Театральный календарь «Фанни Великолепная»

Фаина Раневская — это одна из величайших советских актрис театра и кино. Её хорошо знали и любили не только в СССР, но и за рубежом. Творчеством артистки восхищались и Сталин, и американский президент Франклин Рузвельт. Согласно воспоминаниям друзей, человеком она была с очень противоречивым внутренним миром: сложным, но в то же время прекрасным. Актриса была остроумна, умна и невероятно эксцентрична.

Сегодня мы отмечаем 125-летие со дня рождения Фаины Раневской.

Будущая актриса родилась в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Её отец был хозяином фабрики красок и магазина стройматериалов, а также владел пароходом и несколькими домами. У девочки было 3 брата и младшая сестра Белла.
Настоящее имя актрисы — Фанни Гиршевна Фельдман, а свой псевдоним она взяла в честь героини пьесы Чехова «Вишнёвый сад» Любови Раневской. Якобы однажды Фаина получила в банке крупную сумму денег, но порыв ветра вырвал их из её рук. Глядя на улетающие купюры, актриса сказала: «Денег жаль, зато как красиво они улетают!» Тогда её коллега, который был рядом с ней, воскликнул: «Да ведь вы Раневская! Только она могла так сказать». Так Фаина Фельдман стала Раневской. А вот близкие друзья называли её Фуфой.

Сначала Фанни отдали в элитную женскую гимназию. Однако ей там совсем не нравилось. Дело в том, что она была скромным и очень застенчивым ребенком, к тому же девочка заикалась, ей было некомфортно со сверстниками. Фанни постоянно упрашивала родных: «Пожалейте человека, возьмите меня из гимназии!» В конечном итоге её перевели на домашнее обучение, и она получила стандартное образование для девочки из богатой семьи: училась музыке, пению, иностранным языкам и много читала.


Фаина (слева) с гувернанткой, сестрой Беллой и братом Яковом. 1900 год.

В подростковом возрасте Фанни всерьёз заинтересовалась театром и кинематографом. Она объявила родителям, что будет учиться на профессиональную актрису, и это стало причиной разрыва её отношений с отцом — он долгие годы не мог принять выбор дочери.
Сегодня в это трудно поверить, но изначально Фаина не прошла конкурс ни в одну из театральных школ — «по неспособности». В итоге девушка смогла посещать занятия лишь в частной театральной студии, которую она окончила в 18 лет.
В 19 лет Фанни уехала в Москву. Поскольку отец не дал дочери ни копейки, а мама смогла выделить только крошечную сумму, будущая актриса поселилась в маленькой комнатушке на Большой Никитской. Несмотря на финансовые проблемы, она была по-настоящему счастлива, и именно в те годы познакомилась с такими легендарными личностями, как Цветаева, Мандельштам, Ахматова, Маяковский. К тому времени вся её семья покинула Россию и переехала в Прагу.
В 1915 году Фаина наконец-то нашла себе работу в качестве актрисы, правда, не в Москве, а в Керчи. На актёрской бирже она подписала контракт на работу в местной труппе — актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом».

Надо сказать, что в молодости у девушки была очень яркая внешность: рост 180 см, густые тёмные волосы, пронзительный взгляд и горделивая осанка. Отчасти поэтому она успела поработать во многих театральных труппах — от Феодосии до Ростова-на-Дону.

В Ростове-на-Дону Раневская познакомилась с актрисой Павлой Вульф, которая на всю жизнь стала её лучшим другом и учителем. «Только со временем я поняла, каким счастьем была для меня встреча с моей незабвенной Павлой Леонтьевной. Я бы не стала актрисой без её помощи. Она во мне воспитала человека, воспитала актрису. Она научила трудиться, работать, работать, работать. Она истребила во мне всё, что могло помешать тому, чем я стала. Никаких ночных бдений с актёрской братией, никаких сборищ с вином, анекдотами, блудом. Она научила радоваться природе, «клейким листочкам». Она научила слушать. Любить, понимать лучшую музыку. Она водила смотреть в музее то, что создавало для меня смысл бытия. Она внушила страсть к Пушкину, она запрещала читать просто книги, она давала познать лучшее в мировой литературе. Она научила быть человечной», — говорила о ней Раневская.

В конечном итоге после многочисленных переездов актриса всё-таки осела в Москве и стала служить в театре им. Моссовета. Правда, пребывание в этом театре сопровождалось частыми конфликтами и даже скандалами с главным режиссёром. Дело в том, что у Раневской было своё видение игры и свой творческий метод. Так, получив эпизодическую роль в спектакле «Шторм», актриса полностью изменила её и сыграла на свой лад. Конечно, режиссёр был не в восторге от взбалмошного характера актрисы. Тем не менее в этом театре она играла 25 лет.
Потом Раневская перешла служить в театр им. А. С. Пушкина. Там она познакомилась с начинающим актёром Владимиром Высоцким. Фаина Георгиевна сразу же прониклась к нему особой симпатией и взяла под свою опеку. Однажды она даже спасла его карьеру: Высоцкий немного загулял и не появлялся в театре несколько недель, а Фаина Георгиевна каким-то чудом сумела убедить руководство не увольнять молодого артиста.

В кино Раневская появлялась не очень часто. Она любила повторять фразу: «Деньги съедены, а позор остался». А её говорила: «Сняться в плохом кино то же самое, что плюнуть в вечность: не сотрёшь». Впервые публика увидела Фаину Георгиевну на экране в роли колоритной госпожи Луазо в драме «Пышка» в 1934 году.
Потом последовали сразу три небольшие, но очень запоминающиеся роли в картинах «Человек в футляре», «Ошибка инженера Кочина» и, конечно, в «Подкидыше». После этой роли её стали узнавать на улицах, а крылатая фраза «Муля, не нервируй меня» преследовала актрису на протяжении всей жизни.

В конце 40-х фильмография актрисы пополнилась комедией «Весна», в которой Раневская произнесла еще одну культовую фразу: «Да… Красота — это страшная сила». И в этом же году она сыграла неподражаемую мачеху в сказке «Золушка». Причем сценарист картины Евгений Шварц дал Фаине полный карт-бланш и позволил ей дописывать реплики и играть так, как ей захочется.

Сама Раневская вспоминала об этом так: «Там была ещё такая сцена. Я готовлюсь к балу, примеряю разные перья — это я сама придумала: мне показалось очень характерным для мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья, и любоваться собой. Но для действия мне не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла, хохотнул и поцеловал руку: «С Богом!»

Давайте, дорогие друзья. посмотрим документальный фильм «Фаина Раневская — Великая и Ужасная»

Также гениально Раневская озвучивала мультфильмы. Её голосом говорит знаменитая «домомучительница» Фрекен Бок в мультике «Карлсон вернулся». Говорят, что изначально актриса не хотела браться за эту работу, считая персонажа неприятным и некрасивым. Однако её уговорили, сказав, что Фрекен Бок точно понравится детям. Так и вышло.

Последним появлением Фаины Георгиевны в кино стала роль директора цирка в ленте 1966 года «Сегодня — новый аттракцион». Тогда актрисе было 70 лет.

За свою почти 60-летнюю творческую карьеру Фаина Раневская сыграла несколько десятков ролей на сцене и более 20 в кино. Актриса получила звание народной артистки и ушла со сцены и с экранов в возрасте 86 лет.

Один из биографов Фаины Георгиевны писал: «Самое парадоксальное в актерской судьбе Раневской то, что она сыграла в театре и кино десятки таких ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Кроткий заметил: «Имя её не сходило с афиши, где она неизменно фигурировала в числе „и др.“».

За свою карьеру Фаина Георгиевна исполнила немало ролей, и каждый её образ был выразителен и незабываем. Не меньшую известность Раневская получила и как мастер острого слова.
Предлагаем вам вспомнить высказывания актрисы, давно ставшие крылатыми, в нашем виртуальном альбоме «Говорит Раневская»

А вот личная жизнь звезды оказалась несчастной. Она ни разу не была замужем, так как в юности пережила травму. Девушка влюбилась в коллегу-актёра и пригласила его в гости. Он пришёл. С другой дамой. И попросил Фаину выйти погулять на пару часов…

В пожилом возрасте, глядя на цветы от поклонников, она часто говорила: «Как много любви, а в аптеку сходить некому».

Окна её квартиры выходили во внутренний дворик, откуда был виден кинотеатр «Иллюзион», а рядом разгружали фургоны с хлебом. Так что Раневская остроумно замечала, что «живет над хлебом и зрелищем».
Вообще, чувство юмора было спасательным кругом для актрисы и её визитной карточкой. Ей приписывали авторство множества фраз и афоризмов, правда, не всегда можно сказать достоверно, говорила их Раневская или нет.

В последние годы жизнь актрисы скрашивал преданный друг — пёс по имени Мальчик. Эту беспородную собаку с толстым животом и облезлым хвостом Раневская подобрала на улице, и с тех пор не чаяла души в своём питомце. А он отвечал ей тем же — иногда Фаина Георгиевна даже брала его с собой на репетиции, потому что дома он очень скучал и скулил. Мальчик пережил свою хозяйку на 6 лет.

Великая актриса скончалась в июле 1984 года от инфаркта, отягощённого пневмонией. Фаине Раневской было 88 лет. На надгробии установлена фигурка её верного спутника — Мальчика.

Сегодня многие считают Фаину Георгиевну Раневскую одной из величайших актрис XX века. В Таганроге  в мае 2008 года был установлен памятник на улице Фрунзе, 10, у дома, где проходили её детство и юность. А в Петербурге в 2019 году появился памятник честь Фаины Георгиевны. На гранитном постаменте выгравирована одна из её крылатых фраз: «Всё сбудется, стоит только расхотеть».

В нашей библиотеке есть книги об этой удивительной женщине и актрисе. Мы расскажем о них на виртуальной книжной выставке «Что обеспечивает спокойную и счастливую жизнь», а вы приходите за ними к нам.

В книге собраны афоризмы, дневниковые записи, воспоминания одной из великих российских актрис ХХ века.
Также сюда вошли уникальные фотографии из личного альбома Ф. Г. Раневской и экспозиции музея г. Таганрога, благодаря которым воссоздаётся незабываемый и неповторимый образ этой удивительной женщины.

Великая Фаина Раневская : [сборник / авт.-сост. М. Ю. Женило]. — Изд. 4-е. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. — 248, [1] с. : ил., цв. ил., факс., портр. ; 21 см. — (Серия «Женщина-миф»).

В этой книге собраны самые яркие высказывания Ф. Раневской, её воспоминания о знаменитых современниках, остроумные и одновременно такие трогательные слова о друзьях, о жизни, о театре и, конечно, полные тонкой самоиронии рассказы актрисы о себе.

Фаина Раневская : афоризмы, курьезы, воспоминания : [12+] / Фаина Раневская ; авт.-сост. Евгения Михайлова. — Ростов-на-Дону :Планета книг, 2013. — 158 с. ; 16 см. — (Серия «Мудрость великих женщин»).

«…я отважилась взяться за эту книгу, потому что, сколько бы я не читала о Раневской, сколько бы не пересматривала фильмы с её участием, телепрограммы и запись спектаклей — она для меня остаётся вечной загадкой. И нет ничего увлекательней, чем пытаться разгадать эту загадку или хотя бы немного , пусть на шаг приблизиться к разгадке.» — пишет автор этой книги.

Цыркун, Нина Александровна.
Раневская / Нина Цыркун. — Москва : Эксмо 2011. — 478, [1] с. : ил. ; 21 см. — (Биографии знаменитых людей).

В этой книге представлены истории из жизни и афоризмы Фаины Георгиевны.
Такую книгу можно читать и перечитывать. Находить подходящие для себя цитаты, и заряжаться юмором и оптимизмом этой гениальной актрисы.

Раневская, Фаина Григорьевна (1896-1984). Старость — невежество Бога / Фаина Раневская. — Москва : АСТ : Зебра Е, 2010. — 186, [1] с., [12]л. ил., портр. ; 20 см. — (Актерская книга).

В этой книге собраны дневниковые записи Ф. Раневской о театре, о коллегах, о себе. Широко также представлены воспоминания о великой актрисе её друзей и коллег, многочисленные анекдоты. весёлые истории и искромётные фразы, придуманные. написанные и произнесённые Раневской.

Фаина Раневская на сцене и в жизни : [с иронией и всерьез: о любви, театре, мужчинах и женщинах и, конечно, о превратностях жизни] / [сост. Ю. Н. Амелин, М. Ю. Амелин]. — Изд. 12-е. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. — 221, [2] с. ; 17 см. — (Тайный дневник женщины).

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!