Литературный час «Данте и его «Comedia»

В 1321 году Данте Алигьери закончил свою «Божественную комедию», принёсшую автору мировую славу. Этот труд своей жизни Данте писал почти 14 лет и назвал просто – «Комедия». Прилагательное к нему добавил первый комментатор произведения Джованни Боккаччо, автор «Декамерона», желая подчеркнуть содержание произведения и его совершенную форму.

В XIII веке Италия  представляла собой конгломерат интригующих городов-республик, над которыми сталкивались интересы Папы Римского, германского императора, французского короля и кучи властителей помельче.

На этом фоне, в 1265 году во Флоренции в старинной рыцарской семье родился будущий гений. Итальянское рыцарство к тому моменту приближалось в своих интересах к поднимающейся буржуазии и думало больше о деньгах, чем о чести. Однако Данте, не избежавший соблазна погрузиться в большую политику, продолжал оставаться Рыцарем с большой буквы. Ещё в девять лет он познакомился со своей сверстницей, милой девочкой Беатриче, а позже, после взросления, в его сердце вспыхнула любовь к ней. Увы, девушка к тому времени вышла замуж за другого, а потом и умерла — всего лишь в 24 года.

Однако светлое чувство к любимой Данте пронёс через всю жизнь. Практически всё его огромное наследие проникнуто воспеванием этой любви в лучших традициях рыцарей, которые могли хранить верность своей прекрасной даме и совершать в её честь эпические подвиги, даже если она была женой другого. Просто об «основном инстинкте» в те времена лучшие представители элиты думали не всегда, порой сосредоточившись на духовной стороне любви. Забегая вперёд, скажем, что позже поэт женился, имел детей, но не испытывал к своей супруге столь трогательных чувств.

Данте писал не только любовную лирику, но и политические трактаты, где излагал свои взгляды на то, какими должны быть идеальные государи и Папы. Причём он не был только теоретиком: к примеру, избирался на влиятельные должности в своём родном городе, включая пост приора (вроде мэра и президента в одном лице). Увы, вскоре после возвышения последовала и опала — в начале XIV столетия его и его сторонников навсегда изгнали из Флоренции под страхом смертной казни.

С тех пор начались скитания изгнанника по Италии. Конечно, в нищете он не жил — находил покровительство у влиятельных аристократов, часто оказывал им ценные услуги в качестве политика и дипломата. Собственно, и смерть настигла Данте во время выполнения дипломатической миссии со стороны Равенны к Венеции.


«Данте Алигьери, увенчанный лавровым венком», Лука Синьорелли
Ок. 1441-1523

Однако, самым известным произведением поэта, несомненно, является его «Божественная комедия». «Божественной», отдавая дань уважения великому таланту, поэму нарекли потомки, сам автор называл ее комедией. Ведь со времен античности этот термин обозначал не просто весёлую вещицу, но и произведение с грустным началом и хорошим концом. А что, действительно, более подходит под эти условия, как не описание вечных адских мучений в начале и райского блаженства в конце?

Уже одна надпись на вратах ада, написанная чеканным стилем, поневоле настраивает на драматический лад:

Я увожу к отверженным селеньям,
Я увожу сквозь вековечный стон,
Я увожу к погибшим поколеньям.
Был правдою мой зодчий вдохновлен:
Я высшей силой, полнотой всезнанья
И первою любовью сотворен.
Древней меня лишь вечные созданья,
И с вечностью пребуду наравне.
Входящие, оставьте упованья…

Далее, автор, ведомый тенью великого поэта античности Вергилия (чью поэму «Энеида», где главный герой тоже путешествует по преисподней, Данте взял в качестве основы для своего произведения) следует по всем кругам ада, наблюдая за мучениями грешников, часто узнавая в них своих знакомых и современников.

Начальная страница первого печатного издания 1472 год

Его описание и ада, и других частей загробного мира соответствует картине средневековой католической схоластики — рационального, «школьного», богословия. Правда, через призму авторского восприятия и собственного выбора действующих лиц. Тем не менее, и спустя почти восемь сотен лет, несмотря на падение интереса к религиозной литературе, поэма великого итальянца пользуется немалой популярностью. В том числе и у тех, кто если и воспринимает христианство, то только в ультралиберальной его модификации.

Например, совсем недавно в школах Италии запретили изучать на уроках «Божественную комедию» — этому воспротивились местные геи. Им очень не понравилось, что Данте поместил представителей их «корпорации» в Седьмой круг ада, где отбывают вечное наказание «насильники над естеством» — содомиты.

Впрочем, самым большим грехом Данте считал предательство.
Родины, друзей и единомышленников — и, наконец, по максимуму он отвёл казней для «предателей благодетелей».
Им суждено вечно страдать от холода и страха, вмороженными в лёд Девятого круга преисподней.

Предлагаем вам, друзья, посмотреть виртуальный альбом «Вдохновлённые «Божественной комедией», в котором мы собрали бессмертные произведения изобразительного искусства, иллюстрирующие поэму.

Разумеется, только картинами ада «Божественная комедия» не исчерпывается — они составляют первую треть произведения. После наблюдения за вечными мучениями грешников Данте переходит в Чистилище, где, по католическим представлениям, отбывают временные «очистительные» наказания грешники раскаявшиеся. В этой части тоже можно найти немало трогательных историй на нравственную тему. Например, о рыцаре-разбойнике, который своей преступной жизнью, казалось, навеки погубил свою душу — однако был помилован Богом. За один лишь поступок — когда его друг попал в плен, а денег на выкуп не было, гордый аристократ стал на колени и начал просить милостыню у сограждан для спасения жизни товарища.

А после Чистилища поэт переходит в рай. Где его встречает душа его возлюбленной Беатриче, сообщающая ему, что именно она задумала всё это путешествие по загробному миру. Говорит она при этом так:

«Спасти тебя возможно было
Лишь зрелищем погибших навсегда»

Все эти 700 лет великая поэма напоминает даже далёким от осознанной веры людям о том, что кроме нашей земной жизни есть и жизнь вечная. И о том, что, несмотря на все адвокатские потуги современных властителей дум, переименовывающих грех в генетическую особенность, вариант нормального поведения — он так и остается грехом, то есть, состоянием души, разлучающим человека с Богом и Его Любовью.

Так что даже спустя века Данте, поэт и политик, влюблённый рыцарь, философ и богослов остаётся одним из самых эффективных миссионеров и проповедников учения Христа.

А теперь, друзья, собрав картинку «Все круги», вы сможете подробнее рассмотреть структуру ада по Данте.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!