Джованни Франческо Родари известный итальянский сказочник, детский писатель, поэт, журналист.
Автор всемирно известных детских произведений «Приключения Чиполлино», «Приключения Голубой Стрелы», «Книжка весёлых стихов».
Все произведения детского писателя и поэта Джанни Родари, пропитаны любовью к детям, чувством радости и добра. Большинство его сказок наполнено задором и необыкновенной жизнеутверждающей энергией. Его книги учат удивляться обычным вещам, совершать добрые поступки, ценить верность, и добиваться поставленных целей.
Джованни Франческо Родари родился 23 октября 1920 года в маленьком городке Оменья на севере Италии. Его отец Джузеппе был булочником, а мать Маддалена работала продавщицей в лавке своих родителей. У Джанни было двое братьев: младший Чезаре и сын отца от первого брака Марио.
Джанни Родари в детстве Джованни с братом Чезаре Оменья. Север Италии
Италия первой половины XX века, в которой рос Родари, совсем не была похожа на райскую солнечную страну, какой мы часто ее представляем. Население жило бедно, работы не хватало, и итальянцам приходилось искать её в других странах – чаще всего, во Франции и Швейцарии.
Эту атмосферу нищеты, заброшенности и угнетения Родари отлично передал в своем рассказе «Италия с маленькой буквы»:
«…А разве и в самом деле нет Италии с маленькой буквы – всеми забытой? Разве мало таких сел, где нет врача, нет телефона… Разве нет таких дорог, по которым могут пройти только мулы… И разве нет в нашей стране таких бедных семей, где дети, куры и поросята спят все вместе прямо на земле?.. /…/ Я говорю, что действительно есть Италия с маленькой буквы – страна стариков, о которых никто не заботится, детей, которые хотели бы учиться, но не могут, сёл, где остались только женщины, потому что мужчины все уехали в другие города и страны на заработки…».
Джанни рано остался без отца: в 1929 году Джузеппе Родари умер от воспаления лёгких – заболел после того, как спас промокшего под дождём котёнка.
Очевидно, большое доброе сердце – семейная черта всех Родари.
После смерти мужа Маддалена Родари продала булочную и вернулась вместе с детьми на свою малую родину – в коммуну Гавирате, что в Ломбардии. Там Джанни продолжил учиться и параллельно занимался музыкой – играл на скрипке. Однажды они с друзьями даже собрали собственный ансамбль и некоторое время играли в тавернах.
Сперва мальчик учился в католической семинарии, затем перевёлся в магистратуру в Милане, которую окончил в 1937 году.
В течение года будущий писатель работал гувернёром в семье немецких евреев, бежавших из нацистской Германии, затем вновь вернулся к учёбе.
В 1939 году он стал посещать лекции на филологическом факультете Католического университета Святого Сердца в Милане, однако вскоре бросил это занятие и обратился к преподаванию.
Талант к педагогике Родари обнаружил в себе рано: в 17 лет он уже работал учителем начальных классов в небольших сельских школах.
Сам он впоследствии признавался, что на первых порах совершал множество ошибок из-за своей неопытности, но всегда позволял детям высказывать свою точку зрения, и они помогали ему становиться лучше.
Ученики, в свою очередь, обожали Родари. Он был для них не строгим профессором, а добрым другом и советчиком – ну и, конечно, немного сказочником. Родари любил рассказывать детям смешные и увлекательные истории и часто удивлял их неожиданными вопросами. Так, он мог спокойно подойти к ученику и вдруг спросить: «Что ты сделаешь, если в дверь постучится крокодил?».
В 1948 году по заданию партии Родари впервые в жизни занялся журналистикой. Ему поручили вести «Детский уголок» в миланском отделении коммунистической газеты «Унита». Там Родари публиковал свои стихи. С одной стороны, они казались совершенно детскими, но с другой – в них поднимались очень важные и актуальные темы.
В 1950 году эти стихотворения были изданы в виде сборника, а в 1952-м книга вышла в свет на русском языке – в знаменитом переводе Самуила Маршака. Только вчитайтесь в эти строки из стихотворения «Чем пахнут ремесла?»:
«Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак».
«Приключения Чиполлино» можно поставить в один ряд с такими произведениями, как «Три толстяка» Юрия Олеши или «Одолеем Бармалея» Корнея Чуковского.
Но, хотя это история о классовой борьбе, революция овощей в ней проходит довольно мирно. Принц Лимон и графини Вишни сбегают за границу, барон Апельсин становится грузчиком, а синьор Петрушка – сторожем.
Мир, в который погружает читателя Родари, – яркий, красочный, наполненный вкусами и запахами – почти ощутимый! И несмотря на то, что все герои сказки принадлежат к царству овощей и фруктов, каждый из них представляет определенный типаж – вполне определенный и человеческий.
Провести параллели между его героями и людьми из реальной жизни не составит труда даже ребенку. Разве никто из нас не встречал властных, надутых от осознания собственной важности «синьоров Помидоров»?
Или нигде не стоял у власти этакий «принц Лимон» – жестокий тиран, презирающий и обкрадывающий собственный народ?
Толстый барон Апельсин, брезгливые графини Вишни с вечно кислыми минами, интеллигентный и вежливый профессор Груша, по-деревенски простой и добросердечный кум Тыква, простая девчонка Редиска и храбрый Чиполлино, чья острая жажда свободы и справедливости разжигает огонь долгожданной революции – все эти герои нам хорошо знакомы.
Сам Джанни Родари о «Чиполлино» говорил так: «…Я собрал истории, которые услыхал от фруктов и овощей на рынке – и получилась книга. Когда я её перечитал, я увидел, что получилась повесть о людях…».
В каждой из своих сказок Родари умело совмещал вымысел и злободневность, выставляя напоказ пороки классового общества и проповедуя такие истины, как свобода, равенство и братство.
Ни одна сказка не обходится без волшебства. Главным героям то и дело приходят на помощь чудесные артефакты, феи-крестные и прочие магические создания. Но бывают и совсем другие истории – такие, в которых добро не берёт в руки меч-кладенец или волшебную палочку, не рубит головы драконам и не читает заклинаний.
И все равно – неизменно побеждает.
Именно такие сказки писал Джанни Родари – великий писатель, умевший в своих произведениях сочетать нравоучительную историю для детей с острой политической сатирой.
Сказки Родари – не столько волшебные (хотя, конечно, вещи там творятся самые невероятные – начиная от овощей и фруктов и заканчивая живыми игрушками, которые сами выбирают себе хозяев), сколько бытовые.
Их герои сталкиваются с реальными проблемами несправедливого взрослого мира и полагаются только на самих себя.
Отвага, выносливость, преданность дружбе и, наконец, милосердие –
вот их главное оружие.
Рожденный в бедной итальянской семье, Джанни всю свою жизнь посвятил двум вещам – литературе и преподаванию, а объединяли эти две стези его самые благодарные и верные друзья – дети.
Родари мечтал о мире, где все люди будут жить в согласии, вместе трудиться, любить и уважать друг друга.
Мир, где у всех малышей будет детство, и им не придётся зарабатывать себе на кусок хлеба, а богачи не будут попирать бедняков.
Островок такого мира Родари нашёл в Советском Союзе – первой стране, где к нему пришла настоящая слава.
Но до этого ему пришлось пройти долгий путь: от учителя начальных классов и члена партии Муссолини до участника движения Сопротивления, боровшегося с фашизмом, журналиста, литератора и любимца пионеров.
Джанни Родари был искренним и честным человеком, именно поэтому его так любили дети – детские души больше других чувствуют фальшь. Сказки писателя были добрыми, простыми и непосредственными.
Это объясняется тем, что Родари не забывал свое детство и не боялся мечтать, поэтому создал сказки, которые были так близки детским сердцам.
Интересные факты о писателе.
Главное достоинство творчества писателя – это умение «завернуть» серьезную мысль в увлекательную форму. Так дети получают представление о добре и зле без скучных нравоучений.
Основным принципом творчества писателя можно назвать стремление донести детям правду. Именно поэтому в жизнеутверждающих произведениях Родари есть грустные, а порой и трагичные моменты.
Во время визита в СССР, Родари с дочерью отправились в Детский Мир. Писатель был очень удивлен, когда увидел множество игрушек, прототипами которых были персонажи его сказок.
В СССР Джанни всегда покупал советский мармелад, выпущенный фабрикой «Ударница».
В Советском Союзе Джанни обращался к русским школьникам на итальянском языке, а они отвечали писателю на русском. Проблем с пониманием не возникало, что лишний раз подчеркивает умение писателя быть «на одной волне» с детьми.
Чтобы не упустить важную идею, писатель всегда носил с собой блокнот и ручку.
Предлагаем Вам ответить на вопросы литературной викторины,
посвященной творчеству Джанни Родари
«Увлекательное путешествие в сказочную страну Джанни Родари».
Знаете ли вы, что…
Джанни не любил учебу в семинарии, но с удовольствием проводил время в библиотеке учебного заведения.
В повести «Путешествие «Голубой стрелы» автор описывает свое детство, которое прошло в бедности и лишениях.
Еще Родари работал в Риме, где был главным редактором журнала «Пионер». Спустя три года он возглавил коммунистический журнал «Авангард», но вскоре покинул его и больше никогда руководящих должностей не занимал.
Вместо этого Родари с головой погрузился в написание книг.
Любопытно, что в СССР он был невероятно популярен в 50-е годы.
По сказкам Джанни было снято несколько кинокартин и более десяти мультфильмов.
В 1973 году сказка Чипполино была экранизирована в Италии. Эпизодическую роль в фильме сыграла дочь писателя Паола.
В 1970 году Родари получил премию имени Ганса Христиана Андерсена.
Имя Родари носит один из астероидов, открытый в 1979 году.
Памятник главному персонажу сказки «Чипполино» был открыт в 2009 году в русском поселке Мячково.
«Грамматика фантазии» — единственная книга, которую Родари написал для взрослых.
Родари всегда помнил свою детскую мечту о профессии изобретателя игрушек и не считал ее наивной детской фантазией. Писатель говорил, что дети не просто так любят игрушки. Они могут научить людей чему-то такому, чему нельзя научиться другим способом. Как говорил сам писатель, он продолжал воплощать в жизнь детскую мечту, «делая игрушки из слов».
Большой популярностью у юных читателей пользовались сказки «Джельсомино в Стране лжецов», «Путешествие Голубой стрелы», «Торт в небе», цикл «Сказки по телефону», «Наставление пионеру», «Джип в телевизоре» и многие другие. В них Джанни, по сути, описывал впечатления собственного детства, и с годами атмосфера его книг становится все более печальной.
Своим творчеством Родари мечтал изменить мир, и временами казалось, что у него это получается. Но на деле все оставалось по-прежнему: бедняки никуда не исчезли, как и войны, голод, детский труд, эгоистичные чиновники-толстосумы и властолюбивые правители.
В 1967 году слава, наконец, нашла Родари и на родине: он был признан лучшим писателем Италии. Его книги стали издавать миллионными тиражами и переводить на десятки языков. В 1970 году Родари был удостоен премии имени Ганса Христиана Андерсена – высшей награды в области детской литературы. На церемонии вручения он произнес такие слова: «Сказка дает нам ключ, с помощью которого можно войти в действительность другими путями».
Писатель с детства обладал слабым здоровьем, к 60 годам хроническое заболевание сосудов стало очень беспокоить Родари. К концу 70-х здоровье Родари заметно ухудшилось, но он продолжал активно писать.
В 1980 году врачи назначили Родари хирургическую операцию: он страдал плохим кровообращением из-за заболевания сосудов ног. Однако из-за возникших осложнений он скончался прямо на операционном столе. Создателя «Чиполлино» не стало 14 апреля 1980 года.
Его книги любят за жизнерадостность и неистощимую фантазию, за добрый юмор. Детские сказки Родари предназначены и для взрослых, ведь в них за вымышленными событиями всегда просматриваются подлинные картины жизни.
Спасибо за внимание!
Подготовила Сукрушева Л.А.