Очаровательный и несносный, сентиментальный и вспыльчивый, всеобщий любимец и по большому счету очень одинокий человек — он был загадкой даже для своих современников: одни называли Дягилева выскочкой и прохвостом, а другие – «крестоносцем красоты».
В этом году мы отмечаем 150-летие выдающегося русского театрального и художественного деятеля.
На фото – с Игорем Стравинским.
Композитор так отзывался о Дягилеве:
«У него было какое-то исключительное чутьё, необыкновенный дар мгновенно распознавать всё, что свежо и ново, и, не вдаваясь в рассуждения, увлекаться этою новизной».
Именно так случилось и со Стравинским: Сергей Павлович «мгновенно распознал» и «увлёкся» музыкой молодого композитора.
На Сергея Дягилева сильно повлиял Андерс Цорн. Готовя выставку скандинавских художников, Дягилев посетил дом художника в шведской провинции Мура. Цорн — большая знаменитость по обе стороны Атлантики, один из самых высокооплачиваемых портретистов своего времени — сам занимался перестройкой своей усадьбы. Взмокший, в крестьянском костюме из темного грубого сукна, Андерс носился по Цорнгордену с молотком, лично делал эскизы для каждой двери, раздавал рабочим указания. А после, переодевшись в изысканное английское платье, превращался в джентльмена, которого Дягилев привык видеть в парижских салонах или галерее Уффици. Энергичная деятельная натура Цорна произвела на Дягилева большое впечатление. С тех пор, чем бы он ни занимался, контролировал всё лично, и никогда не боялся запачкать манжеты.
Дягилев не умел проигрывать. Он был честолюбив, азартен, принимал всякий вызов. Дискуссия о высоком искусстве, теннисный матч, разногласия с деловыми партнерами или пустяковое шуточное пари — ему было всё равно, в чём состязаться. Двоюродная племянница Дягилева — Зинаида Каменецкая — вспоминала, как, приезжая в усадьбу Философовых в Богдановском, Сергей Павлович соревновался с «аборигенами» в собирании грибов. Долгое время ему не было равных. Потом кто-то выяснил, что Дягилев «скупал грибы у баб».
У Дягилева было прозвище «шиншилла». Точнее сказать, «шеншеля» — так на французский манер его прозвали артистки Императорских театров, где Сергей Павлович некоторое время служил чиновником по особым поручениям. Прозвище это он получил за свою знаменитую седую прядь в волосах. Балеринам «шеншеля» по большей части нравился. А недоброжелатели (которых у Дягилева всегда было достаточно) утверждали, что он красит прядь, чтобы казаться солиднее.
Дягилев не любил ни читать, ни писать. Когда он начал публиковать свои первые статьи об искусстве, близкие были поражены: по общему мнению, получалось блестяще. Это было удивительно, поскольку даже необходимость написать дружеское письмо повергала Дягилева в уныние. Будучи редактором журнала «Мир искусства», он просил своего кузена Дмитрия Философова пересказывать ему содержание статей. И даже модный роман, который обсуждал весь Санкт-Петербург, обычно вызывал у Дягилева зевоту.
Сергей Дягилев был человеком ревнивым и вспыльчивым. Особенно сильно он ревновал своих партнеров к женщинам, которых откровенно недолюбливал. После того как Вацлав Нижинский (фаворит Дягилева и любимец всей Европы) женился в 1913 году на венгерской аристократке Ромоле Пульски, Дягилев выгнал его из труппы без объяснения причин. В 21-м история повторилась: Дягилев прогнал своего ведущего танцовщика и хореографа Леонида Мясина после его женитьбы на Вере Савиной.
Однажды Дягилев застал своего кузена (и первого сексуального партнера) Дмитрия Философова в обществе Зинаиды Гиппиус, и бросился на него с кулаками. Инцидент произошел в ресторане — только усилиями нескольких официантов крупного физически сильного Дягилева удалось утихомирить.
Впрочем, вспышки гнева у Сергея Павловича случались не только на романтической почве.
Когда Дягилев был редактором журнала «Мир искусства», он постоянно подвергался нападкам критиков — пуще других старался некий Виктор Буренин, журналист газеты «Новое время». Дягилев не стал вступать в полемику на страницах журнала. Он пришёл к Буренину домой, позвонил в дверь и отхлестал оппонента по физиономии своим увесистым цилиндром.
Дягилев сам объяснял причины своей гомосексуальности. В семнадцать он, по совету отца, сошёлся с «очень хорошей девушкой». Разумеется, он был влюблён. Впрочем, хорошая девушка не только не ответила ему взаимностью, но и наградила нехорошим венерическим заболеванием. Этот эпизод внушил впечатлительному Дягилеву «стойкое отвращение к женскому телу». Сергей Павлович рассказывал о полученной в юношестве душевной травме своему любовнику — танцовщику Сержу Лифарю. После смерти импресарио тот упомянул о ней в своей книге «С Дягилевым».
На фото: Протеже Дягилева танцовщик Серж Лифарь.
В жизни Дягилева была лишь одна женщина, которая (по его же словам) могла бы стать его женой. Это была Мизия Серт — пианистка, светская львица, красавица, которую в прессе называли «королевой Парижа». Её писали Тулуз-Лотрек, Боннар и Ренуар, ей посвящали стихи Верлен и Малларме. Мизия, с первого же «Русского сезона» очарованная Дягилевым и его постановками, стала для него покровительницей, компаньоном и другом. Она помогала ему деньгами и советами, она знакомила его с нужными людьми, когда Дягилев был при смерти, она сидела у изголовья его постели.
Дягилев славился своей галантностью, его высказывание, конечно, было своеобразным комплиментом. При всей своей азартности, Сергей Павлович так крупно не рисковал — в период их близкого знакомства Мизия уже была замужем за художником Хосе Сертом.
Дягилев поднял в Европе престиж русского балета на недосягаемую высоту. Играя на чужом поле — в Париже — он сотворил чудо: убедил французов, считающих это искусство своим изобретением, что правильный балет — русский балет. Чтобы соответствовать невероятно популярному брэнду, иностранцы, танцевавшие в труппе Дягилева, брали себе русские псевдонимы. Так, например, английские артисты Патрик Хили-Кей и Хильда Маннингс превратились в Антона Долина и Лидию Соколову.
В 1923 году, на волне общеевропейской моды на всё русское, Елизавета Боуз-Лайон — герцогиня Йоркская и будущая королева Британской империи — выходила замуж в платье, обыгрывающем русские фольклорные мотивы. До дягилевских сезонов что-то подобное было невозможно даже представить.
На фото: Елизавета и принц Альберт в день свадьбы. 1923 г.
Сергей Дягилев был суеверным и мнительным человеком. Однажды дети Александра Бенуа заболели скарлатиной, и Дягилев, звонивший другу по телефону, просил его «говорить мимо трубки», чтобы «зараза не перешла по проводам».
Ещё в юности цыганка нагадала ему «смерть на воде», и он всю жизнь относился к воде с опаской. Во время путешествия в Америку Дягилев сидел на палубе, привязанный к шезлонгу ремнями и пил виски все 10 дней плавания. В определенном смысле пророчество сбылось: Дягилев не утонул, но умер в Венеции, окружённый водой со всех сторон.
Дягилев не был бизнесменом. Он не зарабатывал денег ни выставками, ни балетными сезонами, все его предприятия держались на плаву за счёт меценатов и инвесторов. Его потребности были скромными, учитывая его славу в Европе и размах его постановок. Дягилев бывал вполне счастлив, если после всех расчетов у него оставалось достаточно денег, чтобы в конце сезона съездить в любимую Венецию.
На фото: Дягилев, его знаменитое пальто и Леонид Мясин.
Серж Лифарь писал в своей книге: «Он тратил миллионы и миллионы на своих артистов и практически ничего на себя. У него было два костюма, один серый и один синий, пиджак для приёмов, полный вечерний комплект, летнее пальто и тяжёлое зимнее пальто, изъеденное молью. Вот то, что он называл своим багажом, богатством, заработанным за жизнь, и умер он бедняком».
Предлагаем вам, друзья, посмотреть документальный фильм «Париж Сергея Дягилева»
Рекомендуем вам к прочтению книгу нашего фонда серии «ЖЗЛ» – «Сергей Дягилев»
Книга О. П. Брезгина позволяет проследить жизнь и творческую деятельность Сергея Павловича Дягилева в контексте истории и культуры конца 19 — начала 20 вв. В книге показаны основные этапы жизни и творческой деятельности — жизнь в Перми и Санкт-Петербурге, деятельность журнала «Мир искусства», выставочная деятельность, работа в дирекции Императорских театров, и конечно же знаменитые Русские сезоны и русский балеты С. Дягилева. Автор опирается как на архивные, так и на печатные источники, в том числе на недавно найденные архивные документы, обильно цитирует печатную прессу, освещавшую основные вехи деятельности С. Дягилева.
Личность и творчество С. Дягилева показаны через призму воспоминаний, записок, дневниковых записей как близких ему людей (начиная с его мачехи Е. Панаевой и заканчивая работавших с ним художников, артистов, балетмейстеров), так и деятелей культуры, встречи которых с С. Дягилевым носили эпизодический характер. Книга написана легко и увлекательно, и может быть интересна как тем, кто уже знаком с литературой о С. П. Дягилеве, так и тем кто впервые знакомится с этим удивительным человеком.
Брезгин, Олег Петрович. Сергей Дягилев / Олег Брезгин. — Москва : Молодая гвардия, 2016. — 638, [1] с., [16] л. ил., портр. : факс. ; 21 см. — (Жизнь замечательных людей : серия биографий / основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в 1933 году М. Горьким ; вып. 1797 (1597).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!