БРЭДБЕРИ — 103

«Я не думаю о смерти, потому что я-то буду здесь всегда. Этот ящик с моими фильмами и полки с моими книгами убеждают, что сотня-другая лет у меня в запасе есть. Смерть — это форма расплаты с космосом за чудесную роскошь побыть живым».

(«Правила жизни Рэя Брэдбери»)

РЭЙМОНД ДУГЛАС БРЭДБЕРИ — американский писатель-фантаст. Критики относят некоторые его произведения к магическому реализму.

Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. Второе имя — Дуглас — он получил в честь знаменитого актёра того времени Дугласа Фэрбенкса. Отец — Леонард Сполдинг Брэдбери (потомок англичан-первопоселенцев). Мать — Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению.

В 1934 году семья Брэдбери перебирается в Лос-Анджелес, где Рэй и прожил всю свою жизнь. Детство и юношество писателя прошли во времена Великой депрессии, средств на университетское образование у него не было, тем не менее, приняв едва ли не в 12 лет решение стать писателем, Рэй с завидным упорством ему следовал, никогда не задумываясь об иной профессии. Будучи молодым, он продавал газеты, затем несколько лет жил за счёт жены, пока в 1950 году наконец не было опубликовано первое его крупное произведение — «Марсианские хроники». Затем после написания в 1953 году романа «451 градус по Фаренгейту» и публикации в первых номерах журнала «Playboy» его слава разрослась до всемирной.

Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Фактически же Брэдбери не является фантастом, так как его творчество следует отнести к «большой», внежанровой литературе, да и истинно фантастических произведений у него лишь малая доля.

Произведения Брэдбери в большинстве своём — это короткие рассказы неразвлекательного характера, содержащие короткие зарисовки, сводящиеся к остродраматическим, психологическим моментам, построенные в основном на диалогах, монологах, размышлениях героев. Несмотря на явный талант к придумыванию различных сюжетов, зачастую занимательных и оригинальных, писатель часто ограничивается бессюжетными зарисовками, очень метафоричными, полными скрытого смысла или же не несущими определённой смысловой нагрузки вообще. И даже в хорошо «скроенных» произведениях Брэдбери может легко оборвать повествование, уйти от подробностей, оставив действие в момент острого накала страстей. Также практически ни в одном произведении писателя не удастся уличить в морализаторстве и навязывании своей точки зрения: в 99% произведений автор остаётся «за кадром». Ситуация может развиваться сколь угодно пристрастно, но никогда Брэдбери не приведёт читателя к выводу. Словно бы он видит свою задачу в том, чтобы взволновать читателя, обострить ситуацию и уйти, оставив его размышлять за книгой.

Насколько можно судить по эссе и интервью, Брэдбери проповедует литературу чувств, а не мыслей. Эмоций, а не действий. Состояний, а не событий.

В молодости он однажды сжёг все свои неудачные слабые рассказы, устроив грандиозный костёр у себя на участке. «Сжёг два миллиона слов», — говорил он грустно. Это зрелище легло потом в основу его дебютного романа «451 градус по Фаренгейту» о сжигании книг и рассказа на эту же тему.

Брэдбери ратует за духовные ценности и прежде всего за фантазию, творчество. Едва ли не высшей ценностью Брэдбери объявляет внутренний мир человека, его мировоззрение, фантазию. Способность человека чувствовать, сопереживать писатель признаёт главным качеством.

Также в своих произведениях сочувствует прежде всего людям искусства (и даже больше — его ценителям), нежели всем прочим. Зачастую при этом на страницах своих книг Брэдбери жестоко расправляется с «врагами» — чёрствыми людьми, лишёнными фантазии, мещанами, чиновниками, политиками — теми, кто препятствует нормальной жизни творческих людей, самовыражению, общению. Тех, кто сводит культуру к условностям, массовости, стандартизации,  делает жизнь сухой, скучной, духовно бедной и пресной.

Книги автора в наших библиотеках:

Список выдачи

  1. Брэдбери, Рэй. Смерть — дело одинокое: [роман] / Рэй Брэдбери; [перевод с английского Ирины Разумовской, Светланы Самостреловой]. — 2023(Всемирная литература (с картинкой))
  2. Брэдбери, Рэй. Короткие рассказы: [на английском языке: для учащихся 7-8 классов школ, лицеев, гимназий] / Рэй Брэдбери; составление, адаптация текста, предисловие, комментарий, упражнения, словарь Е. Г. Вороновой. — 2022(Английский клуб. Pre-Intermediate)(Домашнее чтение)
  3. Брэдбери, Рэй. Вино из одуванчиков / Рэй Брэдбери; перевод с английского А. Оганяна. — 2022(Всемирная литература (с картинкой)
  4. Брэдбери, Рэй. Лето, прощай: роман / Рэй Брэдбери; перевод с английского Елены Петровой; предисловие Арама Оганяна. — 2022(Яркие страницы)
  5. Брэдбери, Рэй. Гринтаун: [сборник]Мишурный город / Рэй Брэдбери; перевод с английского А. Оганяна. — 2022(Pocketbook)
  6. Брэдбери, Рэй. Вождение вслепую: [сборник рассказов] / Рэй Брэдбери; перевод с английского Е. Петровой. — 2022(Pocket book)(Pocket modern)
  7. Брэдбери, Рэй. Надвигается беда / Рэй Брэдбери; [перевод с английского Н. Григорьевой, В. Грушецкого]. — 2022(Всемирная литература (с картинкой))
  8. Брэдбери, Рэй. Лекарство от меланхолии: рассказы / Рэй Брэдбери; перевод с английского Арама Оганяна. — 2022
  9. Брэдбери, Рэй. Кошкина пижама / Рэй Брэдбери; перевод с английского Ольги Акимовой. — 2022(Яркие страницы)