28 ноября исполняется 140 лет со дня рождения русского поэта, писателя, литературного критика Александра Александровича Блока.
Говоря о русской литературе конца 19-го — начала 20-го веков, невозможно не вспомнить Александра Блока. Несомненно, он являлся одной из ключевых фигур того времени. Творчество Блока нелегко для восприятия, но тем не менее именно он сделал модернизм доступным не узкому кругу лиц, а обычным читателям.
Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в культурной интеллигентной семье. Отец был профессором, юристом и преподавал в университете. Мать, Александра Бекетова, была дочерью ректора одного из столичных университетов.
К сожалению, в полной семье маленький Саша прожил совсем недолго. Вскоре родители разошлись, и мальчик остался жить с матерью. Отец же переехал жить в Варшаву, изредка встречаясь с сыном во время приездов в Петербург.
С матерью же у писателя были прекрасные отношения, она стала ему близким другом, нравственным примером и ориентиром.
В семье Бекетовых была потрясающая творческая культурная атмосфера, поддерживались научные и литературные интересы. Мама занималась переводами и впервые перевела на русский язык произведения Ш. Бодлера.
Дед Блока, Андрей Бекетов, был близко знаком с Достоевским, Салтыковым-Щедриным. Боткины и Тютчевы были близкими друзьями семьи.
Все это, несомненно, повлияло на развитие и образование Александра Блока. Он стал писать стихи в совсем маленьком возрасте – с 5 лет. В четырнадцатилетнем возрасте Блок уже выпускал рукописный домашний журнал «Вестник», где публиковал свои стихи, прозу, переводы.
Большую роль для А. Блока сыграло подмосковное имение семьи Шахматово. Все свои детские и юношеские годы летом он проводил там. В этом месте мальчику открылась красота русской природы, милые сердцу пейзажи.
Там мальчик учился кататься верхом, разводить домашнюю живность, заниматься садоводством и огородничеством. Одним словом – любить и наслаждаться русской природой и родной землей. Это место сыграло большую роль в дальнейшем творчестве поэта. Местные пейзажи узнаются практически во всей лирике Александра Блока.
Отучившись в 1889 году во Введенской гимназии, Блок отправился с матерью в Германию. Именно там он встретил свою первую любовь – Ксению Садовскую. На момент знакомства юноше было 16 лет, а Ксении – 37. Ни о каких отношениях речи не шло, чувства были платоническими, но очень сильными. Александр рос очень чувственной и романтичной натурой. Образ прекрасной Ксении так впечатлил его, что еще долго прослеживался в его поэзии, вдохновил на написание многих произведений.
В биографии Александра Александровича Блока стоит отметить, что в 1898 году он окончил гимназию и поступил в университет по специальности юриспруденция, как когда-то его отец. Но вскоре юноша понял, что намного ближе ему филология, и сменил специальность, выбрав славяно-русское направление.
Личная жизнь Александра Блока была весьма своеобразной. Поэту посчастливилось встретить свою единственную любовь в лице Любови Менделеевой, дочери великого химика. И хотя именно ее он считал своей музой, поддержкой и опорой, судьба их семьи сложилась очень непросто.
Отношение к супружеству у Блока было не совсем привычным. В биографии о Блоке стоит упомянуть, что он воспевал духовную близость с женой, но избегал телесной связи. Поэт также не видел проблем в том, чтобы периодически влюбляться и встречаться с другими женщинами. Но при этом он никогда не ставил их на одну ступень с любимой женой. Видимо, из-за этого и Любовь Менделеева позволяла себе обращать внимание на других мужчин.
Особенно тяжелый период пережила семья, когда в их отношения вмешался поэт А. Белый, друг А. Блока. Страсть и чувства Белого к жене товарища практически привели к их дуэли.
К сожалению, у семьи так и не осталось продолжателей рода. Их единственный рожденный ребенок оказался слишком слаб здоровьем и не выжил. Поэтому супруги остались бездетными.
На становление творческого пути Александра Блока во многом повлияли романтическая поэзия Жуковского и идеалистическая философия Платона. С детства он наслаждался лирикой Пушкина, Тютчева, Полонского, Лермонтова и писал сам.
В1989 году Александр серьезно начал заниматься поэзией, после окончания университета. Его ранняя лирика полна юношеских мечтаний и надежд, поисков идеала, светлого будущего. У Блока складывается своя лирическая мифология, появляются образы Прекрасной Дамы, Вечной Женственности, преобразования мира. В 1900 году Александр Блок впервые решил издать свои произведения в журнале «Мир божий». Редактор после прочтения был крайне поражен и впечатлен творчеством новоиспеченного поэта.
В эти годы Блок много общается с самыми видными поэтами того времени, такими как Владимир Соловьев, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Валерий Брюсов.
В 1904 году выходит его первый лирический сборник — «Стихи о Прекрасной Даме», который приносит ему настоящую известность и признание.
Любовь к супруге Л. Менделеевой во многом вдохновила и предопределила творческую судьбу поэта. В произведениях прослеживается поклонение возлюбленной. Ее образ представлен как неисчерпаемый источник света и чистоты. Она – земное воплощение Божественного начала.
В сборник вошли 687 стихотворений, посвященных жене.
Помимо образа Л. Менделеевой, на сборник большой отпечаток наложила философия Владимира Соловьева. Именно он был одержим поиском идеала Вечной Женственности как источника доброты, красоты и истины. Лирический герой произведений выступает противовесом образу Прекрасной Дамы. Он – олицетворение всего земного, раб своей возлюбленной.
Этот сборник – настоящий гимн любви и концентрат личных переживаний Александра Блока!
Начальное творчество Блока было связано с популярным литературным течением того времени – символизмом. Суть направления заключалась в противопоставлении реального и идеального миров. Мир идеальный постигался с помощью символов, способных выявить сущность бытия. Мир реальный тоже наполнен символами, которые обобщают и типизируют жизненные явления.
К символам поэты и писатели обращались всегда. Они встречаются в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Шолохова, Чехова и так далее. Но символисты создавали особые, мистические и таинственные символы, трудные для восприятия и понятные лишь избранным. Они служили связью с потусторонним, идеальным и таинственным миром.
Так, например, в сборнике стихов о Прекрасной Даме Блок активно прибегает к таким метафорам и символам, как тьма, ночь, день, закат, рассвет, отображающим душевные переживания лирического героя. Стоит отметить, что после выпуска этого сборника он занял одно из центральных мест в рядах символистов.
1906-1907 годы становятся для Александра Александровича переломными. Революционные события в стране наталкивают поэта на кардинальную переоценку ценностей. Теперь уже мистические и идеалистические настроения кажутся ему ироничными. Блок пробует себя в новом жанре – драматургии.
В биографии Блока стоит сказать, что в 1906 году вышли сразу три его лирические драмы – «Незнакомка», «Король на площади» и «Балаганчик». Следом в 1908 году он пишет «Песню Судьбы», «Розу и Крест» и другие драмы.
Теперь главным настроением произведений становится смятение, социальное негодование. Он постепенно расстается с прошлыми единомышленниками.
Пьесы Александра Блока не имели особого успеха на сцене. Только лишь «Балаганчик» смог ненадолго задержаться в театре. Но это не отменяет их оригинальности, духовности и глубины. В произведениях идеально сочетаются лиричность и драматизм.
Хоть и не сразу, но Блок не обошел тему Родины в своем творчестве. В разных произведениях поэт по-разному представляет Родину. Для Блока она многогранна, поэтому он каждый раз рисует ей новый образ.
То Блок описывает Родину как некий волшебный край, полный тайн и загадок. Так, например, в произведении «Русь» описывается достаточно фольклорный пейзаж, рассказывается о ворожеях, мистической стороне и существах.
То родная страна предстает в образе возлюбленной, как в стихотворениях из сборника о Прекрасной Даме. Родина предстает молодой, красивой и необузданной сильной девушкой.
Встречается и исторический подход в произведениях Блока, где он описывает события прошлого, рассказывает историю Отечества. Блок пишет целый цикл «На поле Куликовом». Произведения полны надежд на светлое будущее, несломленность страны, преодолевшей столько препятствий на своем пути.
Октябрьские события Александр Блок воспринял с большим воодушевлением и надеждами, призывая в своей статье «Интеллигенция и революция» слушать «всем сердцем, всем телом». Он с готовностью принимает все изменения, осознавая их великую задачу.
В 1918 году он пишет свою знаменитую поэму «Двенадцать» — апогей своих революционных настроений. Двенадцать красногвардейцев становятся символами стремительного движения вперед. Россия представляется бурей. Да, революция безжалостна, да, она сносит все на своем пути. Но только так возможно уничтожить прошлый мир и открыть дорогу для нового.
В конце поэмы возникает образ Спасителя, именем которого вершатся великие дела.
Поэма была воспринята неоднозначно. Одни были в восторге, другие — отвергли ее. Отрицательно отзывались о ней даже такие близкие некогда А. Блоку люди, как З. Гиппиус, Д. Мережковский, С. Соловьев. Антибольшевистски настроенная интеллигенция объявила Блоку бойкот после выхода поэмы.
В 1914 году началась война, которая не могла оставить равнодушным Александра Блока. В этом же году он выпустил сборник «Стихи о России», начинает писать свою поэму «Возмездие».
Поэт не мог принять насилие, поэтому всячески уклонялся от мобилизации и просил друзей помочь ему в этом. Но и он в 1916 году оказался на фронте и был отправлен на службу в Белоруссию. В военных действиях, к счастью для поэта, он так и не участвовал, а просто работал табельщиком. Сам поэт писал об этом как о самом «бесцветном» времени в своей жизни. На фронте им не было написано ни строчки.
После возвращения с войны еще более неожиданно сложилась жизнь Блока. В биографии этого великого классика стоит отметить 1917 год, когда поэт стал редактором в Чрезвычайной следственной комиссии при Временном правительстве.
Пожалуй, Блок был одним из единственных представителей интеллигенции Петербурга, который не только принял Октябрьскую революцию, но и стал работать в учреждениях советской власти.
Финальное стихотворение «Скифы»
Настоящий фурор вызвало написанное в 1918 году стихотворение «Скифы». Главным героем в нем стала сама Россия, свободолюбивая и смелая. Так как Александр Блок всегда тяжело переживал войны и выступал ярым противником любого насилия, центральной темой «Скифов» стал призыв к перемирию, согласию, единению между Россией и Западом.
Блок открыто высказывает свою позицию по поводу важнейшего значения России как соединяющего звена между Западной и Восточной цивилизациями. При всей своей антивоенной направленности и стремлении к миру Блок подчеркивает, каким сильным и опасным противником может стать Россия для своих врагов.
«Скифы» стали финальным произведением великого поэта. После этого произведения он не написал ни строчки до самой своей смерти.
Советская власть успешно использовала имя известного поэта в своих интересах. В 1919-1920 годах Александра Блока назначали на разные должности с постоянно возрастающим объемом работ. С этого времени, если можно так сказать, начинается советская жизнь писателя Блока. Такая деятельность была не близка сердцу бывшего мечтателя и интеллигента. Творческая и культурная жизнь постепенно сошла на нет.
Блок заговорил о своем тяжелом душевном состоянии, слабости, усталости. На фоне большой нагрузки и эмоционального и творческого истощения у поэта стали проявляться сердечно-сосудистые заболевания, астма, психические расстройства. В 1919 году к списку заболеваний добавилась цинга.
В 1921 году его попытка вместе с приятелем Федором Сологубом получить выездные визы и покинуть страну потерпела неудачу. В этом им было отказано советской властью.
7 августа 1921 года Александр Александрович Блок ушел из жизни в своей квартире. Виной всему стали сердечные заболевания. Похоронен поэт был на Смоленском кладбище в родном городе Санкт-Петербурге.
Спасибо за внимание!