Дневник искусств «Демоны Врубеля»

Михаил Александрович Врубель  — один из самых значительных русских живописцев конца XIX-начала XX века, творивший и создававший не только живописные шедевры в разных жанрах, но и графические работы, скульптуры, декорации и костюмы для театра.

Удивительное мастерство, трагизм, бунтующий дух и редкостный талант делают Михаила Врубеля великим художником. В его работах приоткрывается богатейший внутренний мир художника.

«Автопортрет с жемчужной раковиной», 1905

Михаил Врубель появился на свет 17 марта 1856 года в Омске. Из-за службы отца семья часто переезжала: будущий художник учился в Одессе, жил в Астрахани, Петербурге и других городах. В 1874 году он начинает учиться на юриста, но скоро бросает университет. Михаил Врубель к недовольству отца поступает в Академию художеств в Петербурге. Позже он учится у Павла Чистякова, выдающегося педагога. Тогда же он знакомится с Ильей Репиным, который посоветовал ему начать работать с натурой самостоятельно. Художник много занимается акварелью, рисуя по 10-15 часов в сутки. Когда в 1884 году археолог Адриан Прахов попросил у Чистякова ученика для работы в Кирилловской церкви (г. Киев), тот посоветовал Михаила Врубеля.

Врубель с сестрой, 1870-е годы

Художник возвращается в Москву, где страдает от безденежья, пока не встречается с меценатом Саввой Морозовым. Он пишет иллюстрации к произведению Михаила Лермонтова «Демон», полностью погрузившись в работу. Его серия «демонов» стала хрестоматийной для стиля модерн рубежа XIX и XX веков.

«Тамара и Демон», или «Не плачь, дитя, не плачь напрасно…», иллютрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон», 1890—1891 

На выставке «Мир искусства» впервые была экспонирована картина «Демон поверженный». Она вызвала сенсацию, но Михаил Александрович все время был недоволен своей работой. Каждое утро он приходил и переписывал губы, глаза, нос Демона. Иногда лицо становилось страшным, иногда — несчастным.

Мы собрали демонов Врубеля в виртуальном альбоме. Давайте его посмотрим.

Эмоциональное напряжение приводит к психическому расстройству, и в 1902 год Михаил Врубель ложится в столичную больницу, где врачи диагностируют тяжелейший недуг. Через год состояние здоровья живописца улучшилось, и он переезжает в Киев. Но здесь происходит новое потрясение — умирает его сын. Михаил Александрович опять оказывается в клинике, где в недолгие часы просветления создает настоящие шедевры.

«Портрет сына» 1902

Слава пришла к Михаилу Врубелю, когда тот был уже тяжело болен. Ему присвоили почетное звание академика, а в 1906 году на выставке в Париже творчеству живописца отвели целый зал.

Врубель с женой Надеждой Ивановной Забелой-Врубель, 1892

Прогрессирующая болезнь вызывает слепоту.

Жена регулярно навещала его в больнице для душевнобольных на Васильевском острове в Петербурге, иногда приводила аккомпаниатора и устраивала домашние концерты. Сестра художника Анна Врубель посещала брата ежедневно, гуляла с ним и читала ему вслух. Особенно часто, по её словам, перечитывались тургеневские стихотворения в прозе и чеховская «Степь», по мотивам которой когда-то Михаил Александрович написал картину. Екатерина Ге — сестра Надежды Забелы — вспоминала:

«…Чтением Михаил Александрович очень интересовался и не переносил только грустного конца и всегда на место такого сочинял другой, более счастливый… иногда же он так был занят своим, что не мог слушать ни чтения, ни пения и рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он в древнем мире и во времена Возрождения и сделал все знаменитые произведения.»

«После концерта (портрет жены художника)»,1905

В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. Иногда наступали просветления, и тогда он жаловался на постигшее его несчастье и изобретал аскетические практики, которые должны были вернуть ему зрение: отказывался от пищи, целыми ночами простаивал перед кроватью.

«Портрет доктора Ф. А. Усольцева», 1904

Анна Александровна Врубель вспоминала, что в последний год её брат говорил, что устал жить. Суровым февралём 1910 года он намеренно простаивал под открытой форточкой и спровоцировал у себя воспаление лёгких, перешедшее в скоротечную чахотку.

Один из лечащих врачей Врубеля — доктор Усольцев писал:
«С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми; они у него погибли последними, так как были первыми»

«Принцесса Грёза», 1896

Накануне смерти (1(14) апреля 1910 года) Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию».
Действительно, на следующий день гроб был установлен в Академии художеств. В алфавите погребённых записали: «Скончался от прогрессивного паралича»

«Сирень», 1900

3 апреля состоялись похороны на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.
Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».

Алекандр Блок над могилой Врубеля сказал:
«Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Художник за работой, фото 1898 года

Давайте посмотрим работы гениального художника в нашем виртуальном альбоме.

Спасибо за внимание!