Русский характер! Многие пытались и пытаются дать определение этому явлению. Пушкин и Гоголь, Некрасов и Достоевский — это далеко не полный список литераторов, размышлявших о свойствах русской души.
В чем загадка души русского человека? На ком держится земля русская? На эти вопросы всю свою жизнь стремился найти ответы Николай Семенович Лесков.
В центре его произведений всегда стоят неповторимые личности, символизирующие весь русский нард. Эти люди никак внешне не отличаются от других, но они незаметно и постоянно творят подвиги.
«Я знаю русского человека в самую его глубь»,- говорил Лесков.
И сегодня мы вместе с писателем попытаемся понять глубину русской души.
Творчество Лескова насквозь пропитано Орлом — городом купеческих лавок, колокольного звона, кулачных боев, причудливых характеров и неповторимо пластичного русского языка.
Орел описан Лесковым весь — от собственного дома до кладбища. В его книгах чередой проходят вовсе не выдуманные люди — его родственники и соседи.
Орловская усадьба Лесковых — то самое «дворянское гнездо», название которому дал Тургенев. В ту пору это была улица Верхняя (Третья) Дворянская в старинной части города, где стояли особняки дворян. Этот адрес Лесков упомянул в «Несмертельном Головане», добавив, что дом, занятый его семьей, стоял третьим по счету от берегового обрыва.
Дрожит свеча, колокола стенают.
Немые образа пытаются шептать.
Доколе душ невинных урожаи
Старуха ненависть голодной смерти будет собирать.
Где те весы, что измеряют боль страданий.
И у какой двери, ведущей в рай иль в ад,
Плач по погибшим людям
Или проклятий строгий камнепад.
И что сказать тем, кто потерями изранен.
Как им в глаза смотреть, не знаю, — научи.
И как поверить в то, что слабыми не станем.
Как праведными оставаться и не брать в ответ мечи.
Ю. Нагибин о Лескове
Что же может закалить чувства, укрепить веру, вернуть возможность поверить в то, что на вечный вопрос бытия «что делать?», надо будет находить и достойный путь — решение. Ответ можно найти, обращаясь к творчеству Николая Семеновича Лескова. А идеалом можно назвать и саму жизнь Лескова.
Так сложилось, что Н.С. Лескову суждено было стать одинокой звездой на небосклоне русской литературы второй половины ХIХ века. Нелюбимый, затравленный, неоценённый и непризнанный современниками, он прошёл большой, сложный, временами мучительный жизненный и литературный путь.
Своеобразный,
замкнутый в себе художник оказался не нужен своему времени. Однако свет звёзд
Лескова достиг нового столетия и сполна пролился на прозу двадцатого века.
Лесков умел говорить горькую правду о русском человеке и при этом неотступно
верить в него, жить надеждой на обретение им праведного пути. Он верит скорее в
«хороших людей», нежели в «хорошие порядки». В литературу он входил вне
каких-либо движений, течений. Его не принимали ни правые, ни левые, как и он
их, продолжая оставаться до конца никем: «не народником, не западником, не
славянофилом, не либералом, не консерватором». Он проповедал только то, что
должно было остаться в будущем — праведную Россию.
Творчество Николая Семеновича Лескова – нетленная и поразительно колоритная страница в истории
русской литературы.
Максим Горький считал Лескова одним из
«творцов священного писания о русской земле».
Николай Семенович Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии.
немного о Лескове
В гороховском доме, в котором родился будущий «волшебник слова», жила и любимая им и любившая его прекраснодушная бабушка Александра Васильевна Алферьева, бравшая его с собой в восхитительные и полные впечатлений поездки по недальным монастырям.
Последние годы перед поступлением в гимназию Николай Семенович живет с родителями, сперва в Орле, в незатейливом доме на Третьей Дворянской, над самой речкой Орликом, а затем в купленном ими с отставкой Семена Дмитриевича именьице Панино. В десять лет Николая отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию. Он так вспоминает о годах учебы в ней.
После пяти лет обучения одаренный и легко учившийся Николай Лесков вместо аттестата получил справку, так как отказался от переэкзаменовки в четвертый класс. Дальнейшее обучение стало невозможным. Отцу Николая удалось пристроить его в Орловскую уголовную палату одним из писцов.
В семнадцать с половиной лет Лесков был определен помощником столоначальника Орловской уголовной палаты. В этом же, 1848, году умер отец Лескова и помочь в устройстве дальнейшей судьбы Николая вызвался его родственник — муж тетки по материнской линии, известный профессор киевского университета и практикующий терапевт С.П. Алферьев. В 1849 году Николай Лесков переехал к нему в Киев и определен в киевскую Казенную палату помощником.
В 1853 году Лесков был произведен в колежские регистраторы, в том же году он был назначен на должность столоначальника, а в 1856 году Лесков был произведен в губернские секретари. В 1857 году перешел на службу агентом в частную фирму «Шкотт и Вилькинс». По их делам Лесков постоянно совершал поездки, давшие ему огромный запас наблюдений.
«Вскоре после Крымской войны я заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии, то есть я бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний. Хозяева дела, при котором я пристроился, были англичане. Они еще были люди неопытные и затрачивали привезенный сюда капитал с глупейшей самоуверенностью. Из русских был только я.» Н.Лесков.
викторина «В мире Лескова»
Свою литературную деятельность Лесков начал публицистикой. Его первые корреспонденции появились в печати в 1860 году. И как ни трудно сложится его литературная судьба, Лесков останется верен избранному роду искусства на всю жизнь.
Лескова на протяжении всего творчества интересовала тема народа. Он неоднократно пытался раскрыть характер, душу русского человека.
В центре его произведений всегда стоят неповторимые личности, символизирующие весь народ. На личность — деятельную, активно целеустремленную — возлагает свои надежды Лесков: «Не хорошие порядки, а хорошие люди нужны нам». И «хороших людей» в его творчестве больше, чем у кого-либо из его современников.
При этом положительные типы удавались писателю лучше отрицательных: «Отрицательные типы действительно я писал хуже, чем положительные, потому что мне тяжело изображать такие характеры, не гармонирующие с моим личным настроением».
Живым образным воплощением Лескова положительного человека стали в его творчестве «праведники». «Праведники» далеки от общественной борьбы, но еще дальше они, при их погруженности в практическую жизнь, от каких-либо меркантильных расчетов, эгоистических побуждений. Для них даже «проблема нравственного самоусовершенствования — слишком отвлеченная, теоретическая проблема».
В последующие годы писатель обращается к образам русских праведников:
“У нас не переводились, да и не переведутся праведные”. Убеждаясь, что в моменты “общего бедствия” сама “среда народная” выдвигает на подвиг своих героев и праведников, а потом слагает о них легенды с “человечкиной душой”, — Лесков подходит к выводу о “праведности всего нашего умного и доброго народа”
Мерой нравственного достоинства и внутреннего совершенства своего положительного героя Лесков выставляет отзывчивость на чужое горе, способность к сопереживанию, поднимающемуся над предубеждением и личным пристрастием, деятельную, щедрую на добро и поддержку любовь.
Неотъемлемой чертой «праведников» выступает способность их мыслить о родине, о ее судьбах. Забота о родине — последняя мысль умирающего Левши:
«Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся. И с этой верностью Левша перекрестился и помер».
В «Сказе о тульском косом Левше и стальной блохе» Лесков, вступив в творческое соревнование с народной легендой, «присваивает» своей художественной мыслью живущую в народе мечту об эпохах, открывающих простор собственному творческому труду.
«Главная черта лесковских героев — постоянная готовность прийти на помощь к другому человеку — соотносилась автором и самими героями с евангельской проповедью любви и добрых дел».
В повестях 1873 года — “Запечатленный ангел” и “Очарованный странник” — поиски положительного национального идеала выражаются у Лескова в несгибаемых в вере и щедро одаренных природой богатырских натурах.
«Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке.
Послушник он был или постриженный монах — этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К.Толстого.
Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор».
Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, «бывалого». Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою».
Хотя перед нами лишь внешность, нам представляется вся широта души этого человека. Мы заранее готовы выслушать этого человека, поверить ему и оправдать.
Если внешнюю красоту можно осознать, лишь только взглянув на человека, то внутренняя красота раскрывается и делами, и поведением, и образом жизни, и всей жизнью в целом.
Описывая жизнь Ивана Флягина, Лесков заставляет его скитаться, встречаться с разными людьми и целыми народами. Пройдя через множество испытаний, Иван Северьяныч приходит в монастырь, но на этом он не успокаивается. Он предвидит войну и собирается туда идти.
«Мне за народ очень помереть хочется» – говорит Флягин.
Это символизирует главное свойство русского человека – готовность пострадать за других, умереть за Родину.
Лесков утверждает, что такая красота души свойственна только русскому человеку и только русский человек может проявить ее так полно и широко.
В рассказе «Запечатленный ангел» Лесков продолжает поиск богатырей, праведников, людей, способных на подвиг, одарённых, творческих. Герой рассказа не лишен слабости, нередко совершает рискованные и необдуманные поступки, но в то же время он наделен необычайной духовностью, честностью, неподкупностью.
«Запечатленный ангел» – это рассказ в рассказе, переданный участниками события, случившегося с артелью староверов-каменщиков под большим городом на Днепре.
Со святынею, иконой, хранимою в этой артели, связаны основные происшествия, переданные в живом повествовании старовера – артельщика Марка Александровича. Похищение иконы и обретение ее составляют внешний сюжет произведения. Глубинный же смысл его возникает из самого описания характеров и обстоятельств.
Трогательные образы безгневного старца Павмы и отрока Леонтия, совестливого и добродетельного мужа, удивительного художника-изографа Севастьяна и других создают целую галерею тружеников и молитвенников, мастеров-умельцев.
Все они одухотворены верою Христовой, ощущением себя с Богом.
Житейские соблазны, темные идеи искушают и разрушают человека. И нужно иметь много душевных сил и большую веру, чтобы суметь противостоять этим соблазнам и сохранить чистую душу.
В «Запечатленном ангеле Лесков пишет о праведниках как главной силе русского национального духа.
кроссворд «В путь с левшой»
За год до смерти Лескова появилась статья публициста М. О. Меньшикова, в которой он был назван после Льва Толстого самым крупным писателем старой школы. Но ведь жизненные силы на исходе. Он доживал, много трудясь в своём кабинете, среди гравюр и картин, многочисленных фотографий, запечатлевших прекрасные дорогие лица, бесчисленных портретов, старых книг… Был доступен для людей во всякое время и любил входить в их натуры, хлопотать и устраивать чужие дела… Николай Семенович выполнил наказ, оставленный ему в завещание отцом.
Умер Николай Семенович Лесков 5 марта 1895 года в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни.
Он умер ночью, как желал, без страданий, тихо задремал на диване. Несмотря на непростую судьбу, этот замечательный писатель после долгого забвения возвращён в литературу.
И его праведники продолжают оберегать русскую душу, закрепляя её «беззаботливостью о себе».
Н. С. Лесков прошёл непростой путь в литературе. Жизнь его была полна тревог, борьбы, изнурительного труда, духовных исканий и обретений.
Он занимает особое место в русской литературе. В своих произведениях он показал неповторимый характер русского народа, который раскрывается в исторических испытаниях и трудных жизненных обстоятельствах.
Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами русской литературы, как Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Так сложилось, что Николаю Семёновичу Лескову суждено было стать одинокой звездой на небосклоне русской литературы второй половины 19 века.
Многие русские классики восхищались произведениями Лескова и его литературным талантом.
Л.Н. Толстой называл Лескова
«самым русским из наших писателей»,
Антон Павлович Чехов же считал Лескова одним из главных своих учителей.
Спасибо, что дочитали до конца!