Анатолий Владимирович Софронов – русский солдат – шёл военными тропами и смотрел влюбленно на русские цветы, травы, деревья родной земли.
Всё творчество Софронова – это гимн русскому человеку, русскому лесу, как символу единства и мужества русского народа.
Щедрая талантами донская земля по — разному вошла в судьбу и творчество многих писателей русской литературы. Для одних она была родиной, для других открыла путь в литературу. Но для всех навсегда стала дорогой память сердца, неиссякаемым и вдохновляющим источником творчества.
Литература Дона имеет свою интересную историю. На донской земле жили и работали писатели: А.Чехов, К. Станюкович… С историей Ростовской писательской организацией тесно связаны творческие биографии М.Горького, В. Маяковского, А. Серафимовича, С. Есенина.
Свою литературную биографию начинали в Ростове-на-Дону Вера Панова, Сергей Михалков, Анатолий Софронов.
Тихий Дон, лазоревая степь, родная земля…
Для многих деятелей отечественной культуры эти слова всегда отзывались в самом сердце.
Мудрецы утверждали: «Истинное искусство – это остановленное мгновение жизни». И эти мгновения пропущены через глаза и душу, запечатлены в стихах и прозе.
Сегодня мы поговорим об Анатолии Владимировиче Софронове.
Его талант имел завидную многогранность: русский советский поэт, писатель, драматург и публицист, общественный деятель, главный редактор журнала «Огонёк».
Анатолий Владимирович Софронов родился 19 января 1911 года в Минске (Белоруссия) в семье служащего, донского казака по происхождению.
Детство и юность прошли в Сибири, в станице Усть — Медведицкой (ныне город Серафимович), Новочеркасске.
В 1921 году семья будущего поэта переехала в Ростов-на-Дону.
В 13 лет вступил в пионерскую организацию и в том же году – в комсомол, был звеньевым, вожатым пионерского отряда. Писал для живой газеты частушки, театрализованные статьи, сценки.
Его отец был из потомственной семьи юристов. Служил в белой армии. Потом — старшим военным следователем Северо — Кавказского военного округа. Но в 1926 году его арестовали и расстреляли.
Анатолию пришлось бросить школу и пойти работать, дабы помогать матери.
Трагические события Гражданской войны, свидетелем которых ему довелось быть, нашли отражения в его стихотворениях и поэмах «Медвежье ухо», «Седло», «Посвящение Дону», романе в стихах «В глубь времени».
В 1929 году Софронов через биржу труда попал на завод «Ростсельмаш», где проработал пять лет фрезеровщиком и слесарем.
О САМОМ ГЛАВНОМ
Если день открывает рассвет
И трамвайным рассыпался громом,
Если запад от солнца ослеп —
Ровно в шесть выходи из дому.
Ночь ушла. Мостовые свежи…
И качаясь автобусным креном,
Снова мускулы в узел свяжи,
Чтоб к тискам подойти под сирену.
Молоток мой в руке загудит,
Замелькает в незримом прицеле.
Это значит, что я и ты
На заводе в порывистом деле.
Это значит, что так до гудка,
О деталях стальных беспокоясь,
Будет бить и моя рука
Молотком в мастерской Сельмашстроя.
Сельмашстрой! Он такой большой,
Что, пожалуй, в строках не уложишь,
Оттого, что большой — хорошо
Будет полю и людям тоже.
Мы в бригаде. Бригада — одно.
В блеск зубила заточены славно,
И поют молотки давно
Об ударном и самом главном.
А когда прокричат гудки,
Звуки в воздух умчатся резво —
Отдохнут до утра тиски,
Чтобы завтра кусать железо.
На Ростсельмаше Софронов был сотрудником заводской многотиражки, одним из организаторов комсомольской агитбригады, писал самодеятельные пьесы, рифмованные лозунги, сатирические плакаты, очерки о людях завода. Первые стихи Софронова, опубликованные в журнале «На подъёме» (1930), были высоко оценены Максимом Горьким, приезжавшим на «Ростсельмаш».
Был делегатом I Съезда Союза писателей СССР (1934) от рабочего объединения ростсельмашевцев, тогда же вышел первый его сборник «Солнечные дни».
В 1936 он был принят в Союз Писателей.
Затем учился на литературном факультете Ростовского педагогического института, где заведующим кафедрой русской литературы был Виталий Закруткин, окончив его в 1937 году.
Из воспоминаний А. Закруткина: «…Стройный голубоглазый студент стоит перед строгими профессорами и обстоятельно, глубоко анализирует творчество одного из русских поэтов – Василия Андреевича Жуковского. По общему убеждению, экзаменаторов, румяный улыбчивый студент отлично знает, о чем говорит, и судя по всему, сам не чужд поэзии, сам безукоризненно талантлив…»
После окончания института Анатолий Владимирович был лектором, ездил по станицам Дона и Кубани, встречался с М.А. Шолоховым. Тема его стихов – природа и история донского края, возрождение казачества.
Анатолий Владимирович написал цикл стихов о Карадаге и об Абхазии. Они вошли в сборники «Мы продолжаем песню» (1936), «Над Доном-рекой» (1938), «Сторона донская» (1940).
В соавторстве с композиторами Семёном Заславским, Сигизмундом Кацем и другими написал песни «Как у дуба старого», «Шелюга», «Тучи серые, косматые», «Ой, на зоре, зореньке», «Казачья бурка».
Написал стихи нескольких песен и романсов для Вадима Козина. Автор либретто оперетт С. Заславского «Соловьиный сад» и «Искатели сокровищ» (особую известность получил дуэт «Цветут сады зелёные»).
КАК У ДУБА СТАРОГО
Как у дуба старого, над лесной криницею.
Кони бьют копытами, гривой шелестя…
Ехали мы, ехали селами, станицами
По-над тихим Доном, по донским степям.
Пел в садах малиновых соловей-соловушка,
Да шумели листьями в рощах тополя…
Поднималось солнышко, молодое солнышко,
Нас встречали девушки песней на полях.
Эх ты, степь широкая, житница колхозная,
Край родимый, радостный, хорошо в нем жить,
Едем мы, казаченьки, едем, краснозвездные,
В конницу Буденного едем мы служить.
Как приедем, скажем мы боевому маршалу:
«Мы пришли, чтоб Родину нашу защищать.
Ни земли, ни травушки, ни простора нашего
Иноземным ворогам в жизни не видать».
Кони бьют копытами над лесной криницею,
Поседлали конники боевых коней…
Ехали мы, ехали селами, станицами
По-над тихим Доном, в даль родных степей
Но первому литературному взлету помешала война. В первые дни он вместе с товарищами по Ростовскому союзу писателей работал в газете «К победе!».
Анатолий Софронов принадлежит к числу тех советских писателей, которые при первых же раскатах войны, не ожидая повесток из райвоенкоматов, сами являлись на призывные пункты.
Анатолий Владимирович Софронов начинал свой фронтовой путь в редакции 19-й армии, оборонявшей дальние подступы к Москве на смоленском направлении. Естественно, что это было главное направление войны, там сразу же развернулись ожесточенные сражения: враг рвался к столице. И в первые же месяцы боев в 19-й армии погибли многие из ростовских товарищей Анатолия Софронова. Был среди них и тот самый Александр Бусыгин, друг Шолохова и Фадеева, чудесный пулеметчик с броненосца времен гражданской войны, который и теперь, в минуту опасности, первым бросился к пулемету да так и погиб за его щитком, расстреляв до конца ленту. Это о нем потом вспомнит Софронов:
«Мы тихого Дона, родимого Дона, и в жизни, и в смерти сыны».
После, приезжая из Москвы на фронт в Донской кавалерийский корпус уже в качестве военного корреспондента «Известий», он еще не раз будет и привозить туда, и увозить от казаков, новые песни и стихи.
Над терской степью шли туманы,
В долине Терек рокотал,
Нас вел товарищ Селиванов,
Казачий славный генерал.
Все, все связано: прошлое с настоящим, а синева донского впадает в синеву подмосковного неба. И в разлуке любовь к родному краю еще острее. Это она, донская синева, просвечивает и в потемневших от боли глазах России.
СТЕПЬ
Родная степь: ковыль, да жито,
Да полынок в степи седой, —
Ты перед нами так открыта,
Как мы открыты пред тобой
Твои яры да перекаты,
Да нитки серые дорог
Степные воины-солдаты
Узнали вдоль и поперек
И если суслик в поле свистнет,
Лиса метнется за бугром
И над тобой орел повиснет, —
Язык степной для нас знаком.
Мы пили летнюю прохладу
Твоих ночей, твоей земли;
На ложе жесткого приклада
Мы час-другой поспать могли.
Ты приучила нас к победам, —-
Родные земли нас зовут,
И за орудиями следом
С рассветом пахари идут.
Но вот оно и возвращение домой, правда, еще не на Дон, а на Терек и на Кубань. Из госпиталя поэт приезжает туда с удостоверением военного корреспондента «Известий» в дни, когда началось наше зимнее наступление 1942 года.
Но Дон еще не освобожден, он еще впереди. В те дни были написаны и строки о всаднике, проезжающем по знакомой и все же неузнаваемой улице («нет ни заборов, ни ворот»), и стихотворение «Казаки за бугром», в котором явственно слышится гром возмездия, нависающего над головами врагов. Из кубанских плавней возвращаются жители в испепеленный хутор, носящий бессмертное имя «Русский». И наконец-то поэт вправе произнести вслух давно уже томившие его слова:
«Здравствуй, Дон!»
От далеких карпатских отрогов,
От широких венгерских долин,
По полям, по лесам, по дорогам
Слышен голос знакомый один.
В этом голосе слово привета,
Слово верной, сыновней любви
Казаков, обошедших полсвета,
Не склонивших знамена свои.
Здравствуй, Дон, наш родной Дон Иваныч,
Ты казачьего войска отец,
Здравствуй, тихий соленый наш Маныч,
Здравствуй, отрок казачий — Донец!
Мы рубились в сраженьях опасных,
Не роняли казачьих клинков,
И мелькали, как пламя, лампасы
Среди улиц чужих, городов.
Мы твою возвеличили славу,
Дон Иваныч, отец наш родной,
За тебя отомстили по праву,
Край наш светлый, широкий, степной.
Мы отмыли водой ключевою
Кровь фашистскую с острых клинков
И готовим в дорогу с собою
Рыжебоких своих дончаков.
…Слышит Дон, это слово привета,
И студеной волною журчит,
И от радости, солнца и света
В днища старых баркасов стучит.
Шелестит поутру камышами
В необъятных владеньях своих
Да играет волной с голышами
На песчаных откосах крутых.
А над ним, если выйти на берег
Да на степь золотую взглянуть,
Не узнать, не понять, не поверить —
Колос вышел, поднялся по грудь.
Все пройдя, все узнав, все изведав,
Через смерть, через дым, через кровь
Урожаем счастливой победы
Дон наполнен до самых краев.
Шум работ не смолкает и на ночь
Над широкой казачьей рекой.
Ой ты, Дон, наш родной Дон Иваныч
Тихий Дон наш, отец дорогой.
Наиболее значительные произведения военных лет Софронова – песни: «Шумел сурово брянский лес», «Голубое донышко», «Споём, товарищи!», «У самого синего моря» и многие другие.
Звучит запись песни «Шумел сурово брянский лес»
С. А. Кац — А.В. Софронов. Исполняет Георгий Абрамов
Из воспоминаний Анатолия Калинина: «…Я уже не помню, в какое время года летал Анатолий Софронов к партизанам Брянщины, но теперь мне почему-то кажется, что и тогда, когда его сердце внимало шуму Брянского леса, падал густой беззвучный снег. Только чуткому сердцу и дано было услышать сквозь этот суровый шум и белую тишину «как шли тропою партизаны».
Софронов всегда помнил и чтил город своего детства и юности. В 1942 году написал стихи «Мы жили в этом городе…», которые стали песней и гимном Ростова. Поэт говорил: «Донская земля дала мне крылья для полета. «Родной Ростов» был и навсегда останется для меня тем большим университетом жизни, за окончание которого хотя и не вручают диплом, но который для меня стал самой высшей формой образования».
М. И. Блантер — А.В. Софронов. Исполняет КаППСА.
Как можно жить, не зная точно,
Откуда ты и кто ты сам?
Кому обязан каждой строчкой,
Каким высоким парусам?
Кому ты твердостью обязан?
Откуда в люди вышел ты?
Кто в жизни дал тебе наказом
Не разводимые мосты,
Соединившие навеки
Тебя с отцовскою землей?
Откуда ты считаешь вехи
Дороги долгой и крутой?!
И не ищите, не ищите
Меня в какой стране другой:
Нуждаясь в ласке и защите,
Я возвращаюсь в край родной.
И вот дышу, дышу, вдыхая
Дымок рыбачий над костром,
Смотря, как пламя полыхает
Под искрометным ветерком.
Нет, не ищите, не ищите, —
Я сам всегда сюда иду,
Донской земли старинный житель,
Без этих зорь я пропаду!
Пусть опадает клен багряно,
Теряя листья на ветру…
Осенней ночью ноют раны,
Лишь затихая поутру.
Когда кричат разноголосо,
Росой умывшись петухи,
Опять рождаются без спроса,
Без принуждения стихи.
Анатолий Владимирович написал около 50 пьес. Двенадцать пьес были поставлены в Ростовском драматическом театре имени Максима Горького: «Московский характер» (1948 г.), «В одном городе» (1950 г.), «Сердце не прощает» (1955 г.), «Миллион за улыбку» (1960 г.), «Берегите живых сыновей» (1963 г.), «Судьба-индейка» (1964 г.), «Эмигранты» (1968 г.), «Наследство» (1971 г.), «Ураган» (1973 г.), «Власть» (1976 г.), «Странный доктор» (1979 г.), «Любовь моя, Павлина» (1984 г.) и другие.
По пьесам Софронова были поставлены фильмы «Сердце не прощает», «Стряпуха», «Расплата», «Летние сны», «Ураган», «Наследство», телеспектакли «Старым казачьим способом», «Операция на сердце», «Миллион за улыбку», С. Заславским написана оперетта «Милый, странный доктор» (1974), Г. Пономаренко – «Старым казачьим способом (1980).
Многие песни из пьес Софронова и кинофильмов по его сценариям приобрели известность. Среди них «Склонилась ивушка», «Запели песни, заиграли. Наибольшую известность из послевоенных песен Софронова получила «Ах, эта красная рябина» В.И. Кладницкий- А. В. Софронов. Исполняет Лидия Кондратьева
За плечами поэта уже остались и дороги войны, и послевоенные дороги, часто обозначенные в его стихах не только адресами нашей страны, но и адресами других стран. Но все также на его стихах как бы лежит отблеск донского бессмертника и полынка.
Откуда Дон берет начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края? —
Спрашивал поэт и сам же отвечал на этот вопрос в картинах и образах родной донской природы, казачьей народной жизни. Живые краски этой ни с чем не сравнимой природы и жизни скорее всего могли так отпечататься в памяти и в сердце поэта еще тогда, когда он и сам жил в станице Усть-Медведицкой, а потом в городе Новочеркасске среди казаков. И как влюбленное в Дон сердце ревниво бережет любовь к родной земле для того, чтобы поделиться ею с другими:
По затуманенным низинам
Гуляют цапли на песке,
И черноталовой лозиной
Их ноги кажутся в реке.
БЕССМЕРТНИК
Спустился на степь предвечерний покой,
Багряное солнце над тучами меркнет…
Растет на кургане над Доном-рекой
Суровый цветок — бессмертник.
Как будто из меди его лепестки
И стебель свинцового цвета…
Стоит на кургане у самой реки
Цветок, не сгибаемый ветром.
С ним рядом на гребне кургана лежит
Казак молодой, белозубый,
И кровь его темною струйкой бежит
Со лба на холодные губы.
Хотел ухватиться на сизый ковыль
Казак перед самою смертью,
Да все было смято, развеяно в пыль,
Один лишь остался бессмертник.
С ним рядом казак на полоске земли
С разбитым лежит пулеметом;
И он не ушел, и они не ушли —
Полроты фашистской пехоты.
Чтоб смерть мог казак молодой пережить
И в памяти вечной был светел,
Остался бессмертник его сторожить —
Суровой победы свидетель.
Как будто из меди его лепестки
И стебель свинцового цвета…
Стоит па кургане у самой реки
Цветок, не сгибаемый ветром.
Где бы поэт ни был, о чем бы ни писал, отныне уже навсегда донской синевой будут окрашены его строчки, той самой, которая обступала его еще и тогда, когда его станок стоял в цехе Ростсельмаша, и еще раньше, когда жил он в древней казачьей станице Усть-Медведицкой и в бывшей донской столице Новочеркасске.
…Там, где все дышало славной и драматичнейшей историей этого легендарного края с его «пороховыми погребами», отбитыми буденовцами у красновцев, и со свинцового цвета бессмертниками, не вянущими «над Доном-рекой», на курганах и братских могилах.
А ты все тот же и не тот же,
Мой тихий Дон, родимый Дон;
Десятилетья перемножив,
Ты сердце жмешь со всех сторон.
Ты подступаешь песней к горлу
Всех поражений и побед
И направляешь в память жерла
Сражений всех прошедших лет.
И с каждым залпом сотрясенье
Все ощутимей и сильней —
Как первый лист поры осетин.
Взлетевший в бури наших дней!
…Я, босоногий, как теленок.
Бегу по тропке дней назад;
И, как пастуший бич, вдогонку
Десятилетия свистят.
Я упаду на разнотравье,
На тот же сизый полынок,
И он меня опять отравит,
Как много раз, как только МОГ;
Отравит памятью зыбучей.
В которой можно все посметь.
И, может, вновь меня обучит
Глазами чистыми глядеть.
Анатолий Владимирович Софронов вёл большую общественную работу. В 1948-1953 годах был секретарём правления Союза Писателей СССР, с момента образования – секретарём правления Союза Писателей РСФСР. С 1958 года – заместитель председателя Советского комитета солидарности стран Азии и Африки. Избирался делегатом на XXIII, XXIV, XXV и XXVI съезды КПСС.
С 1953 году был Софронов назначен главным редактором журнала «Огонёк», возглавляя журнал без малого 33 года.
Софронов продолжает писать стихи. Выпускает сборники «Дон мой» (1954), «От всех широт» (1958), «Я вас люблю» (1962), «Бессмертник», «Мы с тобою из Ростова» (1964), «Посвящение Дону» и другие. Также публикует поэмы «Поэма времени» (1969), «На площади своего имени» (1976), заканчивает поэму «Плиев под Одессой» (1945 -1972).
МЫ С ТОБОЮ ИЗ РОСТОВА
Папиросный коробок
С маркой города родного,
Синий ласковый дымок…
Мы с тобою из Ростова.
Из Ростова-на-Дону
Шли мы вместе эшелоном
На священную войну
По полям родным зеленым.
Прикрывая огонек,
Ночью темной, фронтовою
Сколько раз мы у дорог
В соснах прятались с тобою.
Часовые на посту,
Да шумели глухо сосны.
И стремился в темноту
Дым ростовский папиросный.
Сколько было в дыме том
В тишине воспоминаний:
И родимый старый дом,
И по улицам скитанья…
Но когда алел восток,
Уходила тень ночная, —
Исчезал в траве дымок.
Черным дымом закрываясь
Дымом смерти и войны
И священной нашей мести
За которую сыны
Стали в ряд с отцами вместе.
Новый день и новый бой.
Над гречихой мины свищут..
Так мы шли всегда с тобой.
Moй земляк и мой дружище.
Папиросный коробок
С маркой города родного,
Синий ласковый дымок…
Мы с тобою из Ростова.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1981 года за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность, писателю, главному редактору журнала «Огонёк» Софронову Анатолию Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Анатолий Владимирович Софронов награждён 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции), Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями, в том числе «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», наградами иностранных государств. Лауреат Сталинских премий (1948 – за пьесу «В одном городе», 1949 – за пьесу «Московский характер»), Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1973 – за пьесы «Наследство» и «Ураган»), Золотой медали имени Александра Фадеева, Золотой медали Советского комитета защиты мира. Первым из советских писателей удостоен звания лауреата международной премии «Лотос».
Последние годы Анатолий Владимирович жил в Москве. Скончался 9 сентября 1990 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Перелистайте страницы его книг, прочтите его стихи и пьесы, прислушайтесь к песням – и вы поймете, как много сумел сделать в жизни этот художник слова, наш земляк.
Память—это как клятва, навечно, —
Желтым пламенем жалит и жжет.
Потому и живет бесконечность,
Что в ней долгая память живет!
Познакомившись с его творчеством, мы видим, как много успел сделать в жизни этот художник слова, наш талантливый земляк.
Спасибо за внимание!