Дневник искусств «Портретист великий, натуралист неподражаемый»

Василий Тропинин — талантливый живописец XIX столетия, работал в жанре романтического и реалистического портрета.
По происхождению Василий Андреевич был крепостным крестьянином. Он получил свободу только в 47 лет, когда уже стал знаменитым художником.
Портреты у Тропинина заказывали московские дворяне и купцы, его картины покупали коллекционеры и антиквары.

В этом году мы отмечаем 245 лет со дня рождения великого портретиста.

Давайте посмотрим работы Василия Тропинина в виртуальном альбоме, который мы назвали «Портреты доброты»

Василий Тропинин был уроженцем Новгородской губернии. Он появился на свет 30(19) марта 1776 г. в крепостном семействе. Отцу будущего мастера граф Антон Миних за исправную службу даровал вольную. Жену и детей крестьянина он не освободил, а передал графу Ираклию Моркову как приданое за одну из дочерей. Так глава семьи был вынужден пойти служить новому барину домоправителем.

С детских лет Василий Тропинин увлекался рисованием. Особенно ему нравилось изображать людей, подмечая свойственные им особенности. До наших дней дошли семейные воспоминания Минихов, из которых известно, что к детским рисункам крепостного мальчишки господа относились, как к забаве.

«Портрет Анны Андреевны Тропининой, сестры художника», 1827

В 1798 г. Василия Тропинина послали в Санкт-Петербург осваивать кондитерское искусство. В столице за подростком присматривал родственник графа, который однажды узнал, что мальчику иногда, в свободное время, удаётся попасть на занятия в Императорскую Академию художеств. Увидев результаты этих занятий, соглядатай подростка с явным дарованием выхлопотал для него согласие графа Моркова на учёбу в Академии, уверив того, что при необходимости будет платить за занятия сам.

С 1798 года вольнослушатель Тропинин, художник начинающий и уже окрылённый искусством, учится у профессора Щукина. Преподаватели, среди которых Угрюмов, Лампи-младший, Дуайен, отмечали, что ученик имеет все задатки, чтобы стать великим художником. Василий Андреевич Тропинин на ежегодных выставках получал похвалы от самых именитых зрителей: ректора, президента Академии. Его первое произведение «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» в 1804 г. отметила сама Мария Федоровна, русская императрица.

«Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», 1829

Радетели добивались для лучшего студента вольной грамоты, но его хозяин внезапно решил, что учиться хватит, и такой талант должен быть рядом с барином: граф Морков в 1804 году приказал своему крепостному Тропинину явиться в своё новое имение в селе Кукавка на Украине. Здесь молодой художник стал подручным хозяина во всех делах, что бы тот ни пожелал: прислуживал и рисовал семью графа, выпекал для него пирожные и чертил планы новых построек.
Тропинин – художник и архитектор сельской церкви в Кукавке, построенной и расписанной им в 1806 году. Церковь Св. Дмитрия Солунского сохранилась до наших дней (перед ней памятник Тропинину).

Церковь Св. Дмитрия Солунского в Кукавке

Получив бесценные знания и опыт во время учёбы в Академии, Василий Андреевич использовал все возможности заниматься любимым делом. Покладистый характер художника позволял ему обходить острые углы в отношениях с графом и принимать действительность такой, какая она есть.

«Семейный портрет графов Морковых», 1813

Никакого роптания не было даже по поводу того, что граф записал в крепостные вольную поселенку, с которой в 1807 году обвенчался Тропинин. По закону статус супругов должен быть одинаковым – барин рассматривал только закрепощение жены художника, а никак не его освобождение.

Жена Тропинина, Анна Ивановна Катина, в 1809 году родила сына Арсения, который в будущем продолжит династию. В галерее художника есть образы жены и сына; портрет Арсения в истории русской живописи считается одним из лучших детских изображений.

«Голова мальчика» (Портрет Арсения Васильевича Тропинина), 1818

Семейная жизнь сложилась благополучно. Все Тропинины со временем получили вольные (в разные годы).

«Портрет жены Анны», 1809

В августе 1812 года граф Морков по службе отправился в Москву (руководить народным ополчением). После освобождения города от французов граф призвал к себе Тропинина. Сгоревшая Москва заново отстраивалась, новые особняки нуждались в новых полотнах. Поэтому у художника было много работы. Героями его произведений стали счастливые дворянские семейства, дождавшиеся своих героев-родственников с войны, группами и поодиночке. Известность живописца росла вместе с городом и, хотя официальных выставок не было, имя художника знали (представители дворянства, бывая друг у друга). Очень многие пытались повлиять на графа Моркова и добиться вольной для такого таланта.

Сдался граф лишь в 1823 году, когда художнику было уже 47 лет. Жена и сын, крепостные, оставались в качестве заложников графа – он очень хотел удержать живописца возле себя. Но тот, прожив почти полвека, не оставил мечту и подал документы в Академию, чтобы получить звание художника. Комиссию убедили картины Тропинина: «Кружевница», «Нищий старик» и портрет известного тогда гравёра Скотникова. Василию Андреевичу дали звание «назначенного в академики», промежуточное перед заданием на звание академика. Оно, в свою очередь, было также выполнено с честью в 1824 году, что и принесло Тропинину вожделенное звание академика портретной живописи.

«Кружевница», 1823

Жизненная цель была выполнена, профессиональная карьера складывалась успешно. Признанный художник и свободный человек Василий Тропинин на автопортрете, первом в своей галерее, написанном в том же 1824 году, предстаёт в образе довольного и благополучного мужчины. С этого времени художник постоянно живёт и работает в Москве.

«Автопортрет», 1824

Критики считали Тропинина автором особого жанра живописи – «домашнего» или «халатного» портрета. Художник изображал своих героев в простой одежде и непринужденной обстановке. В том же стиле Тропинин создал портрет Александра Пушкина по заказу поэта Сергея Соболевского.

«Портрет А.С. Пушкина», 1827

«Голубые глаза поэта здесь исполнены особенного блеска, поворот головы быстр, и черты лица выразительны и подвижны. Несомненно, здесь уловлены подлинные черты Пушкина, которые по отдельности мы встречаем в том или другом из дошедших до нас портретов. Остается недоумевать, почему этот прелестный этюд не удостоился должного внимания издателей и ценителей поэта» — художник Николай Щёкотов о портрете Александра Пушкина

 В 1828 году, когда умер граф Морков, жена и сын Тропинина получили вольные грамоты.

Доброжелатели предлагали художнику стать преподавателем, но тот ещё не насладился свободой («придётся подчиняться») и мягко отказывал: «никакой официальной обязанности на себя не приму». Лишь в 1833 году Тропинин начинает заниматься с учениками, но на общественных началах – художнику хотелось передать собственный опыт.

Заказов было много, писал художник разных знаменитостей, дружеские портреты и простых людей. Обширная коллекция портретов позволяет сегодняшнему зрителю заглянуть в реалистичные лица людей, живших двести лет назад. Характерная черта портретной живописи Тропинина состоит в том, что все его герои находятся в благодушном состоянии, запечатлены в период покоя и счастья.

В 1836 году познакомился к Карлом Брюлловым, тогда уже прославленным монументалистом, вернувшимся в Россию из-за границы. В знак дружбы Тропинин написал портрет Брюллова, также спокойный и доброжелательный.

«Портрет К.П. Брюллова», 1836

Василий Андреевич Тропинин – пример живописца, перенёсшего на полотна свою собственную доброту и мягкость характера. За них, данных в придачу таланту, Василия Андреевича любили домашние и друзья, преподаватели и ученики. Недаром его иногда называли «русским Грёзом» (Жан-Батист Грёз, французский живописец, отличившийся выразительностью и сентиментальностью образов).

В 1843 году Тропинин стал почётным членом Московского художественного общества – награда за 10-летнее усердие учителя «без всякой обязанности». Ученики в ответ на отеческое отношение со стороны преподавателя и его безграничную доброту обожали Тропинина.

Один из его учеников И. Тучнин вспоминал: «Какой прекрасный человек, отец милосердный к ученикам, портретист великий, натуралист неподражаемый; авторитет, всеми любимый. Мы приходили к нему, он нас, учеников, принимал, как отец принимает детей».

«Портрет Николая Карамзина», 1818

С годами живописцу было всё труднее соперничать с молодыми талантами, но мастер старался сохранять верность главному принципу своих работ – изображать людей счастливыми.

В 1855 году Анна Ивановна умерла. Это подкосило немолодого живописца, любящего свою жену и привыкшего к размеренной жизни в трудах. Он забросил живопись. Оставить насиженное за 30 лет место, квартиру на углу Волхонки и Ленивки, заставил случай: художник обнаружил, что совсем рядом обосновался гробовых дел мастер. Подобного соседства находящийся в горе Тропинин вынести не мог – переехал в Замоскворечье.
В московской квартире Тропинина была знаменитая дверь. Посетители, не застававшие художника дома, оставляли надписи на двери: «был Брюллов», «заходил Свиньин». Вся она за несколько лет покрылась посланиями друзей и почитателей. Василий Андреевич скучал по этой двери особенно, когда купил за Москвой-рекой маленький домик и уехал туда жить вместе с сыном. Здесь он прожил ещё два года.

«Портрет сына художника за мольбертом», 1820-е

Все его друзья, художники, почитатели и родные соберутся у дверей этого домика 3 мая 1857 года, чтобы проводить лучшего московского портретиста в последний путь.
«Никогда еще не было такого большого стечения народа в жилище маститого художника, проводившего всю свою жизнь скромно, благородно, неусыпно, деятельно; много два, три человека близких сходились у него побеседовать и послушать мудрых его речей – а в этот день была толпа, которая была безмолвна…» -из воспоминаний Николая Шихановского.

Похоронен В.А. Тропинин в Москве на Ваганьковском кладбище.

Давайте, друзья, попробуем собрать из пазлов один из портретов
Василия Тропинина. Он называется «Мальчик с топориком»

Мероприятие проводится в рамках работы площадки ArtLab

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!