Культурный бюллетень «Невероятная судьба. Савва Мамонтов»

Савва Иванович Мамонтов – один из самых известных русских предпринимателей конца XIX века, чей род находится рядом с такими известными купеческими фамилиями, как Морозовы, Рябушинские, Третьяковы, Бахрушины, Демидовы, Алексеевы, Сапожниковы. Его бурная деятельность затрагивала такие далёкие друг от друга сферы, как железные дороги и русская опера, скульптура и технические училища, новейшие технологии и развитие крайнего Севера.

В этом году мы отмечаем 180-летие со дня рождения известного русского промышленника и мецената.

Савва родился в Тобольской губернии в богатой купеческой семье.
Иван Фёдорович, отец Саввы, занимался прибыльным в России делом – торговал алкоголем, причём имел право делать это по собственным ценам. Вскоре после рождения Саввы семья перебралась в Москву, где глава семейства расширил свой бизнес. А кроме того, помимо виноторговли занялся нефтью и строительством железных дорог, которые в ту пору начали активно развиваться.

С молодых лет Савва увлёкся театром. Что совсем не нравилось его отцу: Мамонтов-старший, мечтавший передать сыну свои дела, считал, что тот вместо учёбы предаётся «непозволительным столичным пустым удовольствиям», позволяет себе «музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе».

Братья Федор, Анатолий и Савва Мамонтовы. 1850-е годы.

В августе 1862 года отец, участвовавший в создании первых нефтепромыслов, отправил Савву в учреждённое им Закаспийское торговое товарищество в Баку. Иван Фёдорович не скрывал, что таким образом он стремился отлучить будущего предпринимателя от богемных соблазнов и привить ему трудолюбие, которое, по его мнению, и являлось «исполнением прямого долга в жизни». 

По возвращении в Москву из своей восточной командировки Савва Иванович сильно заболел и был послан на лечение в Милан, где неожиданно вновь увлёкся театром, на сей раз – оперным, и даже спел несколько басовых партий в «Норме» и «Лукреции Борджиа» на сцене «Ла Скала».
Здесь же он встретил свою любовь – Елизавету Григорьевну Сапожникову, столь же нежно увлечённую музыкой и искусством, как и сам Савва.

Савва Иванович был удивительно «артистическим» человеком, увлекаясь, работал неудержимо и много, но главное – делал всё очень и очень неплохо, не оставаясь талантливым дилетантом, но совершенствуя своё мастерство.
Очень показательна здесь история увлечения Саввы скульптурой – следующей после театра «страсти» неутомимого купца.
Познакомившись с известным скульптором М.М. Антокольским, он вдруг начинает много лепить, в следующий свой приезд в Рим берёт у мастера уроки. По отъезду Мамонтова Марк Матвеевич пишет в письме: «Вчера уехал один из новых друзей моих, некто Мамонтов… Приехавши в Рим, он вдруг начал лепить, – успех оказался необыкновенный… Лепка у него оказалась широкой и свободной… Вот Вам и новый скульптор!!! Надо сказать, что если он будет продолжать и займётся искусством серьёзно хоть годик, то надежды на него очень большие».

Давайте посмотрим на работы Мамонтова-скульптора, которые мы собрали в видеоальбоме «Савва Мамонтов как скульптор»

За 40 лет (с 1863 по 1903 гг.) своей активной деятельности Савва Иванович поучаствовал в невероятном множестве проектов и как промышленник, и как меценат. Среди них строительство целой сети железных дорог на Русском Севере и к Донецкому угольному бассейну, открытие первой русской частной оперы, адресная поддержка русских художников, актёров и музыкантов, запуск вагоностроительного завода в Мытищах и судоверфи на Неве, создание сети средне-технических учреждений в Костроме, поддержка Московского товарищества художников, создание Художественно-промышленного общества при Строгановском училище, поддержка издания журнала «Мир искусства», проект освоения земель русского Севера.

Одним из самых заметных проектов С.И. Мамонтова в предпринимательской деятельности стало именно строительство северных железных дорог. Начав с небольшой ветки Москва – Сергиев Посад в 1862 году, уже к 1870-му мамонтовское товарищество построило в 6 раз больше путей: Сергиев-Ярославль, Иванов-Шуя, Рыбинск-Бологое. Позже на деньги Саввы Ивановича и его компаньонов будут открыты ветки: Ярославль-Рыбинск, Ярославль-Кострома, Ярославль-Вологда-Архангельск, Александро-Киржач, Бельково-Юрьев-Польский, Москва-Савелово, Петербург-Вологда-Вятка. Отдельно следует отметить донецкую каменноугольную железную дорогу, которая дала возможность развивать добычу угля в Донецком бассейне.

Предлагаем вам посмотреть документальный фильм «Гении и злодеи. Савва Мамонтов». 2008

После покупки усадьбы Абрамцево семья Мамонтовых чаще всего проводила лето именно там, в кругу родных и друзей, среди которых было много композиторов, художников, скульпторов, архитекторов.
Необычайные таланты были у Саввы Ивановича и в драматургии, и в режиссуре.
Сначала Мамонтов создал любительский театр в своём имении, а потом открыл Частную русскую оперу.
Савва Иванович всегда был поклонником и оперного пения, и театра, и живописи. Ему хотелось совместить эти три искусства, которые в тот момент были разделены невидимыми стенами академии. Поэтому свою оперу он стал собирать не столько из певцов, сколько из талантливых актёров и художников-декораторов. Конечно, это вызывало нарекания, Мамонтову часто указывали на непрофессионализм его певцов, обвиняли их в дилетантстве. Савва Иванович не сдавался и в итоге, действительно, сумел создать что-то необычайное. В его опере ставились отвергнутые в казённых театрах произведения Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахманинова, а исполнителями главных ролей были Ф. Шаляпин, Т. Любатович, Н. Салина. В создании костюмов и декораций участвовали такие выдающиеся художники, как Нестеров, Поленов, Суриков, Коровин, Врубель, Васнецов, Левитан. Одной из главных идей мамонтовского театра стала постановка русских опер с русскими актёрами, наравне с господствовавшими тогда повсеместно итальянскими произведениями.

Савва Мамонтов и группа участников «Абрамцевского кружка»

Можно сказать, что самым крупным проектом семьи Мамонтовых стало создание и поддержка литературно-художественного кружка вокруг их усадьбы в Абрамцево. Изначально усадьба принадлежала писателю-славянофилу С.Т. Аксакову. Мамонтовы приобрели Абрамцево в 1870 году и практически тут же «у Саввы и Лизы» появился широкий круг художников, литераторов, скульпторов, музыкантов и архитекторов, либо приезжавших «на вакации», либо живших здесь весь сезон. Среди посещавших усадьбу были И.С. Тургенев, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, В.И. Суриков, В.А. Серов, В.Д. Поленов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, И.Е. Репин.

На многие годы Абрамцево станет средоточием художественной жизни для русской творческой интеллигенции и послужит образцом для многих других подобных центров притяжения. Здесь будут написаны многие знаменитые картины – от репинских и поленовских этюдов до знаменитых картин Серова, Врубеля, Нестерова. Символом радостного и тёплого Абрамцева станет портрет дочери С.И. Мамонтова — Веры Мамонтовой — Валентина Серова «Девочка с персиками».

Конечно, гостей привлекала и природа Абрамцево — чрезвычайно живописная, с озёрами, речкой Ворей, фруктовым садом и регулярным парком.

Хотите посмотреть, как выглядит это чудесное место? Соберите картинку.

В конце 90-ых годов несколько ошибок предпринимателя привели к печальному итогу – он разорился. 11 сентября 1899 года Савва Мамонтов был арестован в своём московском доме. Его обвинили в незаконном изъятии из кассы железной дороги крупной денежной суммы и злоупотреблениях при строительстве линии Вологда — Архангельск. Мамонтов провёл в Таганской тюрьме полгода. В одиночной камере он занимался лепкой. Любопытно, что даже надзиратели соглашались выступать в качестве моделей.

От потрясения Савва Иванович не оправился до конца жизни. Всё его имущество, включая дом в Москве, коллекцию произведений искусства, все акции, заводы и земли – всё это было арестовано и распродано. Только Абрамцево, как собственность жены, к счастью, осталось нетронутым.

В начале 1900 года Савва Иванович был освобождён из-под стражи — согласно материалам следственного дела, ему было предписано до суда находиться под домашним арестом. Изменение меры пресечения произошло после рассмотрения следователем медицинского заключения о том, что Мамонтов «страдает болезнями лёгких и сердца».
После суда Савва Иванович и Елизавета Григорьевна, не оформившие официального развода, стали жить отдельно. Выйдя из тюрьмы, Савва Иванович, постоянно находившийся под полицейским надзором, поселился в Москве в усадьбе за Бутырской тюрьмой. В этот бревенчатый дом он перевёз из Абрамцева гончарную мастерскую, ставшую хозяйственным предприятием. На нём работали по найму полтора десятка человек, которые изготавливали — на заказ или на продажу небольшими партиями — печные изразцы, посудные формы, мелкую бытовую пластику.
Из старых друзей Савву Ивановича навещали Поленов, Серов, Васнецов.
Зимой 1918 года он простудился и уже не смог подняться. Смерть наступила в марте того же года. Похороны были скромными, гроб с телом мецената перевезли из Москвы в Абрамцево.

В газетных некрологах его называли «московским Медичи», «Саввой оперным», «последним из могикан».

При жизни — «Саввой великолепным»…


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!