Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыку вдвойне.
В. Лебедев-Кумач.
Клавдия Ивановна Шульженко — советская эстрадная певица, актриса театра и кино, народная артистка СССР.
В то далекое и трудное военное время ее голос поднимал бойцов и командиров Красной армии в атаки, исцелял раненых и вселял уверенность, что Победа уже близко.
Песни Великой Отечественной войны, пели не только воины. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпая в них оптимизм и силу в годину суровых испытаний.
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА ШУЛЬЖЕНКО
Народная артистка СССР (1971)
Народная артистка РСФСР (1962)
Заслуженная артистка РСФСР (1945)
Кавалер ордена Ленина (1976)
Кавалер ордена Красной Звезды (1945)
Награждена медалью «За оборону Ленинграда» (1942)
«Королева Советской эстрады», «Советская Эдит Пиаф»… писала пресса о Клавдии Шульженко.
Клавдия Шульженко была и остается не просто национальным достоянием, а настоящей классикой и эталоном искусства.
Казалось бы, не такой сильный голос, да и не такая привлекательная внешность, но «Синенький скромный платочек» или «Давай закурим» становились шлягерами.
Предлагаем вам посмотреть передачу «Мой серебряный шар», посвященный Клавдии Шульженко.
Клавдия Шульженко родилась 24 марта 1906 года в Харькове в семье бухгалтера управления железной дороги. Когда отец начинал петь, со всей улицы, да и соседних тоже, подтягивались слушатели. Еще больше приходило в их двор народу, когда Иван Шульженко объявлял, что вечером состоится не только концерт, но и небольшой спектакль, который разыгрывали отец с матерью, их сын Коля, а также маленькая Клава.
Отец мечтал о том, что дочь станет певицей, а она была без ума от Веры Холодной и других актеров немого кино. Клава считала, что петь сумеет каждая, а вот хорошей актрисой могут стать единицы.
В Харькове был украинский драматический театр, где служил прославленный режиссер Николай Синельников. К 15 годам Клавдия пересмотрела весь репертуар театра и поклялась себе, что через два-три года обязательно станет актрисой.
Но случилось это даже раньше запланированного срока.
На просмотре она решила исполнить песню «Распрягайте, хлопцы коней». Аккомпанировал юной Клаве тогда еще малоизвестный 22-летний заведующий музыкальной частью Исаак Дунаевский, который в то время жил в Харькове.
Она мечтала о театре, но отец твердо гнул свою линию. И чуть ли не насильно привел ее за руку к профессору консерватории Никите Чемизову. Тот учил ее музыке, но однажды не выдержал, вздохнул: «Ты счастливая, у тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать его».
В 1928 году двадцатидвухлетняя певица решила покорить новые горизонты и отправилась в Ленинград. Она верила, что сможет найти свое место на большой сцене и не ошиблась.
Вскоре после переезда Шульженко уже выступала на сцене Мариинского театра в большом праздничном концерте ко Дню печати. В этом же году ее приняли в штат Ленинградского театра эстрады…
Она быстро стала популярной среди ленинградцев, полюбивших ее за искренность. Казалось бы, творческая карьера Клавдии Шульженко складывалась как нельзя лучше.
В 1929 году певице предстояли гастроли в Москве. Но перед самой поездкой ее ждал удар — Репертуарный комитет запретил практически все песни из немалого репертуара Клавдии Ивановны. По сути, ей разрешили петь всего две композиции.
После года споров ей и вовсе рекомендовали подготовить абсолютно новую концертную программу. Не желая петь то, что навязывал комитет, Шульженко обратилась к народным песням.
Только спустя несколько лет она вернулась к любовно-лирическим композициям, по своей форме напоминавшим размышление, монолог, воспоминание.
Это песни «Мама», «Записка», «Портрет», «Встречи», «Простые слова».
Клавдия Шульженко никогда не шла на уступки и не изменяла своей творческой манере. А слушатели платили ей за это своей любовью.
В Ленинграде певица завоевала настоящую популярность. В 1929 году её пластинки выходят одна за другой.
Выпущенные в 1935 году первые патефонные пластинки Шульженко разошлись огромными тиражами.
Росла популярность Клавдии Шульженко. Два мощных завода Грампласттреста выпускали огромное количество пластинок с записями Шульженко, которые на прилавках не задерживались…
В Ленинграде, на сцене Мюзик-холла, она исполняла две песенки в спектакле «Условно убитый» на музыку Дмитрия Шостаковича. За дирижерским пультом был Исаак Дунаевский.
Тогда же Клавдия впервые осознала, что ее предназначение – петь.
«Ты должна играть песню и при этом исполнять в ней все роли».
Эти слова Николая Синельникова она помнила всю жизнь. Полных залов молодой исполнительнице не пришлось ждать долго. Она всегда учитывала мнение слушателей, пытаясь выстроить свой репертуар таким образом, чтобы у них не возникало желания покинуть зал еще до того, как закончится концерт.
Харьков стал для Клавдии городом не только детства и юности, но и серьезной любви. На гастроли в 1928 году приехал ее ровесник, одессит Владимир Коралли.
Первая встреча оказалась мимолетной. Певица уехала в Ленинград, где дебютировала на сцене мюзик-холла. Ее успех превзошел все ожидания. Вместо запланированных двух песен довелось исполнить все семь, составлявших ее репертуар.
Тогда же состоялась их вторая встреча, которая положила начало семейному и творческому союзу. А рождение сына Георгия в 1932 году только прибавило Клавдии Ивановне желания совершенствовать мастерство пения.
Гоша, так звали его в семье. Рос Гоша талантливым, родители мечтали дать ему музыкальное образование.
В середине 1930-х годов Клавдия с мужем много гастролировали. Именно это позволило ей стать не только узнаваемой, но и любимой миллионами людей.
Осенью 1939-го прошел 1-й Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Авторитетное и крайне строгое жюри не присудило никому первой премии, хотя в числе конкурсантов было немало талантливых артистов.
«Челита», «Девушка, прощай» и «Записка» – три песни, представленные Клавдией Шульженко, произвели на жюри и зрителей неизгладимое впечатление.
Она стала лауреатом конкурса.
Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Добровольно вступив в ряды действующей армии, в первый год ленинградской блокады она дала 500 концертов. Ее песни звучали на передовых и в госпиталях.
С первых же дней войны Клавдия Шульженко стала рядовой Красной Армии, а коллектив ее получил звание Ленинградского фронтового джаз-ансамбля. Ее сценической площадкой становились прифронтовая землянка, форты Кронштадта, больничная палата, деревянный сарай, поле аэродрома, лесная опушка. Но в любых условиях она появлялась на публике в концертном платье и туфлях на каблуках.
В репертуаре К.И. Шульженко было много песен. Но где бы она ни выступала, бойцы всегда просили её: » Спойте «Синий платочек!».
Счастливая и необычная судьба у этой песни: она родилась дважды. В 1939 году, впервые прозвучала эта мелодия. Именно тогда, спасаясь от фашисткой неволи, в Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». Они выступали с концертами в городах. Весной 1940 года «Голубой джаз» гастролировал в Москве. На одном из концертов побывал поэт и драматург Я.М. Галицкий. Среди многочисленных мелодий одна понравилась ему, и он тут же сделал подтекстовку и через несколько дней состоялась премьера песни.
Когда началась война, трудно было предположить, что «Синий платочек» встанет в строй боевых песен. Но это случилось.
Весной 1942 года Фронтовой джаз-оркестр В. Коралли и К. Шульженко выступал в гвардейском подразделении перед защитниками легендарной “дороги жизни” через Ладожское озеро.
После концерта, беседуя с бойцами, Клавдия Ивановна познакомилась с литературным сотрудником газеты “В решающий бой!” лейтенантом Михаилом Александровичем Максимовым.
Когда речь зашла о любимых песнях и, в частности о “Синем платочке”, артистка сказала:
“Песня популярна в народе, у неё простая, запоминающаяся мелодия. Но нужны другие слова, которые отражали бы сегодняшний день, нашу великую битву с фашизмом. Тогда песня нужна будет армии”. Максимов не был поэтом, да и в газете работал всего лишь два месяца. Но слова певицы его взволновали. Он как-то неожиданно произнес: «Строчит пулеметчик».
Клавдия Ивановна ухватилась за эти слова – «Вот, вот».
Максимов сразу же принялся работать над новым текстом песни.
К утру текст был готов.
Было это 9 апреля 1942 года. Так песня родилась заново.
Песни твои, что так трогали душу,
Звали на подвиг усталых бойцов,
«Синий платочек», «Три вальса», «Катюша»,-
Юность тревожная наших отцов.
Сколько тех самых, платочков любимых,
В холод согрели, в бою сберегли,
Веру хранили в суровых годинах,
Просто иначе они не могли….
Снова возьмёт кто-то в руки гитару,
Тихо, с грустинкой споёт про большак,
Кто-то закурит с товарищем старым,
Крепкий, по- русски, солдатский табак.
А в день Победы друзья соберутся
Выпьют за павших и снова нальют,
И сквозь слезу всем живым улыбнутся
И про любимый платочек споют.
В 1942 году Клавдию Шульженко наградили медалью «За оборону Ленинграда»,
а 9 мая 1945 года – орденом Красной Звезды.
Летом того же года «За выдающиеся заслуги в области вокального искусства» певице было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
Тогда журналисты писали, что окончательное творческое кредо Шульженко, ее художественная тема и лирическая героиня сформировались именно в годы войны, потому что в ее репертуаре больше не было «случайных» песен.
Предлагаем вам посмотреть «Концерт — Фронту» 1942 года
В послевоенные годы Шульженко буквально «воцарилась» на эстраде, задавая тон в вокальном жанре. Она не пела песни, а играла, каждая песня была по-своему оригинальна.
Каждый месяц – десятки сольных выступлений.
Каждый день – сотни поклонников.
С годами ее мастерство лишь оттачивалось. Став народной артисткой СССР, она не пыталась задерживать внимание зрителей на музыкальных ритмах, костюмах, косметике или прическе.
Актриса заставляла видеть и слышать совсем другое, задумываться о чем-то действительно важном.
В канун 31 декабря 1955 года Шульженко с Коралли поссорились и впервые за долгие годы встретили Новый год врозь. А в наступившем году, прожив вместе 25 лет, развелись. Почему? Точного ответа на этот вопрос, наверное, ни один из них не знал. Их союз был скорее творческим, чем любовным. Ходила даже эпиграмма:
«Шульженко боги покарали. У всех мужья, у ней – Коралли».
Расставшись с Коралли, Клавдия Шульженко жила в маленькой комнатке коммуналки, получая от государства пенсию 270 рублей. Поистине народная артистка распродавала драгоценности и антиквариат, которые собирала все послевоенные годы.
Ей приходило очень много писем с признаниями в любви. Но в этой общей массе она выделяла письма и открытки, подписанные инициалами Г. Е. Его звали Георгий Епифанов.
В Клавдию Ивановну он заочно влюбился еще до войны, когда в 1940 году купил ее пластинку с песней «Челита». Этот таинственный воздыхатель слал ей открытки со всех уголков Советского Союза. Кинооператор был моложе эстрадной примадонны на 12 лет. Спустя много лет их познакомила режиссер Марианна Семенова. Казалось бы, два человека любят друг друга, что может стать преградой счастью?
Сейчас на «возрастной порог» никто не смотрит, а тогда шептали за спиной: «Связался черт с младенцем». Но любовь оказалась сильнее пересудов. Они поженились в 1957 году.
Их счастье длилось девять лет. Потом Клавдия Ивановна
«добила» мужа неуемной ревностью. Ей всегда казалось, что такого
всепоглощающего счастья, как у них с Жоржем (именно так она его называла), не
существует.
Они разошлись на долгих 10 лет, но однажды она вновь увидела его в первом ряду на своем концерте. И сказала прямо со сцены:
«Жорж, прости меня. Возвращайся. Мне без тебя так одиноко!»
Они были счастливы до того рокового дня, 17 июня 1984 года.
А потом она ушла. Навсегда.
Умерла Клавдия Ивановна в своей московской квартире, где стоял рояль, который Дмитрий Шостакович проиграл когда–то ей в преферанс.
Долго болела, а перед смертью на две недели впала в кому.
Среди личных вещей — концертное платье от малоизвестного тогда модельера Вячеслава Зайцева.
В записной книжке — телефоны поликлиники московского Большого театра и домашний телефон Аркадия Райкина, с которым её связывала крепкая дружба.
Похоронена Клавдия Шульженко в Москве на Новодевичьем кладбище.
По воспоминаниям очевидцев, в день её похорон шёл дождь, но, когда гроб опускали в могилу, вдруг выглянуло солнце.
Харковчане свято чтят ее память. В областном центре создан музей Клавдии Шульженко.
Ежегодно проводятся «Шульженковские фестивали».
Интересные факты
Последний юбилейный концерт Шульженко состоялся в 1976 году, когда ей исполнилось 70 лет. Певица и в этом возрасте выглядела эффектно и оставалась популярной.
Тиражи ее пластинок достигали 170 миллионов экземпляров.
Свою последнюю пластинку «Портрет» Клавдия Ивановна Шульженко записала в 1980 году, тогда же написала сборник мемуаров «Когда вы спросите меня…». А в 1983 году на телеэкраны вышел фильм «Вас приглашает Клавдия Шульженко» — история о жизни певицы, рассказанная от первого лица.
В последние годы жизни она стала с удовольствием слушать свои записи и каждый день ставила на проигрыватель пластинку то с «Синим платочком», то с песней «Давай закурим».
А ведь раньше, если кто-то заводил патефон с ее песнями, отмахивалась:
«Боже, как мне надоела эта Шульженко!».
Ей, привыкшей к достатку, конечно же, не хватало мизерной пенсии. Выживать Шульженко помогали молодые артисты. Денег от них, разумеется, она не принимала, но подаркам была рада. Перехитрить же ее и оставить-таки деньги удавалось лишь Алле Пугачевой. Перед уходом, воспользовавшись тем, что хозяйка шла провожать гостей, Алла Борисовна оставляла приличную сумму под салфеткой на кухонном столе. А в следующий свой визит сочувственно поддакивала Шульженко, которая сетовала на плохую память: вот, мол, уже стала забывать, куда прячет деньги…
О ее характере ходили легенды, но певица всегда знала себе цену.
«Я стала эпохой в нашей культуре», – как-то сказала она своему концертмейстеру. Тот возразил, что такой вывод должен сделать народ.
«Народ может и забыть», – ответила Клавдия Шульженко.
В последние годы жизни, когда Клавдия Ивановна сильно болела и уже не могла работать, главным ее утешением стал рояль. За ним Шульженко забывала о своих невзгодах. Врачи рассказывали, что, когда она лежала в больнице и жизнь отсчитывала последние часы, певица, как только сознание к ней возвращалось, шептала:
«К роялю! К роялю!».
На родине в Харькове установлен бюст певицы.
Мемориальная доска установлена в Москве, где певица жила с 1948 по 1962 год.
26 мая 1996 года в Харькове по адресу пер. Байкальский, 1 открылся городской Музей знаменитых харьковчан имени К. Шульженко. В экспозиции музея представлены личные вещи, концертные костюмы, документы и другие реликвии, принадлежавшие ей.
И даже в честь певицы назван астероид 4787 Шульженко.
Установлены мемориальные доски в Харькове: на доме по ул. Владимирской, где жила певица, на Доме культуры (ранее Харьковского электромеханического завода), где она выступала, на здании Харьковской детской музыкальной школы № 12, которая носит имя К. И. Шульженко.
В Харькове оформлены муралы на домах, посвященные К. И. Шульженко.
На финальном концерте фестиваля «Песня года» вручается Премия имени Клавдии Шульженко.
Именем Клавдии Шульженко названы улицы в Харькове и Люботине Харьковской области.
В Харькове периодически проводится Международный фестиваль эстрадной песни им. К. И. Шульженко.
В Москве на площади Звёзд Эстрады была установлена звезда Клавдии Ивановны Шульженко.
К 100-летию К. Шульженко Саратовский джаз-оркестр Ретро подготовил программу по подлинным партитурам оркестров и ансамблей, с которыми выступала певица.
В 2006 году эти песни вновь прозвучали на сцене Колонного зала Дома Союзов в Москве.
9 мая 2014 года состоялась премьера спектакля о жизни и творчестве певицы «Клавдия Шульженко. Старинный вальс» в Киевском театре русской драмы им. Леси Украинки.
24 марта 2016 года в день 110-летия со дня рождения Шульженко интернет-портал Google посвятил певице Doodle.
В честь К. Шульженко в 2018 году Анатолий Журавлёв поставил спектакль-концерт «Клава», в котором «мужские» песни исполнял он сам, а женские — Полина Приходько-Журавлёва.
В начале августа 2019 года в Харькове в Саду им. Т. Шевченко была установлена скульптурная композиция с фигурами К. Шульженко и И. Дунаевского (автор Катиб Мамедов).
Дорогие друзья! В завершении мероприятия предлагаем вам видео презентацию «Певица на все времена!»
Подготовила: Л.А.Сукрушева
Спасибо, что дочитали до конца!