Пьер-Огюстен Карон де Бомарше –
французский писатель, драматург, публицист.
Сегодня, 24 января исполняется 290 лет
со дня рождения писателя.
Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти „Женитьбу Фигаро».
(А. Пушкин «Моцарт и Сальери»)
Пьер-Огюстен Карон, известный по фамилии Бомарше, которую он носил с 1757 г. Знают его, прежде всего, как автора комедий «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро», но интересы у него были разносторонними, а жизнь — полной авантюр.
Очень часто жизнь и творчество Бомарше называют общественным подвигом, так как он выступал против социальных устоев «старого порядка». Его судьба, с одной стороны, напоминает судьбу его страны, Франции второй половины XVIII века, с другой стороны — судьбу созданного им героя, балагура Фигаро.
«Услужливые, живой. Подобный своему герою. Веселый Бомарше блеснул перед тобой», — именно таким увидел великого драматурга А. Пушкин, выделяя в нём живость характера и поразительную изобретательность, и умение не терять бодрость духа при любых обстоятельствах. Даже когда он шёл против правил и бросал вызов сложившимся устоям.
Свой первый процесс Бомарше выиграл, работая в мастерской своего отца-часовщика. Он изобрел анкерный спуск в часовом механизме (что свидетельствовало о его таланте механика) и сумел отстоять свое изобретение, присвоенное одним королевским часовщиком.
Его заказчиками становятся королевская семья, знать, богатые финансисты. Постепенно Бомарше занимает видное положение в обществе, получает важные должности.
Удачливый, смелый, обладающий редким дипломатическим даром, он посещает разные страны, живо интересуется новыми открытиями и совмещает общественную деятельность с литературным творчеством. В 1777 году он учреждает общество драматургов и добивается признания авторского права, публикует собрание сочинений Вольтера, а результаты своих судебных тяжб описывает в литературных произведениях. Так свои «Мемуары» Бомарше преподносит как комедию, в которой его противники выглядят комическими персонажами. Он осуждает все формы угнетения, несправедливости и тирании.
Свою драматургическую деятельность будущий автор начинает с заразительно весёлых и остроумных комедий «Севильский цирюльник» и «Свадьба Фигаро».
Бомарше выступает сначала с сентиментальными драмами «Евгения» и «Два друга». Драматические попытки Бомарше связаны, во-первых, с тем, что ему, как сыну часовщика, было известно страдание добродетели и торжество порока. Он знал не один десяток прообразов «Евгении», униженных без отмщения.
Более того, Бомарше увлекало всё новое и неизведанное, а во Франции XVIII века драма была новостью. Однако он не хотел просто создавать новую художественную форму. Бомарше требовал от драмы верного изображения жизни со всеми её дурными и хорошими сторонами и, что особенно характерно, — нравоучения.
Однако Бомарше понял, что герои его драм мало напоминают реальные человеческие характеры. Осознавая, что серьёзный жанр не его удел, он обращается к комедии.
«Севильский цирюльник» сначала имел форму «парада», затем оперы, и лишь затем комедия обрела форму, в которой стала известной многим поколениям зрителей.
Главным для Бомарше было выразить свою приверженность интересам третьего сословия.
Настоящим вызовом, борьбой с существовавшей тогда системой стала комедия «Безумный день, или женитьба Фигаро», которую смело можно считать шедевром сценического искусства и общественным, политическим актом, была подлинной исповедью Бомарше.
Комедия Бомарше стала сознательным политическим актом: в ней отрицались произвол, законы, принятые в несправедливо организованном обществе. Благодаря большому политическому опыту, Бомарше сумел правильно оценить силу, но главное слабость абсолютной монархии.
«Женитьба Фигаро» — блестящая комедия интриги; это музыкальная пьеса: в ней воссоздана точная и детальная картина нравов Франции; история любви, изображенная в пьесе, почти трагична; социальная сатира не знает себе равных на французской сцене.
«Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» стали кульминацией в эволюции французского театра XVIII столетия. Эти комедии всегда живы и актуальны, они и в настоящее время не сходят с подмостков театров. На сюжеты пьес Бомарше написали оперы В.А.Моцарт («Женитьба Фигаро») и Дж.Россини («Севильский цирюльник»).
Пьер Бомарше – человек универсальных способностей, который был талантливым почти во всём, – всю жизнь страдал от критики профессионалов в области искусства, политики, механики.
Подготовила Сукрушева Л.А.