Литературный календарь «Слово о Буревестнике»

Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) родился 28(16) марта 1868 года. Русский и советский писатель, поэт, прозаик, драматург, основоположник литературы социалистического реализма, инициатор создания Союза писателей СССР и первый председатель правления этого союза.

Завтра мы будем отмечать день памяти Алексея Максимовича Горького.

Сегодня же давайте вспомним одно из ранних произведений Горького, которое все мы очень хорошо знаем — «Песню о Буревестнике».
Эта поэма в прозе, кстати, отмечает юбилей — 120-летие, так как написана в марте 1901 года.

Произведение М. Горького необходимо рассматривать неотделимо от исторического фона времени его появления. «Песня о Буревестнике» написана в ответ на кровавый разгон студенческой демонстрации у Казанского собора в Санкт-Петербурге 4 марта 1901 года.

В этот период писатель создает рассказ, названный «Весенними мелодиями». Венчает этот текст «Песня о Буревестнике». Заканчивал своё произведение Горький, находясь в Нижнем Новгороде. В это время, как мы помним, Российская империя особенно остро цензурировала литературу. Причина – риски революционных выступлений. Конечно, даже эти предосторожности не уберегли страну от новой революции и последовавшей за ней Гражданской войны. Так что, учитывая ярко выраженное революционное настроение текста Горького, произведение запретили публиковать.

В печати вышел только финал этого текста. Горький, для завершения «Весенних мелодий», выбрал довольно оригинальную форму – белый стих. Итак, апрельскими днями 1901 года читатель уже мог встретить «Песню о Буревестнике» на страницах периодического издания «Жизнь». В целом, долгое время (да и сегодня, пожалуй, тоже) произведение Горького считалось самостоятельным литературным шедевром.

Выписав полностью текст «Песни о Буревестнике» из журнала «Жизнь», царский цензор доносил: «Означенное стихотворение произвело сильное впечатление в литературных кружках известного направления, причём самого Горького стали называть не только «буревестником», но и «буреглашатаем», так как он не только возвещает о грядущей буре, но зовёт бурю за собою».

Старый большевик Е. Ярославский в статье «Путь пролетарского писателя в подполье» вспоминал о первых годах двадцатого века:

«Появляется рассказ Горького «Весна», который печатался и переписывался от руки; но особенно большое значение имел «Буревестник» Горького — эта боевая песнь революции. Вряд ли в нашей литературе можно найти произведение, которое выдержало бы столько изданий, как «Буревестник» Горького. Его перепечатывали в каждом городе, он распространялся в экземплярах, отпечатанных на гектографе и на пишущей машинке, его переписывали от руки, его читали и перечитывали в рабочих кружках и в кружках учащихся. Вероятно, тираж «Буревестника» в те годы равнялся нескольким миллионам… Нет никакого сомнения в том, что… воззвания Горького и его пламенные боевые песни — «Буревестник», его «Песнь о Соколе» — имели не меньшее революционное воздействие на массы, чем прокламации отдельных революционных комитетов партийной организации; да и сами партийные организации нередко издавали горьковские воззвания и распространяли их широко в массах».

Буревестник Горького олицетворяет революционную силу народа, его пробуждающееся в царской России самосознание. В образе бушующего моря воплощается нарастающее возмущение широких масс, в образе туч – силы реакции. Уловив сущность развивающихся в России событий, проникнув в их глубину, Максим Горький в своей «Песне о Буревестнике» в художественно ярких и эмоционально волнующих образах говорит о растущем в стране революционном движении.

Кроме призыва бури, революции, в произведении звучит и другой мотив — вечная тема одиночества. Здесь отвага смелого и честного героя противопоставлена обывательской трусости и ограниченности серой жизни.

Давайте послушаем «Песню о Буревестнике», друзья.

 «Песня о Буревестнике» принадлежала к числу любимых В.И. Лениным произведений М.Горького. «Владимир Ильич,— рассказывала Н.К.Крупская, — очень ценил Алексея Максимовича Горького как писателя. Особенно нравились ему «Мать», статьи в «Новой жизни» о мещанстве, — сам Владимир Ильич ненавидел всякое мещанство, — нравилось «На дне», нравились песни о Соколе и Буревестнике, их настрой, любил он такие вещи Горького, как «Страсти-мордасти», как «Двадцать шесть и одна».

Художественные образы «Песни о Буревестнике» неоднократно использовались В.И.Лениным и другими руководителями большевистской партии в революционной борьбе.
В 1906 году, в статье «Перед бурей», В.И.Ленин писал:


«Мы стоим, по всем признакам, накануне великой борьбы. Все силы должны быть направлены на то, чтобы сделать её единовременной, сосредоточенной, полной того же героизма массы, которым ознаменованы все великие этапы великой российской революции. Пусть либералы трусливо кивают на эту грядущую борьбу исключительно для того, чтобы погрозить правительству, пусть эти ограниченные мещане всю силу «ума и чувства» вкладывают в ожидание новых выборов, — пролетариат готовится к борьбе, дружно и бодро идёт навстречу буре, рвётся в самую гущу битвы. Довольно с нас гегемонии трусливых кадетов, этих «глупых пингвинов», что «робко прячут тело жирное в утёсах».
«Пусть сильнее грянет буря!»

М.И.Калинин назвал горьковского «Буревестника» предвестником 1905 года.
На собрании актива днепропетровского комсомола М.И.Калинин говорил:

«Я очень советую комсомольцам, нашей молодёжи прочесть «Буревестник» Горького. Там прекрасно передано революционное стремление передовых людей старой России».

В годы борьбы русского народа с самодержавием «Песня о Буревестнике» была одним из могучих средств революционной пропаганды.
Но и сегодня это произведение само по себе представляет существенную литературную ценность.
И продолжает будоражить умы и души людей.

По мотивам «Песни о Буревестнике» сняли даже мультфильм.
Давайте посмотрим его, друзья.

Завершая рассказ об одном произведении А.М. Горького, давайте вспомним и другие его произведения.
Только на этот раз — в игровой форме.

Предлагаем вам, дорогие друзья, поискать ответы на вопросы нашего кроссворда «По страницам произведений А.М. Горького», в котором спрятаны названия рассказов писателя.

Вот и подошло к концу наше мероприятие.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!