Арт-час «Законы искусства»

Он выбрал карьеру живописца достаточно поздно — в тридцать лет.
Стал известным авангардистом и одним из основоположников беспредметного искусства.
Его полотна — одни из самых дорогих картин русских художников.
Сегодня, 16 декабря, мы отмечаем 155-летие Василия Васильевича Кандинского.

Давайте, дорогие друзья, прежде всего, посмотрим работы прославленного русского художника.

Родившийся в обеспеченной семье, с богатыми культурными традициями, Кандинский получил великолепное образование — родители видели своего наследника блестящим юристом. Но в 30 лет он почувствовал, что должен искать себя в живописи и отправился в Германию, славящуюся своими художественными школами.

Изучая композицию, особенности живописи и графики, Кандинский не раз сталкивался с непониманием учителей, которые находили его цветовые решения слишком яркими, а компоновку картин излишне вольной.

Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром притяжения всего интеллектуального, неспокойного, ищущего, что было в мире искусства того времени. Так, уже в 1901 году он основывает в Мюнхене художественное объединение «Фаланга» и организует при нём школу, в которой сам же и преподаёт. За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок, состоящих в «Фаланге» живописцев. В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими художниками, основывает «Новое объединение художников, Мюнхен» и берёт на себя председательство. Кредо общества: «Каждый из участников не только знает, как сказать, но знает и что сказать».

С 1900 года Кандинский участвует в выставках Московского товарищества художников, а в 1910 и 1912 годах — в выставках художественного объединения «Бубновый валет». Также, он публикует художественно-критические «Письма из Мюнхена» в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909). В 1911 году Кандинский вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовывает группу «Синий всадник».

«Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы, — писал исследователь творчества художника Мишель Кониль Лакост, —как известно, лишь немногим художникам бывает дано одновременно проявлять оригинальность в форме и в содержании. Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения. Хотя «Вечеру» (1904-1905) нельзя отказать в своеобразии, однако, трудно себе представить, что создал её тот самый художник, который через пять-шесть лет произведёт на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском! Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год — от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но всё ещё верных наблюдениям натуры, как «Дома в Мурнау на Обермаркт» (1908), до хаотического этюда под названием «Ущелье» (1914) и беспокойных композиций в серии панно «Времена года» в музее Гуггенхейма («Осень»). Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в ещё вполне предметных «Крестоносцах» (1903) и в такой абстрактной работе, как «Композиция VII», 1913, несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там — раскрепощённое движение».

«Синий всадник», 1903

«Синий всадник», написанный им в 1903 году, отражает пограничное состояние художника. Картина представляет собой переход от реализма к новому направлению в живописи и, можно сказать, открывает цикл абстрактных работ Кандинского. Художник не рисовал, а «думал» на холсте: его полотна — отражение мыслей. Ярких, как это бывает у всех неординарных личностей, и кажущихся хаотичными, как это свойственно работам гениям.

Живопись Кандинского последних лет Баухауса пронизана лёгкостью и странным юмором, которые вновь проявятся в его поздних парижских работах. К ним, например, можно отнести картину «Причудливое», навевающую космически — египетские ассоциации и наполненную сказочными символическими образами в духе Пауля Клее, художника, с которым Кандинский дружен в эти годы. Около 1931 года разворачивается масштабная кампания национал-социалистов против Баухауса, которая приводит к его закрытию в 1932 году. Кандинский с женой эмигрируют во Францию, где селятся в новом доме в парижском предместье Нейи-сюр-Сен. Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. Многие из них были, к сожалению, утрачены после того, как нацисты объявили живопись Кандинского и многих других художников «дегенеративной».

«Причудливое», 1930

Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. Причины тому — её обособленность от иностранных коллег и отсутствие признания абстрактной живописи как таковой. В результате художник живёт и работает уединенно, ограничиваясь общением лишь со старыми друзьями. В это время происходит последнее преобразование его живописной системы. Теперь Кандинский не использует сочетания основных цветов, а работает с неяркими, рафинированными, тончайшими цветовыми нюансами. Одновременно, он дополняет и усложняет репертуар форм: на первый план выходят новые, биоморфные элементы, которые непринужденно чувствуют себя в пространстве картины, словно плавая по всей поверхности холста. Картины Кандинского этого периода далеки от ощущения «холодной романтики», в них кипит и бурлит жизнь. Сам художник назвал этот период творчества «поистине живописной сказкой».

В последующие военные годы из-за нехватки материалов форматы картин становятся все меньше, вплоть до того момента, когда художник вынужден довольствоваться работой гуашью на картонах небольшого формата. И вновь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства. И вновь развивает и совершенствует свою теоретическую базу: «Абстрактное искусство создаёт рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с «действительностью». Внутри он подчиняется общим законам «космического мира». Так, рядом с «миром природы» появляется новый «мир искусства» — очень реальный, конкретный мир. Поэтому, я предпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством».  Кандинский до самого конца не усомнился в своём «внутреннем мире», мире образов, где абстракция не была самоцелью.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ХУДОЖНИКЕ

«Цвет — это клавиши, глаз — молоточек, душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством той или иной клавиши целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу» — говорил Кандинский.

Учёные нашли объяснение того, почему картины Василия Кандинского производят впечатление не на всех зрителей. Нейрофизиологи убеждены: картины Кандинского затронут того, у кого созерцание порождаёт и звуковые ассоциации. Синестетов, то есть людей, способных «видеть звуки» и «слышать живопись», насчитывается сегодня, по данным исследователей, не более 250 млн. человек. Однако, учёные выяснили, что в первые месяцы жизни все мы синестеты. «Мы уверены: Кандинский взывал к слуховому восприятию, хотя не знаем, был ли он сам синестетом», – заявил на конференции британских нейробиологов доктор Джейми Уорд. По его словам, лишь 1–2% из нас могут считать себя синестетами, но каждый человек подсознательно склонен связывать музыку и живопись и воспринимать их слитно, а не раздельно.

Как сообщает Газета.Ru, чтобы проверить свою теорию, доктор Уорд поставил серию экспериментов, в которых шести синестетам предлагалось описать своё видение музыки, исполняемой Новым Лондонским оркестром. Другая контрольная группа состояла из шести нормальных людей.


Художник-аниматор Сэм Мур создал для них динамические изображения, связанные с проигрываемой музыкой. Эти фильмы – как знаменитая «Фантазия» Уолта Диснея – комбинировали музыку и рисованные образы. После эксперимента с контрольными группами фильмы продемонстрировали посетителям Музея науки в Лондоне, попросив отобрать изо всех изображений те, которые лучше всего соответствуют музыке.


Подавляющее большинство выбрали именно те изображения, на которые обратили свой благосклонный взгляд синестеты.


А теперь мы хотим предложить вам довольно трудное — в данном случае — задание. Собрать одну из абстрактных картин художника. Попробуйте, это интересно!

Эта картина написана под влиянием музыки. Визуальные элементы пропорциональны музыкальным составляющим идеальной симфонии. Кандинский полагал, что это и есть секрет истинной живописи. Она написана в 1939 году и называется «Композиция Х»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!