23 июня 1889 года родилась русская поэтесса Серебряного века, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века Анна Андреевна Ахматова.
Имя Анны Ахматовой крепко связано с историей всей отечественной литературы. Она внесла большой вклад в развитие русской поэзии: сборники стихов, поэмы, драмы, автобиографии, мемуары и историко-литературные очерки — ее творческое наследие трудно переоценить.
Анна Ахматова, бесспорно, была одаренным поэтом: даже через столетие её стихи всё так же актуальны, их читают, переписывают, заучивают наизусть. Свой поэтический путь она начала еще в дореволюционный период, а окончила она его уже в советские годы. Поэзии Ахматовой всегда были присущи смелость мысли и правдивость поэтического слова, в ее стихах отразилась жизнь ее сердца и ума.
В настоящий сборник вошли стихотворения из книги «Бег времени», не входившие в книги стихотворения 1941-1966 годов и поэмы «Реквием», «Путем всея земли» («Китежанка») и «Поэма без Героя». Тексты сверены по автографам, хранящимся в государственных архивах и частных собраниях, а также по первым публикациям в периодической печати. Сохранены особенности авторской орфографии, пунктуация подлинников, соблюдается по возможности вид записи произведений. Том снабжен предисловием и примечаниями, подготовленными Н. И. Крайневой.
Ахматова, Анна Андреевна. «Я зажгла заветные свечи…» . — Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус,2020. — 397 с. (в пер.).
В этот сборник вошли лучшие образцы творчества Ахматовой – от ранних акмеистических стихотворений из сборников «Вечер», «Четки» и «Белая стая» до поздних стихов, а также знаменитая «Поэма без героя». Любовь и одиночество, трагедия художника, разделившего страшную судьбу своей страны и философские размышления, переосмысление событий истории и своеобразный диалог с прошлым – вот основные темы этих стихотворений, отмеченных красотой и благородным изяществом.
Ахматова, Анна Андреевна . Бег времени . — Москва : АСТ, 2020. – 318 с. (в пер.).
Бродский и Ахматова — знаковые имена в истории русской поэзии. В нобелевской лекции Бродский назвал Ахматову одним из «источников света», которому он обязан своей поэтической судьбой. Встречи с Ахматовой и ее стихами связывали Бродского с поэтической традицией Серебряного века. Петербургский филолог Денис Ахапкин рассматривает в своей книге эпизоды жизни и творчества двух поэтов, показывая глубинную взаимосвязь между двумя поэтическими системами. Жизненные события причудливо преломляются сквозь призму поэтических строк, становясь фактами уже не просто биографии, а литературной.
Ахапкин, Денис Николаевич. Иосиф Бродский и Анна Ахматова : [в глухонемой вселенной] / Денис Ахапкин. — Москва : АСТ, 2021. — 286 с. (в пер.).
Париж, 1910 год. Кафе на Монмартре. Здесь собирались и горячо спорили об искусстве те, кто потом составит славу мировой литературы и живописи. Здесь впервые встретились юная Анна Ахматова и Амедео Модильяни. Здесь начался их роман. Роман необычных людей — она красавица с гордым профилем, которая не сомневается, что станет известным поэтом. Он — молодой, порывистый художник, чья жизнь уже отдана искусству. Волнующая история любви двух гениальных личностей. Возможно, не все детали достоверны. Но как же хочется верить, что все это было на самом деле. «Не говорить о любви с тем, кто ее дарит, — идеальная тактика для того, кто боится разочарований».
Барийе, Элизабет. Ахматова и Модильяни. Предчувствие любви. — Москва : Эксмо, 2019. — 186 с.
Книга Ольги Черненьковой рассказывает о жизни двух величайших поэтов Серебряного века — Анне Ахматовой и Николае Гумилеве. Вы узнаете о сложной истории их взаимоотношений, которая развивалась на фоне происходившей в стране драмы. Два поэта, две личности, соединившиеся в браке, — случай уникальный. Они говорят на одном языке, они понимают и чувствуют друг друга, эта связь превыше всего земного и обыденного. Но трагедия расставания неизбежна. Воин и дева, как назвала их в своем стихотворении Анна Ахматова, не смогут ужиться вместе, не сумеют справиться с ревностью, оправдать ожидания друг друга. Автор детально описывает удивительные судьбы двух выдающихся русских поэтов, литературный мир Петербурга и события того беспокойного времени
Черненькова, Ольга. Воин и дева. Мир Николая Гумилева и Анны Ахматовой. — Москва : Альпина нон-фикши, 2018. – 347 с.(в пер.).
Выдающаяся актриса Алла Демидова, не раз исполнявшая произведения Анны Ахматовой со сцены, однажды решила исследовать тайнопись одного из самых загадочных произведений русской литературы — «Поэмы без героя». В ней зашифрованы имена и события, не зная о которых, читатель вряд ли сумеет проникнуть в глубину текста и понять его истинный смысл. Какие люди скрываются за вымышленными именами персонажей, каковы их отношения, как связаны описываемые события с подлинными историческими явлениями — на эти вопросы А. Демидова дает свой ответ. Актриса признается, что «просеяла через себя» письма, стихи, дневниковые записи, мемуарную прозу поэта, воспоминания его современников.
Демидова, Алла Сергеевна. Ахматовские зеркала. — Москва : АСТ : Времена, 2020. – 366 с. (в пер.).
Книга «Я живая. Мне больно» открывает читателю, потаённый мир великой поэтессы Анны Ахматовой. Всю жизнь она вела записи только для себя, но не оставляла мечты когда-нибудь из этих черновых набросков создать мемуары о XX веке и тяжелых испытаниях, которые она прошла вместе с русским народом. Новая власть, установившаяся в России в 1917-м году, жестоко наказывала деятелей науки и культуры, не отозвавшихся на призывы служить призрачным коммунистическим идеалам всеобщего благоденствия. Инакомыслящие последовательно уничтожались физически или морально. Дважды она становилась мишенью карательных постановлений ЦК – в 1925 и 1946-м. Ее поэзию называли пустой, безыдейной и чуждой советскому народу. Трагически прерывались попытки создать семью: одного за другим репрессировали ее мужей, дважды в лагерь отправляли сына Льва, все-таки ставшего выдающимся ученым-востоковедом…Но вопреки всему, поэтесса жила и творила, а о ее переживаниях расскажут тексты, собранные в этой книге.
Ахматова, Анна Андреевна. Я живая. Мне больно. — Москва : АСТ, 2019. — 237 с. (в пер.).