Василий Тропинин — талантливый живописец XIX столетия, работал в жанре романтического и реалистического портрета.
По происхождению Василий Андреевич был крепостным крестьянином. Он получил свободу только в 47 лет, когда уже стал знаменитым художником.
Портреты у Тропинина заказывали московские дворяне и купцы, его картины покупали коллекционеры и антиквары.
В этом году мы отмечаем 245 лет со дня рождения великого портретиста.
Давайте посмотрим работы Василия Тропинина в виртуальном альбоме, который мы назвали «Портреты доброты»
Василий Тропинин был уроженцем Новгородской губернии. Он появился на свет 30(19) марта 1776 г. в крепостном семействе. Отцу будущего мастера граф Антон Миних за исправную службу даровал вольную. Жену и детей крестьянина он не освободил, а передал графу Ираклию Моркову как приданое за одну из дочерей. Так глава семьи был вынужден пойти служить новому барину домоправителем.
С детских лет Василий Тропинин увлекался рисованием. Особенно ему нравилось изображать людей, подмечая свойственные им особенности. До наших дней дошли семейные воспоминания Минихов, из которых известно, что к детским рисункам крепостного мальчишки господа относились, как к забаве.
В 1798 г. Василия Тропинина послали в Санкт-Петербург осваивать кондитерское искусство. В столице за подростком присматривал родственник графа, который однажды узнал, что мальчику иногда, в свободное время, удаётся попасть на занятия в Императорскую Академию художеств. Увидев результаты этих занятий, соглядатай подростка с явным дарованием выхлопотал для него согласие графа Моркова на учёбу в Академии, уверив того, что при необходимости будет платить за занятия сам.
С 1798 года вольнослушатель Тропинин, художник начинающий и уже окрылённый искусством, учится у профессора Щукина. Преподаватели, среди которых Угрюмов, Лампи-младший, Дуайен, отмечали, что ученик имеет все задатки, чтобы стать великим художником. Василий Андреевич Тропинин на ежегодных выставках получал похвалы от самых именитых зрителей: ректора, президента Академии. Его первое произведение «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» в 1804 г. отметила сама Мария Федоровна, русская императрица.
Радетели добивались для лучшего студента вольной грамоты, но его хозяин внезапно решил, что учиться хватит, и такой талант должен быть рядом с барином: граф Морков в 1804 году приказал своему крепостному Тропинину явиться в своё новое имение в селе Кукавка на Украине. Здесь молодой художник стал подручным хозяина во всех делах, что бы тот ни пожелал: прислуживал и рисовал семью графа, выпекал для него пирожные и чертил планы новых построек.
Тропинин – художник и архитектор сельской церкви в Кукавке, построенной и расписанной им в 1806 году. Церковь Св. Дмитрия Солунского сохранилась до наших дней (перед ней памятник Тропинину).
Получив бесценные знания и опыт во время учёбы в Академии, Василий Андреевич использовал все возможности заниматься любимым делом. Покладистый характер художника позволял ему обходить острые углы в отношениях с графом и принимать действительность такой, какая она есть.
Никакого роптания не было даже по поводу того, что граф записал в крепостные вольную поселенку, с которой в 1807 году обвенчался Тропинин. По закону статус супругов должен быть одинаковым – барин рассматривал только закрепощение жены художника, а никак не его освобождение.
Жена Тропинина, Анна Ивановна Катина, в 1809 году родила сына Арсения, который в будущем продолжит династию. В галерее художника есть образы жены и сына; портрет Арсения в истории русской живописи считается одним из лучших детских изображений.
Семейная жизнь сложилась благополучно. Все Тропинины со временем получили вольные (в разные годы).
В августе 1812 года граф Морков по службе отправился в Москву (руководить народным ополчением). После освобождения города от французов граф призвал к себе Тропинина. Сгоревшая Москва заново отстраивалась, новые особняки нуждались в новых полотнах. Поэтому у художника было много работы. Героями его произведений стали счастливые дворянские семейства, дождавшиеся своих героев-родственников с войны, группами и поодиночке. Известность живописца росла вместе с городом и, хотя официальных выставок не было, имя художника знали (представители дворянства, бывая друг у друга). Очень многие пытались повлиять на графа Моркова и добиться вольной для такого таланта.
Сдался граф лишь в 1823 году, когда художнику было уже 47 лет. Жена и сын, крепостные, оставались в качестве заложников графа – он очень хотел удержать живописца возле себя. Но тот, прожив почти полвека, не оставил мечту и подал документы в Академию, чтобы получить звание художника. Комиссию убедили картины Тропинина: «Кружевница», «Нищий старик» и портрет известного тогда гравёра Скотникова. Василию Андреевичу дали звание «назначенного в академики», промежуточное перед заданием на звание академика. Оно, в свою очередь, было также выполнено с честью в 1824 году, что и принесло Тропинину вожделенное звание академика портретной живописи.
Жизненная цель была выполнена, профессиональная карьера складывалась успешно. Признанный художник и свободный человек Василий Тропинин на автопортрете, первом в своей галерее, написанном в том же 1824 году, предстаёт в образе довольного и благополучного мужчины. С этого времени художник постоянно живёт и работает в Москве.
Критики считали Тропинина автором особого жанра живописи – «домашнего» или «халатного» портрета. Художник изображал своих героев в простой одежде и непринужденной обстановке. В том же стиле Тропинин создал портрет Александра Пушкина по заказу поэта Сергея Соболевского.
«Голубые глаза поэта здесь исполнены особенного блеска, поворот головы быстр, и черты лица выразительны и подвижны. Несомненно, здесь уловлены подлинные черты Пушкина, которые по отдельности мы встречаем в том или другом из дошедших до нас портретов. Остается недоумевать, почему этот прелестный этюд не удостоился должного внимания издателей и ценителей поэта» — художник Николай Щёкотов о портрете Александра Пушкина
В 1828 году, когда умер граф Морков, жена и сын Тропинина получили вольные грамоты.
Доброжелатели предлагали художнику стать преподавателем, но тот ещё не насладился свободой («придётся подчиняться») и мягко отказывал: «никакой официальной обязанности на себя не приму». Лишь в 1833 году Тропинин начинает заниматься с учениками, но на общественных началах – художнику хотелось передать собственный опыт.
«Мальчик с жалейкой». 1823 «Гитарист», 1839
Заказов было много, писал художник разных знаменитостей, дружеские портреты и простых людей. Обширная коллекция портретов позволяет сегодняшнему зрителю заглянуть в реалистичные лица людей, живших двести лет назад. Характерная черта портретной живописи Тропинина состоит в том, что все его герои находятся в благодушном состоянии, запечатлены в период покоя и счастья.
В 1836 году познакомился к Карлом Брюлловым, тогда уже прославленным монументалистом, вернувшимся в Россию из-за границы. В знак дружбы Тропинин написал портрет Брюллова, также спокойный и доброжелательный.
Василий Андреевич Тропинин – пример живописца, перенёсшего на полотна свою собственную доброту и мягкость характера. За них, данных в придачу таланту, Василия Андреевича любили домашние и друзья, преподаватели и ученики. Недаром его иногда называли «русским Грёзом» (Жан-Батист Грёз, французский живописец, отличившийся выразительностью и сентиментальностью образов).
В 1843 году Тропинин стал почётным членом Московского художественного общества – награда за 10-летнее усердие учителя «без всякой обязанности». Ученики в ответ на отеческое отношение со стороны преподавателя и его безграничную доброту обожали Тропинина.
Один из его учеников И. Тучнин вспоминал: «Какой прекрасный человек, отец милосердный к ученикам, портретист великий, натуралист неподражаемый; авторитет, всеми любимый. Мы приходили к нему, он нас, учеников, принимал, как отец принимает детей».
С годами живописцу было всё труднее соперничать с молодыми талантами, но мастер старался сохранять верность главному принципу своих работ – изображать людей счастливыми.
«Золотошвейка», 1826 «Пряха», 1821 «Дама с прошивками», 1830
В 1855 году Анна Ивановна умерла. Это подкосило немолодого живописца, любящего свою жену и привыкшего к размеренной жизни в трудах. Он забросил живопись. Оставить насиженное за 30 лет место, квартиру на углу Волхонки и Ленивки, заставил случай: художник обнаружил, что совсем рядом обосновался гробовых дел мастер. Подобного соседства находящийся в горе Тропинин вынести не мог – переехал в Замоскворечье.
В московской квартире Тропинина была знаменитая дверь. Посетители, не застававшие художника дома, оставляли надписи на двери: «был Брюллов», «заходил Свиньин». Вся она за несколько лет покрылась посланиями друзей и почитателей. Василий Андреевич скучал по этой двери особенно, когда купил за Москвой-рекой маленький домик и уехал туда жить вместе с сыном. Здесь он прожил ещё два года.
Все его друзья, художники, почитатели и родные соберутся у дверей этого домика 3 мая 1857 года, чтобы проводить лучшего московского портретиста в последний путь.
«Никогда еще не было такого большого стечения народа в жилище маститого художника, проводившего всю свою жизнь скромно, благородно, неусыпно, деятельно; много два, три человека близких сходились у него побеседовать и послушать мудрых его речей – а в этот день была толпа, которая была безмолвна…» -из воспоминаний Николая Шихановского.
Похоронен В.А. Тропинин в Москве на Ваганьковском кладбище.
Давайте, друзья, попробуем собрать из пазлов один из портретов
Василия Тропинина. Он называется «Мальчик с топориком»
Мероприятие проводится в рамках работы площадки ArtLab
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!