сверхштатный профессор-преподаватель, а затем был переведен в основной штат профессором 2-й степени, руководил пейзажным классом.

В поздний период творчества Клодт под влиянием И.И. Шишкина обратился к эпическому пейзажу, но тем не менее, его наиболее известные работы приходятся на 1860-е – 1970-е годы, то есть середину карьеры.

Это: «Дубовая роща», «Большая дорога осенью» (обе — 1863), «На пашне» (1872), «Вечерний вид в Орловской губернии» (1874), «Лесная даль в полдень» (1876) и другие.

В обзоре Академической выставки 1867 года В. В. Стасов писал:
» Клодт, на мой глаз, — один из самых характерных наших пейзажистов. Его упрекают иногда в некоторой сухости, щепетильной мелочности, слишком рабском подражании натуре, но мне кажется, уже лучше это, чем размашистая ложь и фантастические выдумки большинства наших пейзажистов.

Не знаю, что можно сравнить с его Осенью, а потом и с Закатом солнца, выставленных на нынешней выставке.

Все это очень и очень далеко от Соррентов, видов на Чёрное море и т. п., которыми обыкновенно нас потчуют ландшафтные живописцы. И слава Богу!

Клодт ищет только схватить русскую природу во всей её неказистости, без всякой претензии на парад и золотом шитый мундир, без чего другие пейзажисты не представляют себе природу. Но зато сколько истинного, глубокого наслаждения приносят его правдивые картины.»

При создании своих картин М.К. Клодт обращал внимание на каждую мелкую деталь, добивался скрупулезной точности, порой по несколько раз переписывая картину.

Поэтому неудивительно, что на создание картины у него уходило очень много времени. Художника это сильно раздражало, однако ничего поделать с собой он не мог, продолжая много и упорно работать.

Имея звания профессора, Михаил Константинович имел право на преподавание в Академии художеств. Но штатной должности на тот момент для него не нашлось.

9 декабря 1863 года у Клодта родился сын Борис. Ребенок был очень слабым. Жена художника также тяжело заболела. С течением времени ее болезнь прогрессировала, и в декабре 1865 года она умерла. Вскоре после жены умерла и мать Михаила Клодта. Весной 1866 года художник снова уехал на Орловщину, где полностью посвятил себя работе.

Вернувшись в Петербург, М.К. Клодт первым делом отправился… к своей первой любви – Елизавете Михайловне Станюкович. Художник снова сделал ей предложение.

В январе 1867 года они обвенчались. А в ноябре у них родился сын Петр.

В конце 1860-х годов Михаил Константинович Клодт – состоявшийся мастер, со своим взглядом на искусство, со своим узнаваемым почерком.

В этот период художник создал множество замечательных полотен, среди которых «Лучи солнца», «Русская деревня», «Закат солнца в Орловской губернии» (1867), «Аллея в березовой роще» (1867).

Тем не менее, финансовые дела живописца становились все хуже.

Следующее десятилетие в жизни Клодта связано с образованием и деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. В декабре 1870 года было избрано первое правление Товарищества, в состав которого вошел и М.К. Клодт. На первой выставке Передвижников, которая открылась 29 ноября 1871 года в Петербурге, среди прочих были экспонированы две работы Клодта: «Полдень» и «Вид на Киев». Он продолжал участвовать в выставках Товарищества до 1879 года.

Позднее художник создает ряд замечательных полотен, которые вошли в «золотой фонд» русского пейзажа: «Вечерний вид в деревне. Орловская губерния» (1874), «Рожь» (1877). «Лесная даль в полдень» (1878).

Несмотря на то, что Михаил Константинович состоял в рядах Товарищества, В 1873 году его зачислили в Академию художеств на профессорский оклад, где он проработал до 1886 года.

В конце 1870-х годов у художника произошел разрыв с женой. Вскоре после этого, в январе 1880 года, последовал и выход М.К. Клодта из Товарищества передвижников. Поводом стала статья в газете «Молва», в которой художник жестко раскритиковал пейзажи А.И. Куинджи.

Последней серьезной работой М.К. Клодта до выхода из Товарищества стала картина «На пашне в Малороссии», которая была показана на выставке 1879 года.

Далее художник продолжал совершать ежегодные поездки по России. Из последних его произведений следует отметить картины «Волга под Симбирском» (1881) и «Прибрежье» (1885).

Таким образом, Михаилу Клодту были присущи продуманность композиций, выверенность масштабов, уравновешенность колорита. в его произведениях нет места сложным эмоциональным переживаниям. он склонен к спокойным размышлениям.