Патриотический час «Моряки подводники – сила, мощь страны!»

В глубине морской пучины служат для народа 
Моряки-подводники — все мужского рода! 
Не простая у них служба, смелость и отвага —
Это их второе имя. Всё во имя блага! 

Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня 19 марта, День моряка-подводника — праздник, который отмечается военнослужащими, ветеранами и гражданским персоналом подводных сил Военно-Морского Флота Российской Федерации.


Лучшие моменты Главного военно-морского парада в Санкт-Петербурге:

Дата была выбрана не случайно, в связи с событием, произошедшим 19 марта 1906 года, когда по указу Императора Российской империи Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс 
боевых кораблей — подводные лодки.

С той поры в Российской империи и появился новый праздник
«День моряка-подводника», 
однако после Октябрьской революции 1917 года отмечать его перестали. Почти девять десятилетий спустя, праздник был возрождён. 

15 июля 1996 года Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал флота Феликс Николаевич Громов подписал приказ № 253, в котором предписывалось отмечать «День моряка-подводника» ежегодно, 19 марта.

Сегодня моряки-подводники надежно стоят на защите национальных интересов нашего Отечества. Представители самой героической и морской профессии всегда отличались смелостью, храбростью и мужеством, они беззаветно преданы своему воинскому долгу.
Этим обусловлена народная любовь и признательность к морякам, несущим нелегкую службу в прочном корпусе.
Боевая деятельность подводных сил Российского флота на протяжении всей истории отличалась высокой активностью, моряки-подводники являли собой пример самопожертвования и профессионализма.
Сила духа и мужество подводников, до конца выполнивших свой долг, золотыми буквами вписаны в героическую летопись России.
Видеофильм

Подводники – это элита флота. Их служба всегда связана с большой степенью риска и выдержкой. Трудно даже жить в замкнутом пространстве, а не то, что вести определенную работу, решать боевые задачи.
Только люди особенного склада могут выдержать эти испытания. Это очень мужественные люди.
Недаром их девизом стали слова:
«Вместе победить и вместе умереть». И только так!
Уходящая в автономное плавание подлодка становится для экипажа и домом, и местом боевой работы, и братской могилой – если более удачливым окажется противник. Поэтому – только вместе. Только победить! Или умереть… Третьего не дано — даже в мирное время. Тем более – во время войны.

Однако история этого праздника уходит своими корнями гораздо ранее 1996 года.

Впервые идея постройки подводного «потаенного судна» зародилась в России еще в петровские времена, когда в 1718 году к Государю с подобным проектом обратился изобретатель-самородок крестьянин Ефим Никонов, обещавший сделать «к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец». Идея заинтересовала Петра Великого и 1720-1721 годах была построена сначала модель, а затем, к 1724 году и полноразмерное подводное «Потаенное судно», ставшее первой российской подводной лодкой. Однако испытания деревянного судна закончились аварией. Спустя 6 лет первая российская деревянная подводная лодка была построена, но… в самом начале ходовых испытаний она затонула, а сам Ефим Никонов чуть не погиб. Попытки устранить неисправности конструкции не принесли результатов и после смерти Императора Петра Никонов попал в опалу, был разжалован до рядового плотника и сослан на Астраханскую верфь.

После смерти Петра, по приказу Адмиралтейской коллегии, работа над созданием потаенных судов была остановлена. Хотя интерес к лодкам, которые могут плавать под водой, в России никогда не ослабевал. Лучшее доказательство этому – архивы Адмиралтейства, в которых хранится более 135 проектов подводных лодок с чертежами и полными расчетами. В царствование Императора Павла I, по стопам Никонова пошел житель Кременчуга С.А.Ромодановский, сконструировавший в 1799 году подводное судно. По предложению вице-президента Адмиралтейств-коллегии адмирала Г.Г.Кушелева с проектом Ромодановского ознакомилась специальная комиссия Академии наук, но отклонила его, найдя в нем ряд существенных недостатков.
К идее строительства потаенных военных судов вернулись во времена Государя Николая Павловича.
В 1829 году проект железной подводной лодки с цилиндрическим корпусом представил заключенный Петропавловской крепости польский мятежник К.Г.Чарновский, который, впрочем, не был осуществлен. Правда, в дальнейшем ее конструкция была признана неудачной, впрочем, как и конструкция подводной лодки инженера И.Ф. Александровского (1866 год).
Особого внимания заслуживают подводные лодки, сконструированные в конце 19-го века видным русским инженером С.К. Двежецким.

Первая подводная лодка, которая хоть отдаленно напоминает современные модели, была построена в 1834 году (за 30 лет до того, как Жюль Верн написал свой знаменитый роман «20 тысяч лье под водой»).
Честь ее создания принадлежит русскому инженеру К. А. Шильдеру.
Но уже в 1834 году выдающийся военный инженер генерал К.А.Шильдер создал первую в мире шестиметровую цельнометаллическую подводную лодку, которая могла опускаться на глубину до 12 метров.
Первые испытания лодки Шильдера состоялись 29 го августа 1834 года в присутствии Императора Николая I на Неве.

Несмотря на то, что опыт в целом был удачным, явно недостаточной оказалась скорость движения подводной лодки. И вскоре проект заглох — в 1847 году разработки корабля были остановлены в связи с критическим отношением к идее со стороны военного министра А.И.Чернышева и начальника Морского ведомства князя А.С.Меншикова.
Однако от перспективной идеи не отказались.
В царствование Императора Александра II, в 1862 году новый проект подводного судна предложил И.Ф.Александровский, но Морской учений комитет в затею не поверил и постановил оставить проект без последствий.
Но Александровский не отступил, и в 1866 году в Кронштадте прошло первое испытание изобретенного им судна. Подводную лодку лично осмотрел Император Александр II, в его присутствии лодка погрузилась и прошла некоторое расстояние под водой.
Подводная лодка Александровского в 1868 году в 15 часов дня погрузилась на глубину 9 метров с экипажем из 22 человек и оставалась под водой до 8 часов следующего утра. Как сообщалось в донесении, «во время пребывания под водой гг. офицеры и команда нижних чинов пили, ели, курили, ставили самовар. Все это происходило при отличном освещении лампами и свечами. Клапаны были все закрыты, и однако же воздух в лодке нисколько не был испорчен, все лампы и свечи горели светло и ясно, и никто не ощущал ни малейшего неудобства под водой: ели, пили, спали совершенно так, как в обыкновенных комнатах…». Однако ходовые испытания прошли менее удачно и потому для массового производства лодка не годилась.

Следующий заметный шаг в развитии русского подводного флота сделал русско-польский изобретатель, участник Русско-турецкой войны 1877-78 гг., награжденный за храбрость Георгиевским крестом, С.К.Джевецкий. Построенная им одноместная подводная лодка, движимая силой ног человека, испытывалась в 1878 году на одесском рейде.
А в следующем году Джевецкий предложил проект уже четырехместной подлодки, которая была построена в Санкт-Петербурге в 1879 году и успешно прошла испытания.
К 1881 году лодки Джевецкого были построены и распределены по крепостям, но боевого применения не имели (все они предназначались для прикрепления мин к неподвижным кораблям противника).
Между тем, Джевецкий продолжал совершенствовать свое изобретение и в 1885 году создал первую в мире подводную лодку с электрическим двигателем, работавшим от аккумулятора, что послужило началом принципиально нового направления в подводном судостроении.
За проект подводной лодки водоизмещением около 120 т, имеющей паровую машину, экипаж 12 человек, которую он разработал совместно с А.Н. Крыловым, на Международном конкурсе в Париже в 1898 году Джевецкому была присуждена первая премия.

Но по-настоящему за дело строительства подводного флота России взялись лишь с начала XX века.
С декабря 1900 года Морское министерство приступило к проектированию первых подводных лодок. А к 1902 году практически была завершена работа над «миноносцем 150», более известным как подводная лодка «Дельфин». В 1903 году лодка прошла первые испытания, а в следующем, 1904 году, первый командир первой русской боевой подводной лодки «Дельфин» капитан 2 ранга М.Н.Беклемишев был назначен временно заведующим подводным плаванием.
В 1905-м, во время Русско-японской войны, вместе с другими подводными лодками («Сом» и «Касатка») «Дельфин» неоднократно принимал участие в боевом патрулировании в районе бухты Преображения. И в том же году в России появляется должность Заведующего подводным плаванием, на которую был назначен контр-адмирал Э.Н.Щенснович.

После окончания Русско-японской войны, когда стало очевидно, что за подводными лодками будущее, было решено развивать строительство Российского подводного флота.
И в скором времени по указу Императора Николай II в классификацию судов Российского военного флота был включен новый класс боевых кораблей — подводные лодки.

Произошло это событие следующим образом. Морской министр вице-адмирал А.А.Бирилев 6/19 марта 1906 года подготовил доклад, в котором говорилось о необходимости внести в установленную еще в 1891 году классификацию судов военного флота разряд подводных лодок. Ознакомившись с доводами министра, Государь дал свое высочайшее соизволение и по результатам доклада 11/24 марта 1906 года был издан соответствующий приказ по морскому ведомству за подписью А.А.Бирилева.
«Государь Император, в шестой день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки», — отмечалось в приказе по Морскому ведомству.

Только в 1904 году усилия российских инженеров увенчались успехом. На Балтийском заводе была построена первая действующая подводная лодка, которая успешно прошла испытания.
19 марта 1906 года император Николай II издал указ о создании нового класса боевых судов – подводных лодок. Буквально спустя 10 дней, 27 марта 1906 был сформирован первый Учебный отряд подводного плавания.
Одновременно с этим, в России появился и новый праздник – День моряка-подводника, который ежегодно отмечался до 1917 года 19 марта.
Высочайшее соизволение монарха и подпись морского министра превратили подводные лодки России в самостоятельный класс кораблей Российского Императорского Флота. Именно с этого дня подводные лодки получили свое настоящее название (до этого их относили к миноносцам и «катерам малой видимости»), и были отнесены к кораблям 3-4 ранга.

А уже 27 марта / 9 апреля того же года был учрежден Учебный отряд подводного плавания при порте Императора Александра III в Либаве (Лиепаи). Здесь базировались учебное судно и подводные лодки «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Лосось», «Сиг», позже появились «Макрель» и «Окунь».
К 1911 году здесь была сформирована первая бригада подлодок российского флота, включавшая в себя 11 подводных кораблей и 2 плавучие базы («Европа» и «Хабаровск»).

К началу Первой мировой войны в составе Российского Военно-морского флота числились уже 22 боеспособные подводные лодки, еще 24 строились на верфях. Бригады, дивизионы и отряды их базировались на Балтике, Черном море и Тихом океане.

Проложен курс и время нас не ждет,
И командир дает добро на погруженье
Отчизной славною мы призваны к служенью
Где флот России — враг точно не пройдет.

В дни лихолетий спорил ты с судьбой
В строю сегодня лодки новых поколений,
И ветеранам героических сражений
За ратный подвиг вам поклон земной.

В первую мировую войну 1914–1918 гг. подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. А к концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать, как тактические, так и некоторые оперативные задачи. 

С той поры и было принято считать дату 6/19 марта «Днем моряка-подводника», однако после революции 1917 года о ней забыли.

За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей.
К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок. Управлял ими командующий флотом, боевой и повседневной деятельностью руководил подводный отдел флота.
Несмотря на то, что в советские годы в развитии отечественного подводного флота были сделаны огромные успехи (достаточно напомнить, что к началу Второй мировой войны подводный флот СССР был крупнейшим в мире — 267 боевых единиц, а в годы «холодной войны», став ракетно-ядерным он не уступал никому в мире ни по количеству, ни по скорости хода и глубине погружения), а многие командиры и экипажи подводных лодок навсегда вписали свои имена золотыми буквами в героическую летопись России (116 подводников были удостоены звания Героя Советского Союза, Героя России или Героя Социалистического Труда), собственного праздничного дня у подводников не было.

Переломным этапом в истории советского Морфлота явилось внедрение на подводные лодки в 50 годы ядерных энергетических установок. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания.

Уже к 1961 году российский флот имел 9 атомных лодок — 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и, с учетом царской России, свыше 1000 дизельных подводных лодок.

Сейчас для ВМФ России создана группировка подводных атомных крейсеров с крылатыми ракетами. В ее составе — подводные лодки проекта 949а, вооруженные 24 ракетами типа «Гранит». Эта группировка способна с высокой эффективностью решать задачи поражения группировок надводных целей, в том числе авианосных соединений.
Каждый год Главнокомандующий ВМФ адресует морякам-подводникам праздничные обращения, в которых благодарит их за мужественный и нелегкий труд, безупречный профессионализм и самоотверженное служение Родине. 19 марта традиционно проходят торжественные собрания, концерты, приемы. За особые заслуги моряки-подводники награждаются орденами, почетными грамотами и ценными подарками.
Подводные силы ВМФ «Осиное гнездо».

Предлагаем вашему вниманию интересную морскую викторину «По морям, по волнам»:

Моряк-подводник — звучит уж очень гордо.
И в этот день пусть знает вся страна,
Что вы герои — знаем это твердо.
Сегодня скажем: честь Вам и хвала!

Не каждый сможет жить пол года в море.
Ведь тут особая любовь к нему нужна.
Привыкли мы всегда быть на просторе.
Но вот такая служба Родине — важна.

Сегодня мы поздравим покорителей глубин,
Подводных обитателей военных субмарин.
Успехов вам по службе, здоровья всем и силы,
Подводный флот надёжный щит для матушки России.

Подготовила: Л.А.Сукрушева

Благодарим вас за внимание и еще раз с праздником!!!