В этот день 125 лет назад родился русский советский писатель, поэт, киносценарист и драматург, журналист, военный корреспондент, главный редактор журнала «Юность», Герой Социалистического Труда Валентин Петрович Катаев.
Родился Валентин Петрович в 1897 году в Одессе в семье учителя. С самого раннего детства он знал, что родился писателем. Первой публикацией Катаева стало стихотворение «Осень», напечатанное в 1910 году в газете «Одесский вестник». В 1915 году, не окончив гимназии, пошёл добровольцем на фронт, был дважды ранен, отравлен газами. Выступал с репортажами и очерками об «окопной» жизни солдат, полными сочувствия к рядовому человеку на войне. В 1919 году Катаев был снова мобилизован в Красную Армию, командовал артиллерийской батареей на Донском фронте. Возвратившись в Одессу, работал в ЮгРОСТА (Южном отделении Российского телеграфного агентства), посещал различные литературные кружки и объединения. Сблизился с писателями Ю.К. Олешей и Э.Г. Багрицким, вместе с которыми сочинял агитационные тексты для плакатов.
С 1922 года жил в Москве, работал в газете «Гудок», печатал юморески и фельетоны в «Правде», «Рабочей газете», «Труде» (псевдонимы: Старик Саббакин, Ол.Твист, Митрофан Горчица). В раннем творчестве Катаева своеобразный сплав реализма, острой житейской наблюдательности, иронии, доходящей до сарказма, романтической приподнятости и дерзкой фантазийности проявился в рассказах о Гражданской войне ( «Опыт Кранца», 1919; «Золотое перо», 1920; «Записки о Гражданской войне», 1924). В этот период были написаны авантюрно-утопические романы о мировой революции ( «Остров Эрендорф» , «Повелитель железа» , оба 1924 г.)
Катаев был увлечён экспериментами в области формы, в его прозе появились странные персонажи — загадочный оксфордский студент сэр Генри, чёрт в тёмном пиджаке и белых манжетах и другие фигуры, заставляющие вспомнить об Э. Т. А. Гофмане и Э. По («Сэр Генри и чёрт», 1920; «Железное кольцо», 1923).
Параллельно Катаев шёл от насмешливого обыгрывания анекдотических случаев (сборники рассказов «Бородатый малютка», 1924; «Самое смешное», 1927) к обличительному пафосу развенчания культа наживы и «красивой» жизни. Первый значительный успех принесла писателю повесть «Растратчики» (1926 ). Это фантасмагорическая история бухгалтера Прохорова и кассира Ванечки, которые, соря казёнными деньгами, колесят по России в поисках этой самой красивой жизни. Действие происходит в период НЭПа, и перед персонажами предстаёт безотрадная картина убогого советского быта и наглого нэпманства. Повесть была переведена за рубежом, стала бестселлером в США.
Остротой социальной и психологической сатиры, направленной против обывательской пошлости и мещанского культа собственности, отмечена комедия «Квадратура круга» (1928). После поездки в Магнитогорск Катаев написал роман-хронику «Время, вперед!» (1932), название которого подсказал ему В. Маяковский. Книга проникнута верой Маяковского в то, что начало первой пятилетки может быть воспринято как заря новой эры. Главные герои романа — инженер Маргулиес, Загиров, бригадир бетонщиков Саенко — видят смысл своей жизни в труде, опережающем время и преображающем жизнь.
В повести «Белеет парус одинокий» (1936) главными героями стали одесские мальчишки, которые оказываются в водовороте революционных событий 1905 года. Увлекательный сюжет, живописная предметность описания «фона» происходящего – суеты одесских улиц, рынка, порта, пляжа, несмолкаемого моря, гимназической жизни. Сплав юмора, лиризма и героической патетики сделали это произведение одной из любимых детских книг.
Стремлением показать историю страны через судьбу человека отмечена и повесть Катаева «Я, сын трудового народа» (1937), действие которой происходит во время немецкой оккупации Украины в 1919, главными героями выступают фольклорные персонажи – бравый солдат Семён Котко и девица-краса Софья, повествование, развертывающееся в стилистике народных сказов, насыщено описаниями украинских пейзажей, обрядов и обычаев, звуками украинской речи.
В годы Великой Отечественной войны военный корреспондент Катаев писал фельетоны, очерки, рассказы. Огромную популярность принесла писателю повесть «Сын полка» (1945; Государственная премия, 1946), рассказ о судьбе мальчика-сироты, усыновлённого боевым полком. Институт «сыновей полка» с тех пор утвердился в отечественной армии; по повести была написана одноимённая пьеса, снят замечательный фильм (1946, реж. В.М.Пронин).
В 1957–1962 годах, будучи главным редактором журнала «Юность», Катаев способствовал его превращению в одно из ведущих периодических изданий страны, «рупор» так называемых шестидесятников, открывший путь к читателю многим видным литераторам (в том числе В.П. Аксенову и А.Т. Гладилину). В 1964 году писатель опубликовал художественно-публицистическую повесть о В.И. Ленине «Маленькая железная дверь в стене». В цикле мемуарных произведений Катаева (повести «Святой колодец», 1965; «Трава забвения», 1967; «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона», 1972; «Алмазный мой венец», 1975; «Сухой Лиман», 1986, где, одухотворенные поэтической фантазией автора, сошлись герои и сюжеты многих книг Катаева), открылись новые грани таланта писателя: глубина проникновения в смысл событий и характеры людей, исповедальность и наблюдательность, соединённые с живой способностью к художественному смещению времени и пространства.
В повести «Уже написан Вертер» (1979) Катаев показывает Гражданскую войну в России как бессмысленную братоубийственную бойню, в которую вовлечён герой повести, искренний и чистый юнкер Дима, и в которой вершат свой кровавый суд комиссары в чёрных кожанках, расстреливающие без суда и следствия свои жертвы в гаражах.
Последняя книга Катаева «Сухой Лиман» (1986) почти не была замечена критикой. Это своего рода эпилог его многотомного романа: в последний раз сошлись вместе герои, объединились сюжеты многих книг. Жизнь пропущена сквозь призму далеких воспоминаний в соединении с поэтической фантазией.
Умер Валентин Катаев в Москве 12 апреля 1986 года на 90-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Писатель Сергей Шаргунов так оценивает творчество Валентина Катаева:
«Во всей советской прозе, на мой взгляд, катаевская была самой яркой и зрелищной. А пребывание его имени в траве забвенья для меня очевидность и несправедливость.
О чтении Катаева нельзя пожалеть: изображал он всегда так, чтоб интересно было – не просто зримо, а в насыщенном цвете, и самое волнующее, головокружительное: будь то бешеная погоня или нежное свидание.
Катаев вампирически был жаден до красок (его литература всегда – приключения красок). Физически ощущаешь наслаждение, которое он получал от писательства… Он жадно впитывал и щедро выплескивал краски мира. У него было столь меткое владение словом (одновременно реалистическое и поэтичное), и столь точное мастерство передать внешний вид, характер, сцену, эмоцию, что он щеголял возможностью рассыпать фразы и слова и под конец предпочитал «ассоциативное письмо».
Катаев – весь вызов. Он весь – слишком. Художник-маг, которому завидуют и сейчас, и чей дар не могут оспорить.
Наслаждение Катаевым – вечная весна.»
А теперь, дорогие друзья, предлагаем вам ответить на вопросы нашей викторины «Удивительная жизнь писателя».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!