Сегодня, 15 января, мы празднуем 400-летие
великого французского драматурга Жана-Батиста Мольера.
Мольер, настоящее имя которого Жан-Батист Поклен, написал двенадцать самых острых и пронзительно-сатирических комедий всех времён, некоторые из них в стихах, некоторые — в прозе. Он входит в число самых выдающихся мастеров жанра, таких как Аристофан, Плавт и Джордж Бернард Шоу. Мольер закрепил потенциал комедии, как серьезной гибкой формы искусства.
Он родился в Париже 15 января 1622 года в семье Марии и Жана Поклен. Его отец был обивщиком мебели и занимал официальную должность при королевском дворе, а мать происходила из богатой буржуазной семьи. Мольер был старшим ребенком, следом за ним родилось еще пятеро детей, но до взрослого возраста дожили только трое.
Неплохое финансовое положение семьи позволило родителям отдать Жана-Батиста сначала в начальную школу в Париже, после – в престижный Клермонтский колледж. Получив высшее образование, он некоторое время работал юристом и помогал отцу при дворе до смерти короля Людовика XIII в 1643 году.
Карьера юриста его привлекала юношу не больше, чем работа обивщиком мебели, им он предпочёл ремесло актёра. В 21 год он взял себе псевдоним Мольер (чтобы избавить свою семью от смущения, поскольку театральная жизнь не считалась респектабельной) и, совместно с семьёй Бежар, основал театр L’Illustre. Вероятно, потому что влюбился в их старшую дочь, Мадлен, которая позже стала его любовницей.
С этой компанией Мольер провёл неудачный сезон в Париже и обанкротился, а затем отправился в тур по провинциям, в основном по югу и юго-западу Франции, примерно с 1646 по 1658 год. За эти двенадцать лет он отточил свои навыки актёра, режиссёра, администратора и драматурга. В 1658 году труппа вернулась в Париж и 24 октября дебютировала в Лувре. На спектакле присутствовал сам «король-солнце» Людовик Великий. Брат короля стал покровителем Мольера. Труппе разрешили выступать в Пти-Бурбоне, придворном театре, в котором она играла до 1661 года.
В декабре 1662 года Мольер и его труппа представили монарху комедию «Школа жён», которая, по его мнению, должна была иметь большой успех. Сюжет сосредотачивается вокруг Арнольфа, человека из среднего класса, который выбирает в супруги свою же подопечную Агнесс – девушку из крестьянской семьи, воспитанную в монастыре. Молодой соперник, не подозревая о личности Арнольфа, рассказывает ему, как именно он планирует украсть девушку из-под его носа.
Пьеса вызвала огромный протест. Враги Мольера, завидуя милости короля по отношению к нему, назвали его аморальным и утверждали, что он украл историю у другого писателя. Мольер решил ответить им полемической пьеской «Критика «Школы жён»», представленной в июне 1663 года. Все это послужило основанием для признания комедии одной из форм литературы.
В мае 1664 года Мольер был приглашён в Версаль для выступления перед Людовиком XIV. Публика впервые увидела «Тартюфа, или Обманщика». Эту пьесу называют самой скандальной, о чём упоминается и в биографии Мольера. Пьеса раскрывает религиозное лицемерие. Она разозлила «Общество святых даров», мощную религиозную группу, и в течение пяти долгих лет Мольер безуспешно боролся за право исполнять её. Наконец, в 1669 году власть Общества ослабла, и «Тартюф, или Обманщик» с большим успехом возродился в королевском дворце.
Впервые на обозрение публики пьесу «Дон Жуана» Мольер представил 15 февраля 1665 года в театре «Пале-Рояль». Комедия считается одним из величайших произведений жанра. Драматург вновь бросил вызов духовенству и обществу, на этот раз высмеивая феодальное дворянство. Однако, отыграв 15 представлений, он исключил пьесу из репертуара, опасаясь нового скандала. Больше при жизни писателя «Дон Жуана» не исполняли.
Мольер высмеивал духовенство, общество, но всегда был осторожен в отношении института монархии. Он заработал статус одного из фаворитов короля и пользовался его защитой при нападках суда.
20 февраля 1622 года Мольер дал брачный обет Арманде Бежар — младшей сестре Мадлен. Она была на 20 лет младше своего супруга. Два года спустя у них родились близнецы, которые умерли в возрасте пяти лет. В 1665 году на свет появилась дочь Эсприт-Мадлен.
Мольер был в фаворе у короля, но это не спасло его от мирских забот: болезней, семейных проблем и депрессии. Тем не менее, в самый сложный период он написал и представил публике работу, которая подтверждает его мастерство и гениальность. Театральная комедия «Мизантроп», поставленная на сцене в июне 1666 года, порадовала его поклонников, но, увы, не стала популярной.
Два года спустя новая комедия «Скупой, или Школа лжи» с треском провалилась, и Мольер столкнулся с серьёзными финансовыми проблемами. Ситуацию спас комедийный балет «Мещанин во дворянстве» (1670), он помог вновь привлечь внимание публики.
Мольер не особо верил в медицину. С годами его стал мучить сильный кашель, который он пытался замаскировать и выдать за актерский приём. Когда на сцене его одолевали приступы, он притворялся, что делает это специально, пытаясь рассмешить публику. Состояние стало ухудшаться.
Во время спектакля, когда, сидя на стуле и изображая больного в комедии «Мнимый больной», Мольер начал кашлять кровью, публика подумала, что это часть представления. Однако, один человек из театральной труппы, понимая реальную ситуацию, опустил занавес. Мольера немедленно отвезли домой, а спустя несколько часов он умер.
Спустя столетия многие все еще верят в миф о смерти Мольера на сцене. Французский Театр, один из самых важных и престижных в Париже, до сих пор выставляет печально известный стул, на котором Мольер сыграл свою последнюю роль.
Мольера не смогли похоронить согласно обряду, потому что первые два священника отказались его проводить. Архиепископ Парижа вообще запретил хоронить его. Только после того как жена Мольера обратилась лично к королю, было разрешено похоронить тело на кладбище, предназначенном для некрещёных младенцев. В 1972 году его останки были перевезены во Французский музей, а затем — на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Со смертью Мольера связана еще одна легенда. Считается, суеверие о том, что зеленый цвет приносит несчастье актерам, происходит от цвета одежды, в которую он был одет, когда играл последний спектакль.
Интересно, что кроме нескольких подписей на административных документах, не осталось никаких рукописей Мольера. Сундук с ними его жена продала после смерти драматурга.
Легенда гласит, что во время Реставрации (1815-1830) во Французскую национальную библиотеку пришёл человек и попросил его принять, сказав, что у него есть достойный багаж. Так как было поздно, охранники, как сообщается, отказали ему, ответив, что никто не может принять его в это время. Крестьянин согласился уйти, но упомянул, что он принёс сундук с оригинальными произведениями Мольера и что такое отношение — это позор для библиотеки. Это был последний раз, когда кто-то слышал об оригинальных пьесах. Сундук не найден по сей день.
Из всех легенд о Мольере эта, пожалуй, самая громкая. Серьезный спор относительно авторства его произведений начался в 1919 году. Французский поэт Пьер Луис утверждал, что настоящим автором пьес был не Мольер, а другие люди, в числе которых был и Пьер Корнель. До сих пор некоторые авторы считают, что эта теория вполне может быть правдой. В качестве главного аргумента они приводят тот факт, что отсутствуют рукописи, кроме того подчеркивается, что у Жана-Батиста попросту не хватило бы времени на драматургию в связи с сильной занятостью в театре в качестве актёра. Согласно этой теории, Пьер Корнель использовал Мольера для продвижения сатирических комедийных пьес, которые он не хотел публиковать под своим собственным именем, будучи известным драматургом и признанным «отцом французской трагедии».
И все же, несмотря ни на что, Мольер остаётся одним из самых популярных авторов в мире. Он представляет такую важную часть французской литературной культуры, что французский язык теперь часто называют «языком Мольера». В настоящее время лучшие актёры и актрисы во Франции ежегодно получают награду его имени, которая является французским эквивалентом премии «Оливье» в Великобритании или премии «Тони» в США.
Мольер был первым драматургом, чьи пьесы переводили на все языки и ставили по всей Европе. И играли даже на Красной площади, ещё при Петре I — на немецком языке, в первом публичном театре Кунста-Фюрста.
Влияние Мольера на русскую культуру столь велико, что в «Ревизоре» Гоголя — в финальной сцене, где звучит бессмертное «Чему смеётесь? Над собою смеётесь!», мы видим мольеровский приём прямого обращения в зал. В «Скупом» есть шедевральная сцена, где у старика Гарпагона крадут шкатулку с золотом, и он вылетает на сцену и начинает разговаривать со зрительным залом.
Предлагаем вам вспомнить цитаты из произведений Ж.-Б. Мольера, ставшие бессмертными афоризмами, которые мы собрали в виртуальном альбоме «Правдивость — не порок»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!