26 марта 1911 года в США, в городе Колумбусе, родился Томас Ланир Уильямс III. Нам он больше известен по псевдониму – Теннесси Уильямс. Американский драматург, лауреат Пулитцеровской премии, чьи пьесы неоднократно экранизировались, ставились и ставятся до сих пор на мировых театральных сценах.
В детстве Уильямс переболел дифтерией, что едва не стоило ему жизни и на год фактически сделало его узником в собственном доме. Отчасти из-за болезни он был не таким крепким ребёнком, каким желал его видеть отец. Корнелиус, отпрыск крепкой семьи первопроходцев из восточного Теннесси (отсюда псевдоним Уильямса), обладал жёстким характером и склонностью пускать в ход кулаки. Он презирал своего сына за изнеженность, презирал жену, связанную несчастливым браком и почти целиком сосредоточившую внимание на слабом младшем сыне. Члены семьи Уильямса в дальнейшем не раз служили ему источником вдохновения.
Уильямс учился в школе «Солдан», на которую позже сослался в «Стеклянном зверинце», затем в Университетской школе. В 16 лет Уильямс удостоился третьей премии (пять долларов) за эссе «Может ли хорошая жена быть и приятелем?», опубликованное в журнале «The Smart Set». Год спустя в августовском номере журнала «Weird Tales» появился рассказ Уильямса «Месть Нитокрис», тогда же он в сопровождении деда впервые посетил Европу.
В 1929—1931 гг. Уильямс учился в Миссурийском университете, где посещал курсы журналистики. Занятия казались ему скучными, к тому же его выбила из колеи безответная любовь к девушке. Тогда же Уильямс начал представлять на литературный конкурс свои стихи, эссе, рассказы и пьесы. Он стал первым первокурсником, удостоившимся почётного упоминания на конкурсе (за пьесу «Верное слово — красота», 1930)
После того как Уильямс провалил курс военной подготовки, отец забрал его из университета и устроил на фабрику Международной обувной компании. Хотя 21-летний Уильямс ненавидел монотонность, недовольство новой рутинной работой подвигло его писать ещё больше: он поставил себе цель писать по рассказу в неделю, работая по субботам и воскресеньям, часто до глубокой ночи.
После того как Уильямс провалил курс военной подготовки, отец забрал его из университета и устроил на фабрику Международной обувной компании. Хотя 21-летний Уильямс ненавидел монотонность, недовольство новой рутинной работой подвигло его писать ещё больше: он поставил себе цель писать по рассказу в неделю, работая по субботам и воскресеньям, часто до глубокой ночи.
Переутомлённый, несчастливый и не имевший никакого литературного успеха, в 24 года Уильямс, пережив нервный срыв, ушёл с работы. Воспоминания об этом периоде и черты характера одного из сослуживцев на фабрике легли в основу образа Стэнли Ковальского в «Трамвае «Желание». За эту пьесу Уильямс получил первую Пулицеровскую премию в 1948 году.
В 1934 году полупрофессиональная театральная труппа исполнила цикл его одноактных пьес. Сложные отношения юного Томаса с действительностью, которые только усугубились с возрастом и привели его к глубоким депрессиям и впоследствии в психиатрическую лечебницу, и отражены в его пьесах — неровных, нервных, при отсутствии явно положительных или отрицательных героев, но именно потому заставляющих переживать и думать. Сложные характеры, изломанные судьбы, отсутствие однозначного суждения и отношения к своим героям — в этом весь характер писателя. Он сам говорил неоднократно, что все, о чем он пишет — это то, что сам пережил. Сам писатель, может, и не побывал в таких сложных жизненных ситуациях, как его герои, но внутренний мир, переживания и мысли своих героев он всегда отождествлял с собой. В основном он выражает себя через женские образы — чему способствовала его гомосексуальная натура. «Бланш — это я», — сказал он о героине пьесы «Трамвай «Желание» И он действительно воспевает Бланш. Пронзительная песнь о людях, остро нуждающихся в любви. Героям Уильямса, наверное, не надо понимания, зачастую их и не поймут, потому что они выбиваются из общепризнанных канонов, они немного не такие, как окружающие. Им надо, чтобы их просто немного любили, хотя бы некоторое время.
В 1936 Уильямс поступил в Университет Вашингтона в Сент-Луисе, в 1938 перевёлся в Айовский университет, который и закончил со степенью «Бакалавр искусств». Затем он учился в театральной мастерской при Новой школе в Нью-Йорке. В 1939 взял псевдоним «Теннесси».
В конце 1930-х Уильямс, зарабатывая на жизнь, перепробовал множество разных профессий. В 1939 благодаря своему агенту Одри Вуд он получил грант на сумму 1000 долларов от фонда Рокфеллера в знак признания его пьесы «Битва ангелов», которая была через год поставлена в Бостоне, однако успеха не имела.
Зимой 1944—1945 в Чикаго с успехом была поставлена «пьеса-воспоминание» «Стеклянный зверинец», собравшая хорошую критику. Вскоре её поставили на Бродвее, где она мгновенно стала хитом, долго не сходила со сцены и удостоилась премии Нью-йоркского кружка театральных критиков как лучшая пьеса сезона.
Оглушительный успех следующей пьесы Уильямса, «Трамвай „Желание“», закрепил за ним репутацию крупного драматурга. Широко признанный и богатеющий, Уильямс оставался неуверенным в себе, боясь, что не сможет повторить достигнутый успех. С конца 1940-х он много путешествовал со своим партнёром Фрэнком Мерло, часто уезжая на лето в Европу. Для стимуляции творческого процесса Уильямс постоянно переезжал из города в город, жил в Нью-Йорке, Новом Орлеане, Ки-Уэсте, Риме, Барселоне, Лондоне.
1951 год — «Татуированная роза», 1952 год — «Лето и дым». 1955 год — «Кошка на раскаленной крыше», вторая Пулитцеровская премия. Удивительное произведение, в котором раскрылось желание находить и описывать автора в своих героях, червоточины в характерах. Герои описаны с такой любовью и беспристрастностью, что это просто завораживает. Можно сказать, что отражена семейная история, драма, в которой острее всего виден так часто описывающийся писателем поединок любовь-ненависть. Поединок жестокий, красивый, завораживающий. Своеобразное танго, длящееся несколько лет. 1961 год — «Ночь игуаны», пьеса с очевидным символом — живой игуаной на веревке, яркая параллель с героями, которые привязаны своими страстями, привычками, обязанностями и не могут, хотя и остро желают, вырваться на свободу. Дважды выдвигался на премию Оскар — 1952 год, за сценарий к фильму по пьесе «Трамвай желаний», 1957 год — сценарий к фильму «Куколка» по двум его пьесам «27 тележек с хлопком» и «Несъедобный ужин». Пьесы по его произведениям до сих пор идут на подмостках театров всего мира. Актуальность они не теряют и по сей день. 1959 год — «Сладкоголосая птица юности».
В своих произведениях Уильямс упоминает писателей, которыми восхищался в ранние годы и которые так или иначе оказали влияние на его творчество: Х. Крейн, А. П. Чехов (с десяти лет), У. Шекспир, Д. Г. Лоуренс, А. Стриндберг, У. Фолкнер, Т. Вулф, Э. Дикинсон. В поздние годы к этому списку прибавились Уильям Инге, Дж. Джойс и Э. Хемингуэй.
1960-е и 1970-е в жизни Уильямса отмечены смятением и чередой творческих неудач. Качество его произведений снизилось от усугублявшегося алкоголизма и наркозависимости.
В 1975 году пишет удивительно откровенные мемуары. Как бы ставя точку в своей яркой и беспокойной жизни.
25 февраля 1983 Уильямс был найден мёртвым в номере отеля «Элизе» в Нью-Йорке. По заключению медицинской экспертизы – Теннесси Уильямс умер от передозировки алкоголя и медикаментов.
Похоронен на кладбище Кэлвари в Сент-Луисе.
Предлагаем вам, дорогие друзья, ответить на вопросы викторины «Вспомни название пьесы Теннесси Уильямса»
Спасибо за внимание!