«Монастыри и храмы России»

Книга – великий дар человеку от Бога. Она служит не только для передачи исторической информации, но служит дверью в будущее: от того, какими будут книги, зависит и то, какими будут идеалы у молодежи, а значит – зависит наше будущее.
Велико значение православной литературы в жизни человека. Неизгладимый след в душе человека может оставить печатное духовное слово.

Предлагаем вашему вниманию тематический рекомендательный список православной литературы
«К душе своей найди дорогу»

«Апостол» — богослужебная книга, необходимая для совершения церковных служб. Для домашнего чтения она издается вместе с Новым Заветом и для многих верующих стала ежедневным чтением.

«Возлюбленный и чтимый русский народ, если труды мои окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью», — обращался Иван Федоров к читателям в послесловии своей книги.

Роман посвящён тяжелой, но светлой судьбе русского священника Псковской православной миссии в годы фашистской оккупации. Едва ли не впервые в нашей литературе так подробно раскрывается образ священнослужителя, оказавшегося между жерновов большевистской и гитлеровской власти.



Сегень, Александр Юрьевич (писатель; 1959-). Поп : [роман] / Александр Сегень. — Москва : Вече [и др.], 2013. — 380 с. 14+.  (Лепта Книга) (в пер.).

В книге на живых примерах показаны православные корни русской культуры, проявляющиеся в самых различных её областях: мировоззренческой, художественной, бытовой и т.д. Книга может быть использована при изучении курса «Основы православной культуры». Автор — кандидат философских наук, преподаватель одного из московских вузов.

Скоробогатько, Наталия Владимировна. Русская православная культура : [для среднего школьного возраста] / Наталия Скоробогатько. — Москва : Белый город, 2008. — 47, [1] с. : цв. ил., портр. — (История России). (в пер.).

Эта книга рассказывает о преподобном Серафиме Саровском, чьи дела и подвиги снискали почёт и уважение при жизни, а после смерти дали основание для причисления к лику святых. На протяжении столетий православный народ молился своему угоднику и чудотворцу, батюшке Серафиму. При жизни к нему стекались тысячи. После смерти – миллионы. Его молитвенное предстояние хранит наше Отечество, спасает и излечивает множество людей. Угодника Божьего, батюшку Серафима, призывают на помощь в самые трудные моменты жизни. О нём написаны десятки книг и снято множество фильмов. Каждый человек должен знать жизнь святого старца Серафима, учась у него вере и любви, подражая ему в мудрости и доброте.


Серова, Инна. Серафим Саровский : [житие и заветы, помощь и чудеса, икона, акафист, молитва] / Инна Серова. — [Изд. 2-е, дораб. и испр.]. — Санкт-Петербург : Глаголь Добро, 2010. — 190, [1] с. — (Помощь святых). (в пер.).

Эта книга – настоящая находка, особенно для новоначальных христиан, для всех, кто хочет найти ответы на самые главные вопросы: о вере, о грехе, о покаянии, о первой встрече с Богом, о чудесах, о выборе жизненного пути, о любви Божьей и человеческой, о чине Богослужения и многие, многие другие. Очень просто, на примере жизненных историй разных людей, прихода и Церковных Богослужений, рассказывается о догматах Православной Церкви. Приоткрывается завеса в совершенно особенный, благодатный мир.

Торик, Александр (протоиерей; 1958-). Флавиан : повесть / протоиерей Александр Торик. — Москва : Сибирская благозвонница, 2007. — 283, [4] с. : ил.  (в пер.).

Семья замечательного русского писателя И. С. Шмелёва (1873-1950), вынужденного в 1922 году выехать за границу и прожить на чужбине до конца своих дней, отличалась патриархальностью и истовой религиозностью. Неотъемлемой чертой этой патриархальности было патриотическое чувство, пылкая любовь к родной земле, её истории, героическому прошлому.
Все это нашло отражение в произведении И. С. Шмелёва. Он раскрывается мир русского человека, жизнь которого проникнута православным духом и согрета христианской верой.

Шмелёв, Иван Сергеевич. Богомолье : повести и рассказы / Иван Шмелёв ; [худож. А. Кузнецов]. — Москва : Детская литература. — 365, [2] с. : ил., портр. — (Школьная библиотека). (в пер.).

В этой книге Ивана Шмелёва «Лето Господне» перед читателем предстает увиденный глазами ребенка старый московский быт, раскрывается мир русского человека, жизнь которого проникнута православным духом и согрета христианской верой. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт настолько ярко и талантливо, что роман стал подлинной энциклопедией жизни русского православного человека.

Шмелёв, Иван Сергеевич (1873-1950). Лето Господне : повесть : [для старшего школьного возраста] / Иван Шмелев ; художник В. Бритвин. — Москва : Детская литература, 2020. — 526, [1] с. : ил., портр. — (Школьная библиотека). 12+. (в пер.).  

Роман И.С. Шмелёва «Пути небесные» является, по выражению самого автора, «опытом духовного романа», над которым он работал более пятнадцати лет. К сожалению, он остался незавершённым автором. Смерть писателя в 1950 году помешала ему закончить последнюю часть этой трилогии. В основе романа подлинная история двух людей, живших в конце XIX века рядом с Оптиной Пустынью — инженера Виктора Алексеевича Вейденгаммера и Дарьи Королёвой. Дарья, кроткая и глубоко верующая девушка, духовная дочь известного оптинского старца Иосифа, способствовала нравственному перерождению Виктора Алексеевича. После её внезапной смерти Виктор становится монахом Оптиной Пустыни.
Это роман о человеческих чувствах, нравственном выборе и духовном возрождении.

Шмелев, Иван Сергеевич (1873-1950). Пути небесные : избранные произведения / Иван Шмелев. — Москва : Советский писатель, 1991. — 587, [2] с., [1] л. портр. (в пер.).

В книге рассматриваются основы семейной жизни и решается целый ряд вопросов: чем отличается любовь от влюбленности, что такое первая любовь, как выбрать супруга, сколько должно быть детей, что разрушает семью, каким должен быть внутренний уклад семьи. Книга обращена прежде всего к неверующим молодым людям, стоящим на пороге взрослой жизни, но будет также интересна всем читателям, независимо от их веры или возраста, интересующимся проблемой семьи.

Шугаев, Илия. Один раз на всю жизнь : беседы со старшеклассниками о браке, семье и детях : возможен ли брак по любви, первая любовь, как вступить в брак, дети, грехи против семьи, сколько иметь детей, кто глава семьи, переходный возраст, уклад семьи / протоиерей Илия Шугаев. — Москва : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — 204, [1] с. : ил.

В самой популярной православной книге последних лет – ««Несвятые святые» и другие рассказы» представлены непридуманные истории о поразительном действии Промысла Божия в жизни автора, а также известных ему людей. Среди героев произведения: архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Алипий (Воронов), архимандрит Нафанаил (Поспелов), протоиерей Николай Гурьянов, Сергей Бондарчук, Булат Окуджава, Андрей Битов, семья маршала Георгия Жукова и многие другие. Некоторые из них способствовали духовному становлению автора, кому-то восхождение ко Господу помог совершить он. Вошедшие в книгу рассказы наполнены тёплым юмором, ощущением чудесного, радостным чувством присутствия Бога.

Митрополит Тихон (Шевкунов Георгий Александрович; архим. Московского Сретенского монастыря; 1958-). «Несвятые святые» и другие рассказы / Архимандрит Тихон (Шевкунов). — Издание 13-е. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. — 639 с. : ил., портр. (в пер.).  

Эти и многие другие книги вы сможете найти в библиотеках нашего города!
Уточняйте наличие любым удобным для вас способом
.

Предлагаем вам электронную презентацию
«Самые известные православные Храмы России»:

История России неотделима от православной веры, а православная вера неотделима от храма. Издревле торжественно-красивая церковь была украшением любого города и села. Присутствие храма, часовни или хотя бы креста служило свидетельством того, что данная местность населена православными людьми.

Храмы

Храм в православном понимании – это  «дом Господень», «земное небо», «дом молитвы». Вся жизнь христианина от рождения до смерти связана с храмом.
Истинный христианин  с радостью и печалью, с бедой и надеждой  всегда спешит в храм. В храме человек вступает в  общение с Богом, обращается к нему с молитвой.

История Русского Православного храма начинается с 988 года, когда киевский князь Владимир принял решение крестить Русь. Первыми учителями русских строителей были византийцы, так как Русь принимала христианство по Византийскому образцу. Но очень скоро русское храмовое зодчество пошло своей самостоятельной дорогой, дорогой самобытной русской культуры.  Сначала строили деревянные церкви, затем началось каменное строительство.

«Крещение Руси». Фреска работы В. М. Васнецова
в киевском Владимирском соборе. 1895—1896

До 1917 года в России были созданы тысячи храмов. Среди них сотни и сотни настоящих шедевров русской архитектурной мысли. 

Далеко не каждому из нас известно, как устроен православный храм. А ведь и внешний вид храма и каждая деталь  его внутреннего устройства имеет глубокий смысл и значение. 
Например, православные храмы имеют различную внешнюю форму, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. В большинстве случаев в своем основании храм строился (и строиться) в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому на кресте Иисусу Христу.
Часто храмы по своему строению напоминают корабль, что связано с представлением о Церкви, которая подобно кораблю, ведёт христиан по морю жизни.

Храм венчают купола с крестами. Количество куполов на православных храмах глубоко символично:
два купола означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

три купола символ Троицы;

пять – Иисуса Христа и четырёх евангелистов;

семь куполов отражает различные священные значения числа семь:
семь даров Святого Духа, семь дней сотворения мира;

девять куполов – девять чинов Сил небесных;
тринадцать куполов символизируют Христа и Его двенадцать Апостолов. 

А вот знаменитый Кижский  погост на Онежском озере, состоящий из двух многоглавых церквей и одноглавой колокольни, имеет общее число куполов тридцать три,
что символизирует тридцать три года земной жизни Иисуса Христа.

Цвет куполов тоже символичен. Как правило, они золотые  или серебряные (эти цвета символизируют свет и огонь Божества, блистание царской славы Христа). Хотя все православные церкви посвящены Богу, каждый храм имеет дополнительное посвящение, о котором нередко можно догадаться по цвету куполов.
Так, у храма в честь ангельских сил, Богородичного праздника или чтимой иконы Божией Матери будут голубые или синие купола (синие главы с золотыми звёздами означают посвящение Божией Матери).

У храма, связанного с Троицей или Святым Духом купола могут иметь зелёный цвет.  

Купола храмов обязательно венчают кресты.  Накупольный  крест  должен своей силой ограждать, избавлять и сохранять от всякого зла и бед как сам храм, так и всех входящих в него, а также кланяющихся кресту. Когда крест устанавливается (один или несколько – в зависимости от количества глав) совершается особый молебен, во время которого священник освящает крест. 
Накупольные кресты, как правило, имеют восьмиконечную форму, но в России распространены и четырехконечные. Накупольные кресты могут быть украшены виноградной лозой, лучами солнца, звёздами, фигурой ангела …
Всего более тридцати способов оформления креста, каждый со своим символическим смыслом. Вот, например, изображение полумесяца на накупольном кресте – символ якоря, символ спасения и надежды. 

Православный храм немыслим без колокольного звона. В колокол  звонят перед началом церковной службы, чтобы верующие люди, где бы они ни находились, услышав церковный благовест, вспомнили о Боге и поспешили в храм. Колокольный звон во время службы отмечает самые важные моменты богослужения.
Радостный колокольный звон возвещает всей округе о большом православном празднике. Печальным звоном провожают покойника при отпевании. Колокольный звон сопровождает крестный ход вокруг храма.
Звон в один большой колокол храма называется «благовест». Звон во все колокола по поводу праздника – «трезвон». Звон по поводу печального события называется «перезвоном».

В начале ХХ века Россия по количеству, качеству и величине колоколов, гармонии колокольных звонов занимала первое место в мире.

До революции 1917 года любители и знатоки колокольного звона легко различали по звучанию, с какого храма звонят. А звонари-умельцы были в почёте. Ведь не всякий мог стать звонарём. 
Звучит колокольный звон — Трезвон

Трудно представить себе православный храм без икон – изображений Спасителя, Божией Матери, ангелов и святых, написанных по церковным правилам на досках разного размера и освящённых Церковью.
Иконы размещаются по стенам храма в киотах, т.е. больших рамах.
Иконы размещаются также на аналоях – высоких узких столиках  с наклонной поверхностью.
Но главным местом расположения икон является иконостас. Это своего рода перегородка между алтарём и средней частью храма, на которой горизонтальными рядами (ярусами) размещены иконы.

Монастырь

Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. В монастырях собирались люди, которых так увлекала вера в Бога, что они бросали все свои заботы и семью. Эти люди посвятили свою жизнь труду и молитвам. Их называли монахами.То есть монастырь – это уединённое жилище монахов. Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов.

Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Сам он считает, что он не столько отказался, сколько согласился: согласился с неким «зовом» — зовом Бога, который указал ему на его призвание.
Слово «монах» происходит от греческого слова «монос» (один, одиноко живущий
).

Один из православных авторов, Сергей Бехтеев, в своём стихотворении описывает монаха таким образом.

Старец Божий, старец кроткий,
В лаптях, с палкою простой,
На руке иссохшей чётки,
Взор, горящий добротой.
Сколько дивного смиренья
В страстотерпческих чертах,
Дивный дар богомоленья
Лёг с улыбкой на устах.
Тяжким подвигом согбенный
Он идёт, гонец небес,
Прозорливый, вдохновенный,
Полный благостных чудес.
Благодатной силой веет
На молящих от него,
Гордый разум цепенеет
Перед святостью его.

Христианская притча

Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака:
— Быстрее, я опаздываю на работу!
И тут он увидел, что на одном из вёсел написано «молись», а на другом — «трудись».
— Зачем это? — спросил пассажир.
— Для памяти, — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что нужно молиться и трудиться.
— Ну, трудиться, понятно, всем надо, а вот молиться, — это не обязательно. Никому это не нужно. Зачем же тогда терять время на молитву?
— Не нужно? — переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом.
Лодка закружилась на месте.
— Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперёд. Отсюда и вывод: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, нужно крепко держать в руках оба весла: молиться и трудиться.

Монахи уходили и обустраивали свою жизнь в безлюдных и труднодоступных местах. Они строили себе жильё, храмы. Там они жили, трудились и молились. Так появлялись первые монастыри.

В этом храме старинном, на истёртых камнях
На коленях стоял очень старый монах
И молился он долго со слезами в глазах
За людей на земле, что тонули в грехах…
Улетало мгновенье и век проплывал,
Он стоял на коленях и молитвы шептал,
Всё пытаясь ответить на извечный вопрос:
Отчего же на свете столько горя и слёз?

И не видно в ночи золотых куполов,
Моё сердце кричит, молчаливо, без слов…
Помоги нам, Господь, веру вновь обрести,
Слепоту побороть, свою душу спасти!
Ты прости нас, Господь, и грехи отпусти,
Ты прости нас, Господь, Ты прости!
Ты прости нас, Господь, и грехи отпусти,
Ты прости нас, Господь, Ты прости!

В этом храме старинном, на истёртых камнях
На коленях стоял очень старый монах,
Проживал он вдали от мирской суеты,
Были мысли его высоки и чисты.
Он молил небеса за сирот и за вдов:
Дай голодному хлеб, дай бездомному кров!
И чтоб дети росли и не ведали зла,
Не жалейте для них ни любви, ни тепла!
А на грешной земле кровь рекою течёт,
Тонут храмы во мгле, брат на брата идёт…
Ты прости их, Господь, и грехи отпусти,
Ты прости их, Господь, Ты прости!

И не видно в ночи золотых куполов,
Моё сердце кричит, молчаливо, без слов…
Помоги нам, Господь, веру вновь обрести,
Слепоту побороть, свою душу спасти, душу спасти!
И не видно в ночи золотых куполов,
Моё сердце кричит, молчаливо, без слов…
Помоги нам, Господь, веру вновь обрести,
Слепоту побороть, свою душу спасти!
Ты прости нас, Господь, и грехи отпусти,
Ты прости нас, Господь, Ты прости!
Ты прости нас, Господь, и грехи отпусти,
Ты прости нас, Господь, Ты прости!

В завершении православной виртуальной экскурсии предлагаем вам собрать пазл
«Книжный мир православия»

Спасибо за внимание!