Именем Митрофана Борисовича Грекова названы два художественных училища — в Ростове-на-Дону и в Одессе. Он считается основателем современной батальной школы, автором первой советской диорамы «Взятие Ростова». Его «Тачанка» стала символом Гражданской войны.
Третьего июня мы отмечаем 140 лет со дня рождения выдающегося художника-баталиста. Нашего земляка.
Греков родился 3 июня 1882 года в казачьей семье, на хуторе Шарпаевка Области войска Донского (ныне Тарасовский район Ростовской области). Отец его — потомок старинного казачьего рода, а мать простая украинская крестьянка из «иногородних». При рождение его имя было — Мартыщенко Митрофан Павлович.
Предлагаем вам познакомиться с работами художника, которые мы собрали в видеоальбом «Красные конники Митрофана Грекова»
В»Автобиографии» Митрофан Греков пишет: «До 17 лет я не видел ни одной картины, кроме репродукций в журнале «Нива», но рисовал с детского возраста, конечно, от себя, потому что о рисовании с натуры я не имел представления. В семье у нас, кроме меня, никто этим не увлекался. Единственный мой руководитель, который может быть определил мой жанр, — мой дядя, крестьянин, брат моей матери. Он часто мне вырезал из дерева коней и быков чрезвычайно примитивно, даже без ног… В 17 лет я поехал в Одессу в Художественное училище; меня приняли во второй орнаментный класс. Здесь я впервые начал рисовать с натуры».
Успешно окончив училище, в 1903 году Греков поступает в Петербургскую Академию художеств, где учится у И. Е. Репина и Ф. А. Рубо — мастера батальной живописи. Во время учёбы Греков принимает участие в работе над панорамами своего педагога Ф. А. Рубо — «Оборона Севастополя» (1907) и «Бородинская битва» (1911).
В 1911 году Греков за конкурсную работу «Волы в плугу» удостаивается звания художника.
С 1912 года Грекова мобилизуют в армию, а в начале Первой мировой войны он оказывается на германском фронте. В 1917 году Греков был демобилизован по контузии. До этого он целый год пролежал в госпитале под Могилёвом, пока жена не забрала комиссованного мужа на Дон. С фронта он привёз множество зарисовок. Некоторое время Митрофан Борисович работает преподавателем рисования и чистописания в Новочеркасске в эвакуированной из Варшавы 3-ей мужской гимназии Влацлавского, параллельно с этим он пишет серию живописных работ на тему разгрома Белой армии: «Бредут» (1919), «Корниловцы»(1919), «Отверженные. Отступление корниловцев» (1922). Эти произведения стоят у истоков советской батальной живописи. Новочеркасский период Грекова продолжался с 1918 по 1931 год, почти 13 лет, и был очень плодотворным: всего в Новочеркасске художником было написано более 70 живописных работ. И это – несмотря на крайне тяжёлое материальное положение семьи Грековых в тот период.
«Тревога», 1914-1916 «Походная кухня. Этюд», 1918
«Будённый и Ворошилов у костра», 1923 «Лошадь Кукс», 1900-е
В 1920 году, когда Красная Армия вступила в Новочеркасск, Греков создаёт картину «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», которой открывает новый, уже советский этап своего творчества. Художник добровольцем пошёл в Красную Армию. Он руководил кружком рисования на военных курсах, вёл пропагандистскую деятельность и написал свои первые работы, посвящённые Первой Конной армии.
В 1923 году Греков знакомится с К.Е. Ворошиловым, который поддержал художника в его творческих начинаниях. Греков по заказу Ворошилова создаёт портреты героев Гражданской войны. Помощь в работе над темой о Первой Конной оказывают её руководители: Семён Михайлович Будённый и Ефим Афанасьевич Щаденко.
«Знамещик и трубач», 1934 «Пленный белогвардеец», 1931 «Чёртов мост», 1931
В 1923 году три полотна Грекова были выставлены в Москве, в Центральном доме Красной Армии. После закрытия выставки картины М. Грекова поступили, в числе лучших батальных полотен, во вновь организованный Музей Красной Армии. Окрылённый таким успехом, художник вплотную приступает к работе над циклом работ, посвящённых истории Первой Конной. Чтобы восстановить историческую правду, он беседует с бойцами и командирами армии, встречается и с самим С.М. Будённым.
Результатом этой напряжённой работы явились картины: «Красногвардейский отряд в 1918 году», изображающая уход из станицы казаков-партизан, «Отряд Буденного в 1918 году» и «Красное знамя в Сальских степях». В 1924 году появляется его знаменитая «Тачанка», которой художник дал название «Пулемётам продвинуться вперёд!», а также картина «Бой за Ростов под Большими Салами». «Тачанка» экспонировалась на 7-й выставке Ассоциации Художников Революционной России и принесла Грекову известность. После этой выставки он вступил в АХРР и возглавил новочеркасский филиал объединения молодежи Ассоциации. В 1926 году художник демобилизовался из армии.
В 1929 году Греков вновь обращается к монументальной живописи и создает диораму «Взятие Ростова». Эта работа не дошла до наших дней: во время Великой Отечественной войны полотно сгорело при бомбардировке поезда, на котором его эвакуировали. Греков создает эскизы к диорамам «Егорлыкский бой» (1931), «Штурм Перекопа» (1931), «Памятник Первой Конной», «Оборона Царицына» (обе 1933).
В последние годы своей жизни художник находится на самом пике творческих сил и много, вдохновенно трудится, мастерство его оттачивается. Тогда появляется ряд фундаментальных произведений: «Конармейская тачанка» (1933), «Трубачи Первой Конной Армии» (1934), «На Кубань» (1934) и другие. В 1934 году Греков с группой художников выехал в Севастополь для создания панорамы «Штурм Перекопа», но внезапно умер от сердечного приступа.
Тело Митрофана Борисовича Грекова было отправлено в Москву. Художника похоронили на Новодевичьем кладбище столицы.
Тысячи людей пришли проводить в последний путь Грекова.
30 июня 1957 года , спустя 23 года после смерти художника, в Новочеркасске был открыт мемориальный Дом-музей М.Б. Грекова, а Песчаная улица, на которой жила его семья, переименована в улицу имени Грекова.
В фонде нашей библиотеки вы сможете найти множество книг по искусству. О герое сегодняшнего виртуального мероприятия можно прочитать, например, в этой.
Роньшин, Валерий. История русской живописи. Первая половина XX века / [В. Роньшин].-Москва:Белый город,2007.-127 с.:цв. ил.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!