В этом году исполняется 240 лет со дня рождения
Ореста Адамовича Кипренского.
Орест Кипренский получил признание в Европе одним из первых русских художников: Флорентийская академия предложила ему написать автопортрет для знаменитой галереи Уффици. Живописец был любимцем русской аристократии начала XIX века: портрет Александра Пушкина кисти Кипренского сохранил облик поэта на века. Но карьера художника пошла на спад по вине загадочного и трагического случая, а умер он вдали от родины.
Орест Кипренский родился в 1782 году в усадьбе Нежинское Ораниенбаумского уезда под Петербургом (сегодня — Кингисеппский район Ленинградской области). По бумагам его родителями были крепостные Адам Швальбе и Анна Гаврилова, но на самом деле Кипренский был внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова. Вольную он получил еще в детстве.
У помещика не было законных детей, и он очень поддерживал мальчика. В возрасте шести лет будущий художник поступил в Воспитательное училище при Академии художеств.
В 1797 году Кипренский поступил в саму Академию художеств. Он обучался в классе исторической живописи у портретиста Георгия Угрюмова и мастера декоративной живописи Габриэля Франсуа Дуайена. Кипренский постоянно получали награды Академии художеств — малые золотые и серебряные медали. В 1803 году он окончил Академию, однако конкурс на пенсионерскую поездку не выиграл. С разрешения директора Академии и покровителя художника Алексея Строганова он остался в учебном заведении еще на три года.
В начале XIX века у публики большим спросом пользовались портреты: их заказывали не только вельможи и государственные деятели, но и состоятельные купцы и чиновники. У Кипренского было много заказов, одним из них стал портрет Ивана Кусова, известного торгового деятеля, владевшего заводами в Петербурге.
Но славу художнику принес портрет юного Александра Челищева, в будущем — героя Отечественной войны 1812 года. Кипренский создал полотно в духе романтизма: на картине 1809 года он изобразил мальчика, почти еще ребенка, с румяными щеками и большими внимательными глазами.
В 1809 году Орест Кипренский отправился в творческую командировку из Петербурга в Москву и пробыл там три года. В этот период художник написал парные портреты графа Федора Ростопчина, своего покровителя, и его супруги. Екатерина Ростопчина была в стороне от светской жизни, одевалась скромно — такой и представил ее художник на портрете. Кипренский создал образ, полный женственности, Ростопчина кажется хрупкой и одинокой.
В мае 1816 года Орест Кипренский наконец отправился в путешествие за границу — о нем художник мечтал больше десяти лет. Пенсионерская поездка стала возможной благодаря личной протекции и спонсированию императрицы Елизаветы Алексеевны: супруга Александра I ценила талант живописца. На тот момент художнику уже исполнилось 34 года — Кипренский был зрелым и авторитетным мастером.
Он отправился из Петербурга сначала в Германию, а затем в Италию. В Риме художник изучал искусство античности и Возрождения, новые знания вдохновили живописца. Он писал в воспоминаниях: «При виде творений гениев, рождается смелость, которая в одно мгновение заменяет несколько лет опытности».
Высокой наградой для Кипренского стало предложение от Флорентийской академии. Она попросила художника написать собственный портрет для знаменитой галереи Уффици, одного из старейших музеев Европы, в котором были собраны автопортреты известных художников мира. Такой чести Орест Кипренский удостоился первым из русских мастеров.
Портрет графини Екатерины Ростопчиной, 1809 Портрет отца, А.К. Швальбе, 1804 Портрет Д.Н. Хвостовой, жены В.С. Хвостова, 1814
В этот же период он написал полотно «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке» («Портрет Мариуччи»). Ему позировала десятилетняя Мария Фалькуччи. Девочка была из бедной семьи, и Кипренский фактически стал ее опекуном.
В Италии имя Кипренского оказалось связано со скандалом: в его мастерской нашли мертвую натурщицу. Официальных обвинений суд не выдвинул, да и окружение художника не верило, что он способен на преступление. Вскоре нашли настоящего убийцу, однако этот случай, обрастая разными слухами и домыслами, бросил тень на всю оставшуюся жизнь Кипренского.
Пенсионерское пребывание в Риме художника дважды продлевали по его просьбе, но в 1822 году он был вынужден уехать из Италии. Перед отъездом Кипренский определил свою подопечную Марию Фалькуччи в пансион. Писатель К. Паустовский писал об этом сложном времени в жизни мастера: «Кипренский был выброшен из общества. Он затаил обиду. В Италию возврата не было. Париж не хотел его замечать. Осталось одно только место на земле, куда он мог уехать, чтобы забыться от страшных дней и снова взяться за кисть. Это была Россия, покинутая родина, видевшая его расцвет и славу».
Портрет Сергея Уварова, 1815 Портрет О.А. Рюминой, 1826 Читатели газет в Неаполе (фрагмент), 1831
На родину Кипренский вернулся в 1823 году. В Академии художеств были недовольны его долгим отсутствием, а у публики появились другие фавориты-портретисты. До властей и общества дошли слухи о скандале, связанном с убийством натурщицы: художника отказались принимать во многих знатных домах столицы. Ему не дали профессорского звания и официального места в Академии, заказов тоже было мало. Не отвернулся от художника любитель искусств граф Дмитрий Шереметев: он предложил Кипренскому стать его личным живописцем. Во дворце графа на Фонтанке для художника оборудовали мастерскую.
В 1824 году портретист написал картину, на которой изобразил графа в блестящей, нарядной кавалергардской форме, стоящим у круглого столика на фоне красиво убранных комнат. В этом же году художник представил портрет на публичной выставке Академии художеств.
Постепенно слухи вокруг скандальной истории в Италии улеглись — у Кипренского появились заказы.
В мае 1827 года Антон Дельвиг уговорил А.С. Пушкина позировать Кипренскому. Поэт иронично относился к своей внешности и не любил, чтобы его рисовали художники, но согласился. В результате был создан образ, ставший для потомков эталоном облика русского поэта. Полотно было написано в июне 1827 года в доме графа Дмитрия Шереметева.
Перед художником стояла непростая задача — запечатлеть человека живого, подвижного и эмоционального. Современники одобрительно оценили портрет, причем одни видели на полотне Пушкина веселым и спокойным, другие — задумчивым и печальным. Именно такого эффекта и хотел добиться художник.
О собственном портрете Александр Пушкин писал в стихотворении «Кипренскому»
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
В 1828 году Кипренский навсегда покинул Россию: он мечтал вернуться в Италию. Но в это время там жили и работали многие русские и иностранные мастера, среди художников возросла конкуренция. Карьера Кипренского пошла на спад. Художник Александр Иванов писал в одном из писем: «Наш почтеннейший Кипренский, увенчанный лаврами Европы, едва живет в Риме». Из столицы Италии он отправился в Неаполь, где продолжал писать портреты и жанровые картины: «Неаполитанские мальчики» (1829), «Читатели газет в Неаполе» (1831), «Портрет Ф.А. Голицына» (1833). В 1831 году Кипренский показал на выставке в Неаполе свою раннюю работу — «Портрет Швальбе». Публика не поверила, что картина была написана в XIX веке русским художником.
«Я выставлял портрет отца моего и портрет девочки одной, писанной мною в Риме. Здешняя Академия, рассматривая сии картины, со мною сыграла следующую шутку: г. президент Академии, кавалер Николини, объявляет мне от имени Академии замечание, опытностью и знанием профессоров исследованное, якобы сии картины не суть работы нынешнего века; будто бы я выдаю сии картины за свои, но в самом деле одна писана Рубенсом — портрет отца, а девочка — совсем другим манером и другим автором древним писана; что картины сии бесподобны: отца портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Вандика, а некто, Альбертини, — в Рембрандты пожаловал, и что в Неаполе не позволят они себя столь наглым образом обманывать иностранцу.»
Письмо Кипренского из Неаполя, 1836 год
Кипренский разыскал в Италии повзрослевшую Марию, его поразила ее красота и образованность, девушка тоже сохранила теплые чувства к своему покровителю. Он сделал ей предложение и даже принял католичество, чтобы обвенчаться. Но спустя три месяца после свадьбы в октябре 1836 года Кипренский слег с воспалением лёгких и вскоре умер.
Александр Иванов писал о его смерти: «Знаменитый Кипренский скончался. Стыд и срам, что забросили этого художника. Он первый вынес имя русское в известность в Европе».
Художника похоронили в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте в Риме.
В нашей библиотеки вы, дорогие друзья, можете найти множество книг по искусству. Некоторые из них мы хотим предложить вашему вниманию.
Каждая книга серии подробно и занимательно освещает один из аспектов живописи на основе сотни цветных иллюстраций. Серия специально создана для детей среднего школьного возраста с учетом особенностей их восприятия, поэтому она является незаменимым, интересным и доступным источником знаний об искусстве. Кроме того, она развивает эстетический вкус, интерес к чтению и может быть использована в качестве дополнительного материала на уроках по ряду предметов в школе. К работе над книгами привлекались лучшие педагоги и специалисты по истории искусства.
Ермильченко, Наталия Валентиновна. Знаменитые полотна русских живописцев : [для старшего школьного возраста] / Наталия Ермильченко. -Москва : Белый город, 2007. — 46,[2] с. : цв. ил. ; 29 см. — (Энциклопедия живописи для детей).
Для изобразительного искусства первые десятилетия XIX столетия — начало золотого века. Именно в это время российские художники достигли высочайшего мастерства, что позволило им встать в один ряд с лучшими мастерами европейского искусства. Собранные в этом томе произведения отражают расцвет классицизма, распространение романтизма и зарождение реализма во всех аспектах российской живописи этого периода
Майорова, Наталия. История русской живописи : первая половина XIX века : [альбом / Наталия Майорова, Геннадий Скоков]. — Москва : Белый город, 2006. — 127,[1] с. : цв. ил.
В альбоме собраны лучшие произведения наших мастеров кисти от Айвазовского до Шильдера. Репродукции подобраны таким образом, чтобы не только разносторонне показать творчество художников, но и создать панораму отечественного изобразительного искусства в его развитии, выделить значимые стили и направления. Этот альбом — не простая подборка красивых иллюстраций. Творчество каждого из представленных здесь художников можно уподобить одному фрагменту мозаики, а все вместе они создают неповторимую в своем очаровании симфонию русской живописи.
100 великих русских художников / [авт. текста Ю. А. Астахов]. — Москва : Белый город, 2009. — 519 с. : цв. ил., портр.
Предлагаем вам попробовать собрать из кусочков «Автопортрет с кистями за ухом», который был написан О.А. Кипренским приблизительно, в 1808 году. Этот автопортрет необычен и демонстрирует новые эстетические приемы в изобразительных формах. Ведущую роль здесь играет сложная игра светотени и непривычные цветовые эффекты. Скудность деталей, мало цветовых вариаций – лишь посредством света и тени автопортрет будто пронзает холст. Вылепленные из мрака черты лица озарены и обласканы теплым светом. Кипренский предстает перед нами в начале творческого пути – полный энтузиазма и надежд.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!