Исторический калейдоскоп «Наш большой, красивый край».

В этом году 13 сентября Ростовская область отметила свое 85-летие!

Юбилейная цифра – 85!

В этот день в 1937 году ЦИК СССР принял Постановление о разделении Азово-Черноморского края на Краснодарский край и Ростовскую область. Новая область состояла из 7 городов и 61 сельского района и с населением 2 887 418 человек (на 1 января 1939 года). Уже к 1 января 1939 года из-за повышения статуса ряда населенных пунктов количество городов увеличилось до 11.

На сегодняшний день в состав Ростовской области входят 463 муниципальных образования, в том числе: 12 городских округов, 43 муниципальных района, 18 городских поселений, 390 сельских поселений. Современная Ростовская область располагается на территории площадью в 100 тысяч квадратных километров, на которых проживает более 4 миллионов человек более чем ста национальностей.

Давайте посмотрим на некоторые из наших городов более пристально:

Гуково

Расположен в северо-западной части области, занимает площадь 34,4 км², при этом он состоит из шести отдельных микрорайонов (бывших шахтерских поселков), удалённых друг от друга на несколько километров. Территория города примыкает непосредственно к государственной границе Российской Федерации, здесь действуют железнодорожный и автомобильный международные пункты пропуска.

Город Гуково был основан в Провальской степи в 1878 году как железнодорожная станция. Дальнейшее развитие он получил благодаря наличию запасов высококачественного угля-антрацита. Уголь добывали здесь ещё до революции 1917 года.

В начале XIX века, в 1802 году, земли, на которых ныне находится город, принадлежали казачьему сотнику Гукову, основавшему здесь хутор. Однако, датой рождения города считается 1878 год, когда через эту территорию прошла новая железная дорога, соединившая станцию Лихая с центром Донецкого угольного бассейна — Дебальцево. Железнодорожная станция, построенная на будущей территории города, первоначально получила название Ковалёво, но в 1904 году была переименована в Гуково.

Посёлок при станции разрастался за счёт населения близлежащих хуторов, переселявшихся сюда, чтобы получить работу на появившихся здесь шахтах и рудниках.

30 июня 1955 года рабочий посёлок Гуково (р.п. с 1939 года) был преобразован в город областного подчинения. Тогда же был создан трест «Гуковшахтострой», развернулось активное строительство как промышленных объектов, так и жилья, учреждений культуры. В молодом городе возводится крупный дворец культуры, был открыт строительный техникум, профессиональное училище. Росли новые шахты, в том числе самая крупная в регионе шахта «Обуховская-Западная». В 1970 году на базе треста «Гуковуголь» был образован одноимённый самостоятельный комбинат, вобравший в себя также шахтёрские предприятия соседнего города Донецка.

Ныне в Гукове работают несколько предприятий пищевой и легкой промышленности, а также кирпичный и машиностроительный заводы. Значительно изменился облик города, здесь построено несколько современных микрорайонов. Действуют два дворца культуры; областной краеведческий музей (музей шахтёрского труда, первый в России и единственный в европейской части РФ). Имеются современные больницы, профилактории, два стадиона, Дворец спорта с плавательным бассейном и несколькими игровыми залами.

Азов

Город Азов расположен в юго-западной части Ростовской области, на левом берегу реки Дон, в 12,5 км по прямой от впадения в Таганрогский залив. От областного центра — города Ростова-на-Дону — 35 км. Площадь территории города составляет 66,2 км².

В старой части города сохранились фортификационные сооружения Азовской крепости XVIII века — крепостные валы, ров, Алексеевские ворота. Азов — один из исторических городов с охраняемым культурным слоем.

Греки назвали город Μαιῶτις (Меотида), что может быть связано с названием местного племени меоты, близкого скифам.

Азов расположен на берегу Дона и его притока, реки Азовки, в 15 км водного пути от его впадения в Таганрогский залив Азовского моря. Город испокон веков занимал важное стратегическое положение, оказавшее большое влияние на его историю. Город является старейшим в Ростовской области, его история началась более двух тысяч лет назад, когда возникли первые поселения скифов. Из истории известно также о таких, населяющих территорию города, народах как киммерийцы, скифы, савроматы и меоты.

В 1559 году Азов взял в осаду запорожец Дмитрий Вишневецкий. В 1637 году донские и запорожские казаки взяли Азов и удерживали его до 1642 года (так называемое Азовское осадное сидение).

Кратко историю города пересказать сложно, поэтому для получения более подробных сведений советуем вам взять в библиотеке книги.

Современный Азов – это тихий, очень зеленый и уютный город с населением чуть более 80 тыс. человек. Промзона вынесена за черту жилых кварталов, а центр стал прекрасным местом для прогулок и изучения истории.

У берега Дона сохранились валы Азовской крепости, ров, Алексеевские ворота. Сохранился здесь и Пороховой погреб – памятник военно-инженерного искусства XVIII в., и небольшой фрагмент стены итальянской фактории Тана, и крупный порт. Но, пожалуй, самой яркой жемчужиной в этом ожерелье остается Азовский краеведческий музей, позволяющий взглянуть на Азов совсем иными глазами, пропитаться духом почтительного уважения к славной истории этого невероятного южного города.

Каменск-Шахтинский

Каменск-Шахтинский расположен у северо-восточных отрогов Донецкого кряжа, на возвышенном правом берегу реки Северский Донец (правый приток Дона).

Город известен с 1671 года как казачье поселение, первоначально возникшее у реки Малой Каменки (по которой и получило своё название), потом переселившееся в устье реки Глубокой, а затем долгое время располагавшееся на левом берегу Северского Донца, на месте современной Старой Станицы (так называемое Четвёртое переселение). В весеннее половодье поселение затопляла река, поэтому в 1805 году станичники обратились в войсковое правление с ходатайством о переселении на правый высокий берег Донца.

Однако скоро разгорелась война с наполеоновской Францией. На войну увёл донские полки войсковой атаман Матвей Иванович Платов. Ушли и многие каменцы в тех полках. Было не до переселения. Только с 1817 года, получив добро от властей, каменские казаки начали постепенно перебираться на правый берег Донца и застраиваться между существовавшими ещё с конца XVIII века хуторами Рыгиным и Косоноговкой. Большинству жителей удалось переселиться на новое, отведённое под станицу место, где ныне стоит Каменск-Шахтинский.

Главная улица молодой станицы, названная Донецким проспектом, протянулась вдоль старинного шляха, ставшего впоследствии почтовым трактом. 18 января 1812 года в Каменской состоялось торжественное открытие приходского училища. С 1819 года начало действовать четырёхклассное училище, в которое поступали выпускники приходского училища.

В начале XX столетия Каменская была уже самой большой из донских станиц. Благодаря появлению железной дороги росло её торговое значение.

До 1920 года станица Каменская входила во Всевеликое войско Донское.

В 1920—1924 годах станица входила в состав Донецкой губернии Украинской ССР с подчинением непосредственно городу Луганску. В ноябре 1924 года был создан Северо-Кавказский край, в состав которого вошёл Шахтинский округ с Каменским районом и его центром — станицей Каменской.

В городе находятся Каменский музей декоративно-прикладного искусства и народного творчества, дворец культуры им. Гагарина (в 2016 году в прилегающем парке установлен памятник Ю. А. Гагарину), дворец культуры им. Маяковского, а также дворец культуры железнодорожников в микрорайоне Лиховском и дворец культуры машиностроителей в микрорайоне Заводском.

Современный Каменск-Шахтинский обзавелся целым рядом туристических достопримечательностей благодаря неравнодушию и инициативе местных предпринимателей. Большинство его самых интересных мест – частных рук дело. Так, в 2012 году благодаря бизнесмену Сергею Курнашенко, стихийная несанкционированная свалка на окраине города не просто была ликвидирована и благоустроена, а превратилась в интереснейший парк. Это и ландшафтный заказник, и сквер для прогулок, и место для отдыха с детьми. Парк «Лога» стал достопримечательностью в масштабах всей Ростовской области.

Новошахтинск

Город расположен на реке Малый Несветай, на западе Ростовской области, на границе с Украиной (Луганская область), в 80 км к северо-западу от Ростова-на-Дону.

Первое упоминание о здешнем каменном угле относится к 1696 году, когда крестьянин Григорий Капустин, действуя во исполнение указа императора Петра I, исследовал район долины реки Кондрючья и обнаружил выходящие на поверхность пласты угля. Примерно с тех пор начинается разработка Донецкого угольного бассейна.

С 1840 по 1910 год на месте нынешнего города возникают посёлки и угольные копи, первый из которых был построен купцом первой гильдии Семёном Николаевичем Кошкиным. В 1910 году все они объединяются в один: рудник «Несветай».

В это время предпринимателями велось интенсивное строительство мелких шахт. В 1909 году здесь была введена в эксплуатацию первая шахта. В 1913 году, с появлением на руднике Николая Парамонова, сына ростовского миллионера, добыча угля значительно расширилась. Он заложил первые пять крупных шахт, проложил железнодорожную ветку Несветай — Горная, построил первые 48 каменных казарм для рабочих и 4 коттеджа для администрации.

Несмотря на бедствия Первой мировой войны, революции и Гражданской войны, угольная промышленность в 1920-е годы по-прежнему продолжает развиваться, а вместе с ней растёт и посёлок. В 1925 году здесь разбивают городской парк, в котором открываются читальный павильон и летний закрытый кинозал.

31 января 1939 года указом Президиума Верховного совета СССР поселки Молотовский и Коминтерновский объединены в один населённый пункт, который отнесен к разряду городов с присвоением названия — Новошахтинск.

В 60-е, 70-е в Новошахтинске вводились в строй углеперерабатывающие и предприятия стройиндустрии, горпромкомбинат, молочный и хлебный заводы, швейная фабрика, филиалы ростовских оборонных заводов.

В 2003 году все шахты города были закрыты в связи с упадком угольной промышленности на Дону.

Батайск

Город Батайск расположен в 15 км юго-восточнее города Ростова-на-Дону и входит в Ростовскую агломерацию. Площадь территории города — 77,68 км².

В западной и северной частях города протекает речка Малый Койсуг. С правой стороны от объездной автодороги М-4 расположено озеро Солёное (бывший гидрокарьер Батай). В южной части Батайска, в районе посёлка Пятихатки, проходит Азовский распределительный канал.

Существует несколько версий о происхождении названия города. По версии из краеведческого очерка В. Грачёва и Н. Решетняка, Батайск получил своё название от речки Батайсу́, которое, в свою очередь, якобы переводится как «ручей Батыя», ставка которого якобы располагалась в этих местах. При этом авторы не опубликовали своих источников. Однако П. Оноколов и другие краеведы не нашли никаких подтверждений нахождения ставки Батыя в этих местах, а также Оноколов обнаружил, что на карте 1747 года река уже называется Батай, а не Батайсу. По другой версии имя города происходит от слов ба тай су, что с тюркских языков означает «влажная низина с ручьём».

Согласно исследованиям, проведённым Файфертом А.В (ЮФУ) найдены следы пребывания человека в окрестностях Батайска ещё в эпоху неолита (Койсугский могильник, поселение Батай). В течение XVIII века земли близ нынешнего Батайска несколько раз переходили от России к Турции и обратно, окончательно войдя в состав Российской Империи по итогам Русско-турецкой войны 1768—1774 годов, после чего на завоёванной территории была образована Азовская губерния. Однако заселение этих земель началось раньше: ещё в 1769 году крестьяне-великороссы перешли Дон и поселились на берегу реки Койсуг, основав Батайскую слободу.

В 1782 году в России проводилась общая народная перепись населения. По её данным, в городской воинской однодворческой слободе Батайской в списки было внесено 324 постоянных оседлых душ мужского пола и 307 душ женского пола. Для сравнения: их можно было бы разместить в двух пятиэтажках.

Конец XVIII — начало XIX веков стали периодом быстрого заселения и хозяйственного освоения Северного Кавказа. К середине XIX века Батайск был уже большим быстрорастущим селом. Историки утверждают, что именно в эти десятилетия по числу населения село Батайское перегнало многие уездные города центральной России.

В 1924 году образован Батайский район с центром в селе Батайском.

В 1925 году началась электрификация, давшая бо́льшие возможности развитию промышленности, в том же году село было преобразовано в рабочий посёлок[1].

В 1930 году было принято решение строить на восточной окраине Батайска аэродром, вокруг которого впоследствии появился Авиагородок, являющийся ныне одним из жилых кварталов города. Открылись авиаремонтный завод и Авиационная школа ГВФ открылась в 1931 году, с 1938 года получила имя А. К. Серова. Из стен авиашколы вышли 103 Героя Советского Союза, в том числе пять дважды героев.

В 1941 году в Батайск уже насчитывалось 13 промышленных производств.

В послевоенные годы продолжал расти, в 1959 году в городскую черту включено село Койсуг[18], что позволило Батайску войти в разряд средних городов, так как население увеличилось практически на треть.

Промышленные предприятия, объекты транспортной инфраструктуры, больница, поликлиники и клубы были восстановлены и построены батайчанами уже в период первой послевоенной пятилетки.

В 1997 году город Батайск получил статус муниципального образования «Город Батайск». Были образованы органы местного самоуправления Городская Дума города Батайска и Администрация города Батайска, которую возглавляет Мэр города.

Новочеркасск

Новочеркасск имеет официально утверждённые герб, флаг и гимн.

Центральная часть города расположена на возвышенности, окружённой поймами степной реки Аксай и впадающей в неё реки Тузлов.

Город был основан 18 (30) мая 1805 года как столица Области Войска Донского (донского казачества), основателем города был атаман Матвей Платов.

До этого столица располагалась в Черкасске (ныне станица Старочеркасская). Необходимость переноса столицы была вызвана многими экономическими, социально-политическими и природными обстоятельствами. Главной причиной являлось практически ежегодное длительное затопление Черкасска водами разливающегося весной Дона.

Платов, несмотря на протесты, всё же сделал представление императору с просьбой разрешить перенести Черкасск в другое место. Разрешение было дано в высочайшем указе Александра I от 23 августа 1804 года.

18 (30 мая) 1805 года в день великого православного праздника Вознесения Господня состоялось историческое торжество закладки новой столицы Дона и войскового храма.

Празднично устроенный переезд в Новый Черкасск состоялся 9 мая 1806 года. Пушечным салютом провожал Старый Черкасск торжественную процессию в новую столицу.

В первой половине XIX века город строился только как войсковой центр, здесь располагались административные здания, гостиные дворы, трактиры, винные погреба, гостиницы, дома генералов и дворян, городские сады и т. д., только в 1850-х годах в Новочеркасске появились промышленные предприятия.

1865 году построен один из старейших в России водопроводов по проекту штабскапитана Белелюбского.

В годы Гражданской войны Новочеркасск стал одним из центров белого движения для всех, кто не хотел смириться с захватом власти большевиками.

Новочеркасские триумфальные арки — первые каменные ворота России, которые возвели в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Сооруженные в 1817 году северная и юго-западная арки стали первыми монументальными памятниками Новочеркасска.

Музей истории донского казачества в Новочеркасске — один из немногих открытых для широкой публики музеев казачьего профиля в России и за рубежом. В музее хранятся коллекции войсковых казачьих знаков отличия и полковых знамен XVIII–XIX веков, казачьего военного и бытового костюма, холодного и огнестрельного оружия.

Атаманский дворец в Александровском саду Новочеркасска — памятник гражданской архитектуры XIX века. Его построили в 1863 году как официальную резиденцию наказного атамана войска Донского. Руководитель строительства атаман Михаил Хомутов в рапорте военному министру сообщал, что дом «должен служить помещением, кроме наказного атамана, еще и высочайших особ в случае их приезда».

Мемориально-художественный музей советского художника-баталиста Митрофана Грекова располагается в доме, где художник жил с 1924 по 1931 год. За новочеркасский период Греков создал свои знаменитые полотна — «В отряд к Буденному», «Тачанка», «Кавалерийская атака», «Бой под Егорьевской станицей» и первую советскую диораму «Взятие Ростова», посвященную событиям Гражданской войны.

Волгодонск

Своим рождением Волгодонск обязан строительству Волго-Донского судоходного канала. С 1928 года начались работы по рытью, но сделать это вручную землекопам оказалось не под силу. В 1938 году в журнале «Техника — молодёжи» впервые упомянуто название проектируемого посёлка — Волго-Донск.

В 1940-е годы в связи с Великой Отечественной войной работы по строительству канала пришлось приостановить. Вплотную к строительству Волго-Дона страна приступила лишь в 1949 году.

В декабре 1949 года территорию признали наиболее благоприятной для размещения экспосёлка. В 1950 году появились первые строительные площадки. Началось строительство домов на улицах Волгодонской, Ленина, Советской, в переулке Пушкина, а также здания управления гидросооружениями (сегодня в этом здании находится администрация города). Возведение жилых домов на территории города началось 27 июля 1950 года. Эта дата считается днём рождения Волгодонска.

В 1951 году Дон был направлен по новому руслу, а в 1952 году открылся Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина. 31 мая 1952 года в 12 часов 55 минут воды Волги и Дона соединились.

6 июня первый промышленный ток дала Цимлянская гидроэлектростанция, а 22 августа ГЭС вышла на полную мощность.

20 марта 1957 года состоялась сессия Волгодонского городского совета депутатов трудящихся, где Иван Яковлевич Клименко стал первым градоначальником Волгодонска.

В 1960 году принят новый генеральный план строительства Волгодонска, предусматривающий застройку города на 20 лет вперёд. Согласно этому плану, в 1980 году численность населения Волгодонска должна составлять 85 тысяч человек.

В 1973 году начато строительство нового завода тяжёлого машиностроения (будущего «Атоммаша»). Вместе со строительством завода-гиганта началось возведение новой части Волгодонска на левом берегу Сухо-Солёновского залива Цимлянского водохранилища. Так появился Новый город.

28 октября 1977 года в 14.40 по местному времени состоялось ещё одно эпохальное событие в городе Волгодонске — в торжественной обстановке заложен первый фундаментный блок Ростовской (Волгодонской) атомной электростанции. В середине 1980-х годов Волгодонск представлял собой многонациональный город. Здесь собрались представители 87 народностей.

Шахты

Основан в начале XIX века как казачья станица Грушевская. В 1920 году город был переименован в Шахты. Новое название было связано с его каменноугольной специализацией. Расположен в юго-западной части области, на юго-восточных склонах Донецкого кряжа, на реках Гру́шевка, Аюта, Кадамовка. На территории города имеется более двадцати различных водоёмов. Крупнейший из них — Артёмовское водохранилище длиной более 2 км.

Первые населённые пункты, вошедшие в последующем в территорию города, возникли в 1805 году, это три хутора Поповской, Власов, Грушевской по фамилиям донских казаков — организаторов этих хуторов. В 1867 году было образовано Грушевское горное поселение со статусом города.

С 1881 года по 1921 год город носил название Александровск-Грушевский. В 1897 году в нём жили 16 479 человек. В 1921 году город получил современное название Шахты.

В советское время был центром угольной промышленности Восточного Донбасса РСФСР. Некоторое время Ростовская область была разделена на две — Ростовскую и Каменскую, центром последней был город Шахты.

Несмотря на серьёзные разрушения, нанесённые городу во время оккупации с 41 по 43 годы, он быстро восстановился, было построено много крупных предприятий: хлопчатобумажный комбинат, завод «Гидропривод», Шахтинский молококомбинат, обувная фабрика и другие. В промышленности акцент делался на машиностроение, металлургию, производство строительных материалов и, конечно, добычу угля.

В 1929 году в городе создан Шахтинский рабочий театр. В 1952 году переехал в новое здание. В 1965 году театру было присвоено имя Н. Ф. Погодина, чья драматургия занимала весомое место в репертуаре 1960—1970-х годов. С 1966 по 1984 годы художественным руководителем был В. И. Малашенко, после его смерти в 1984 году театр возглавил О. А. Соловьёв. С 1986 по 2000 годы театром руководил Боярчук М. И., за всю историю театра работал в должности директора рекордные 14 лет. В 1994 году театр «Пласт» открылся после продолжительного ремонта. В 1997 году гастролировал в Германии. В настоящее время это муниципальное учреждение культуры «Шахтинский драматический театр».

Шахты имеет краеведческий музей с музеем угольной промышленности Дона, централизованную библиотечную систему и филармонию с ансамблем песни и пляски «Надежда».

Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина г. Шахты одна из старейших библиотек Дона. Основана в 1899 г. Сегодня Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина входит в централизованную библиотечную систему (ЦБС) г. Шахты, которая включает 14 муниципальных публичных библиотек.

Таганрог

В 7-6 вв до н.э. На месте нынешнего Таганрога находилось греческое поселение, которое сейчас полностью размыто морем. Предполагают, что это поселение называлось Кремны и было разрушено от набегов кочевых скифов.

В 1696 году после того, как был взят Азов, Петр1 распорядился начать строительство гавани и крепости на Таганьем Роге. Дату 12 сентября 1698 года было принято считать моментом основания города Таганрога, который первоначально назывался Троик на Таган-Роге. Руководил строительством гавани Матвей Симонт, а первый план крепости составил Эрнст Фридрих Боргсдорф, австрийский инженер.

Крепость окружал земляной вал высотой 8 м, ров глубиной 5 м, общая протяженность крепости составляла 3 км.

 Крепость была оснащена пушками и гаубицами и многочисленными пороховыми погребами. Внутри крепость представляла собой: государев двор, городские палаты, Троицкую церковь, дома для простых людей, кабаки, склады, базары, колодцы.

В августе 1696 года Приазовье становится крупнейшим в России местом ссылки «на вечное житье». Там же появилась первая в России каторга, центром которой стал Таганрог. В ссылку отправляли чиновников, духовных лиц, выходцев из дворянства, а также пленных турков и татар. В связи с началом Северной войны большую группу составляли шведы и жители Прибалтики, а также казаки Слободской Украины.

В августе 1696 года Приазовье становится крупнейшим в России местом ссылки «на вечное житье». Там же появилась первая в России каторга, центром которой стал Таганрог. В ссылку отправляли чиновников, духовных лиц, выходцев из дворянства, а также пленных турков и татар. В связи с началом Северной войны большую группу составляли шведы и жители Прибалтики, а также казаки Слободской Украины.

В честь окончания строительства гавани в 1709 году Петр1 издал приказ изготовить памятную медаль, которая была овальной формы. На лицевой стороне медали было изображение Петра1, а на оборотной изображен план крепости и гавани Таганрога и надпись «За дело гавани капитану Матвею Симонову».

В 1736 году в ходе русско-турецкой войны Азов был взят, Таганрог также отошел к России, восстановление крепости сразу приняло обороты.

В итоге, только после победоносной войны 1768 — 1744 г. крепость стала частью России окончательно. Гавань стала базой для организации Азовской флотилии.

Уже к концу 1771 года адмирал А.Н. Сенявин командовал уже 21 кораблем с 450 орудиями и 3300 членами экипажей. Азовская флотилия участвовала во взятии Перекопа и крепостей Керчь и Ени-Кале. В том же 1771 году Азовская флотилия перебазировалась из Таганрога в Керчь, строительство военных кораблей перенесено в Херсон. Таганрог стал купеческим портовым городом.

В связи с основанием в 1783 году города Севастополя Таганрог потерял свое военно-стратегическое значение и стал крупнейшим портом России.

КНИГИ ПО ТЕМЕ:

Улицы Ростова-на-Дону. Люди. События. [Текст] / [сост. и авт. проекта] Ю. А. Бибиков ; Рост. регион. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры . — Ростов-на-Дону : Папир плюс , 2009 . – 294 с.

Эта книга рассчитана на широкий круг читателей – всех, кто любит родной город и интересуется историей. Может быть использована на уроках краеведения в школах и других учебных заведениях.

Основная задача автора заключалась в том, чтобы систематизировать биографические страницы жизни людей, имена которых составляют историческую, революционную, боевую и трудовую славу нашего города.

Бибиков, Ю. А. Имена героев на карте города Ростова-на-Дону [Текст] / Ю. А. Бибиков. — Ростов-на-Дону : Папир плюс , 2009 . – 192 , [8] с.

На карте Ростова есть много именных улиц. Хотите узнать историю героя, в честь которого названы городские улицы, тогда эта книга – для вас. Вы узнаете, что улица Катаева названа не в честь знаменитого писателя, а в память об отважном капитане, одном из командиров полка Ростовского народного ополчения Александре Серапионовиче Катаеве (1907-1944). Улица Филимоновская с 1924 по 1932 гг. называлась Волго-Донская. А в 2008 году в Ростове появился проспект Солженицына, открытый в честь знаменитого писателя-земляка.

Супруненко Ю.П.

  Земля Донская. От Ростова – на – Дону до Азова / Ю.П.Супруненко – М.: Вече, 2016 – 320 с.: ил. / Автор идеи и проекта  С.М.Бурыгин. – (Исторический путеводитель).

В новой книге известного географа и краеведа Ю.П.Супруненко собраны наиболее значимые места Ростовской области. Вместе с автором вы совершите познавательные прогулки по Ростову – на – Дону, Азову, Таганрогу, Новочеркасску, познакомитесь с достопримечательностями именитых русских станиц, узнаете о становлении, традициях и обычаях донского казачества, найдете интересные факты из жизни великих россиян, прославивших Донскую землю.

Викторина:
«Интересные факты: Ростов на Дону».

Благодарим за внимание!